Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение бюджетного процесса, а также реформирования бюджетного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие и рассмотреть организацию бюджетного процесса;
дать характеристику стадий бюджетного процесса и его участников;
рассмотреть процесс реформирования бюджетного процесса в
Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Бюджетный процесс……………………………………………………..5
1.1. Понятие и организация бюджетного процесса……………………………...5
1.2. Принципы бюджетного процесса………………………………………...… 8
1.3. Задачи бюджетного процесса………………………………………………..9
1.4. Структура бюджетного процесса………………………………………….10
1.5. Участники бюджетного процесса…………………………………………12
Глава 2 Организация бюджетного процесса……………………………….....15
2.1 Стадия составления бюджета……………………………………………....15
2.2 Стадия рассмотрения и утверждения бюджета……………………….….22
2.3 Стадия исполнения бюджета…………………………………………….….26
2.4 Стадия утверждения отчета об исполнении бюджета…………..................28
Глава 3 Направления реформирования бюджетного
процесса в РФ……………………………………………….………....30
Заключение……………………………………………………………………..36
Практическая часть…………………………………………………………….39
Список используемых источников…………………………………………....41
В целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.
Составление бюджета основывается:
Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в Государственную Думу одновременно со следующими документами и материалами:
- основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период;
- предварительными итогами социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего финансового года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития Российской Федерации за текущий финансовый год;
- прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
- оценкой ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год;
- прогнозом основных параметров бюджетной системы Российской Федерации, в том числе консолидированного бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
- пояснительной запиской к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
- расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
- реестром расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, в том числе за счет субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
- перечнем публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, и расчетами по ним на очередной финансовый год и плановый период;
- методиками (проектами методик) и расчетами распределения межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде;
- основными показателями государственного оборонного заказа;
- отчетами о реализации долгосрочных целевых программ;
- федеральной адресной инвестиционной программой;
- верхним пределом государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на конец очередного финансового года и каждого года планового периода по видам долговых обязательств и с разбивкой по отдельным государствам;
- верхним пределом и проектом структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;
- проектом программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период;
- проектами программ государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
- проектом программы государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте и проектом программы государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
- предложениями по минимальному размеру оплаты труда, размеру стипендий, а также предложениями о порядке индексации заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений, денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих в очередном финансовом году и плановом периоде;
- расчетами прогнозируемого использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, прогнозируемого объема средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало и конец очередного финансового года и каждого года планового периода.
Центральный банк Российской Федерации до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период.
Предварительно указанный проект направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года.
Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации.
В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Совет Государственной Думы (а в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы) направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрения бюджета, (далее комитет по бюджету), для подготовки заключения о соответствии представительных документов и материалов установленным требованиям.
Совет Государственной думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку. Указанный законопроект подлежит возвращению на доработку в Правительство РФ, если состав представительных документов и материалов не соответствует требованиям ст. 192 БК РФ.
Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в десятидневный срок и рассмотрен Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в установленном законом порядке.
2.2 Стадия рассмотрения и
Порядок рассмотрения и утверждения бюджета – один из наиболее социальных значимых процессов в жизнедеятельности общества и особенно государственных структур. Поскольку бюджет – главный финансовый план страны, его принятие непосредственно затрагивает экономическую политику государства и интересы должностных лиц.
Характерная отличительная черта второй стадии бюджетного процесса – это фактическое общественное признание представительными органами власти предлагаемых проектов бюджетов. Мера признания в демократичном обществе может быть различной: от полного отрицания и его разработчиков до полного согласия. Но в любом случае тот или иной бюджет должен быть принят, ибо в отсутствии его государство перестанет существовать.
Поэтому официальным процедурам рассмотрения
и утверждения бюджета
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях. При этом федеральные законы о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ, о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год должны быть приняты Государственной Думой до утверждения основных характеристик федерального бюджета в первом чтении. Федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, минимальном размере оплаты труда и пенсий, размере тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий должны быть приняты Госдумой до рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.
При отклонении Госдумой федеральных законов о внесении изменений в налоговое законодательство РФ, а также в законодательные акты РФ о тарифах взносов в государственные внебюджетные фонды до рассмотрения в первом чтении проекта федерального бюджета расчеты по всем показателям федерального бюджета осуществляются на основе законодательства РФ.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Первые 15 дней комитеты Госдумы готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения о принятии или отклонения законопроекта, а также предложения по предмету первого чтения. На их основании Комитет по бюджету готовит свое заключение и проект постановления Госдумы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете и представляет их на рассмотрение в Госдуму.
За рассмотрением проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении Госдума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и второго профильного комитета, а также доклад Счетной палаты РФ и принимает решение о его принятии. В случае принятия законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета. При отклонении Госдума может:
По итогам рассмотрения в первом
чтении проекта федерального закона
о федеральном бюджете
Во втором чтении, занимающем 15 дней, утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов РФ и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет по бюджету поправки по расходам федерального бюджета, в соответствии с которыми Комитет по бюджету разрабатывает и вносит в Госдуму проект постановления о принятии федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении. Если Госдума отклоняет законопроект во втором чтении, то он передается в согласительную комиссию.
Государственная Дума рассматривает проект закона о бюджете в третьем чтении в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении:
Субъекты права
В четвертом чтении Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в течение 15 дней и принимает его в целом. Принятый Госдумой законопроект о федеральном бюджете в течение пяти дней передается Совету Федерации, который рассматривает его 14 дней.
После одобрения Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент имеет право сразу подписать федеральный закон или отклонить его. При отклонении закон передается для устранения разногласий в согласительную комиссию с участием представителя Президента РФ, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Госдумы согласованный закон. Госдума повторно рассматривает федеральный закон в одном чтении.
При существенных отклонениях фактических параметров исполнения бюджета от плановых, возникающих в результате нестабильности экономики и недостаточно хорошего качества формирования бюджета, появляется необходимость внесения изменений в Закон о бюджете. Тогда Правительство РФ разрабатывает и представляет в Госдуму проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете. В случае снижения ожидаемых поступлений в федеральный бюджет, что может привести к изменению финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% годовых назначений. Правительство РФ вносит в Госдуму проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете со следующими документами: - отчетом об исполнении федерального бюджета за период текущего года, включая последний месяц, предшествующий тому месяцу, в течение которого вносится указанный проект; - отчетами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов федерального бюджета за период текущего года, включая последний месяц, предшествующий месяцу, в течение которого вносится указанный проект; - отчетом об использовании средств резервных фондов Правительства РФ и Президента РФ; - отчетами Минфина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов; - анализом причин, обусловивших внесение изменений в федеральный закон. Госдума рассматривает данный законопроект в четырех чтениях в течение 15 дней.