Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:36, реферат
Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.
Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности[1].
Бюджетный процесс
В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.
Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях.
В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается:
По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:
Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает:
В третьем чтении — по подразделам. Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета.
После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ.
До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.
Стадии бюджетного процесса
Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:
Участники бюджетного процесса
Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 ст. 152 БК РФ являются:
Понятие бюджетного процесса и основные полномочия его участников
Бюджетный процесс – составная часть бюджетного права, а точнее – один из правовых институтов, входящих в подотрасль «бюджетное право». Бюджетный процесс как правовой механизм направлен на принятие реального бюджета, законов (решений) о бюджете и государственных внебюджетных фондов, а также на эффективное их исполнение.
В настоящее время основным правовым актом, регулирующим бюджетный процесс, является Бюджетный кодекс РФ (ст. 152–273). Однако, учитывая федеративное устройство России, бюджетный процесс существует как на уровне федерации, так и на уровне субъектов РФ. Кроме того, бюджетный процесс имеет место на уровне муниципальных образований. В связи с этим правовым источником бюджетного процесса является не только БК РФ, но также законы субъектов РФ о бюджетном процессе и постановления представительных органов местного самоуправления[1].
Понятие бюджетного процесса в РФ дано в ст. 6 БК РФ. Здесь он определен как регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Из приведённого понятия следует, что бюджетный процесс – это сложный правовой механизм, в котором выделяются следующие стадии:
1) составление проектов
бюджетов и государственных
2) рассмотрение проектов
бюджетов и государственных
3) утверждение проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
4) исполнение бюджетов
и государственных
5) контроль за их исполнением, осуществлением бюджетного учета, составлением, внешней проверкой, рассмотрением и утверждением бюджетной отчетности.
При этом на всех стадиях бюджетного процесса имеет место государственный финансовый контроль.
Характерной особенностью бюджетного процесса является его непрерывность во времени. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ.
Непрерывность бюджетного процесса выражается в том, что бюджетный процесс по бюджету и государственным внебюджетным фондам на новый финансовый год начинается тогда, когда еще не закончен бюджетный процесс по бюджету и государственным внебюджетным фондам на текущий финансовый год.
В бюджетном процессе принимает участие значительный круг субъектов.
В соответствии со ст. 152 БК РФ участниками бюджетного процесса являются:
– Президент Российской Федерации;
– высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
– законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее – законодательные (представительные) органы);
– исполнительные органы государственной
власти (исполнительно-
– Центральный банк Российской Федерации;
– органы государственного (муниципального) финансового контроля;
– органы управления государственными внебюджетными фондами;
– главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
– главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
– главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
– получатели бюджетных средств.
Законодательством РФ и субъектов РФ бюджетные полномочия могут быть возложены и на иные органы.
Полномочия Президента РФ в бюджетном процессе вытекают из Конституции РФ, согласно положениям которой Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, включая финансово-экономическую политику; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства и, соответственно, с бюджетным посланием; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и уполномочен использовать в этих целях согласительные процедуры, в том числе в бюджетном процессе.
Законодательные (представительные)
органы рассматривают и утверждают
соответствующие бюджеты и
Исполнительные
органы государственной власти (исполнительно-
Центральный банк Российской
Федерации совместно с
Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.
Счетная палата Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе проводить проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (ст. 157 БК РФ).
В соответствии со ст. 6 БК РФ
главный распорядитель
Основные его бюджетные полномочия определены ст. 158 БК РФ:
1) обеспечивает результативность,
адресность и целевой характер
использования бюджетных
2) формирует перечень
подведомственных ему
3) ведет реестр расходных
обязательств, подлежащих исполнению
в пределах утвержденных ему
лимитов бюджетных
4) осуществляет планирование
соответствующих расходов
5) составляет, утверждает
и ведет бюджетную роспись,
распределяет бюджетные