Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 10:56, реферат
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов.
Оглавление
Введение 3
1. Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации 4
Заключение 11
Список используемой литературы 12
Оглавление
Введение
1. Бюджетный процесс, его содержание, задачи
и принципы организации
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов.
Рассмотрение вопроса о бюджетном процессе является актуальным, на сегодняшний день, так как существует определенный порядок и стадии составления бюджета, регламентированные законодательством. Поэтому изучение составления, рассмотрения и утверждения, а также исполнения бюджета должно основываться на законодательной базе.
Основной целью работы является изучение сути бюджетного процесса.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить понятие
и сущность бюджетного
- Определить участников бюджетного процесса на федеральном, уровне субъекта и муниципальном уровнях и их бюджетные полномочия.
Объектом работы является бюджетный процесс, а предметом работы является осуществление бюджетного процесса органами государственной власти и местного самоуправления.
1. Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации
В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дано следующее его определение: "Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением".
Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны.
В настоящее время нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса содержатся в Бюджетном кодексе, а также в ряде других законов Российской Федерации, законах (решениях представительных органов) субъектов РФ, нормативно-правовых актах, издаваемых исполнительной властью.
Перед бюджетным процессом стоят следующие важные задачи:
1) максимальное выявление
всех материальных и
2) определение доходов
бюджета по отдельным
3) установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
4)согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление денежно-кредитного кризиса и инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
5) сокращение и ликвидация
бюджетного дефицита за счет
экономически оправданных
6) осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;
7) повышение роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования), которое обеспечит пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
8) контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
9) автоматизация процесса
составления и исполнения
Участниками бюджетного процесса являются:
• Президент РФ и органы законодательной (представительной) власти;
• органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджета, другие уполномоченные органы);
• органы денежно-кредитного регулирования;
• органы государственного и муниципального контроля;
• государственные внебюджетные фонды;
•главные распорядители и распорядители бюджетных средств и др.
Законодательные органы - Федеральное Собрание (Парламент) РФ, представительные органы государственной власти республик в составе РФ, других субъектов РФ, а также местные органы самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль за их исполнением, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета.
Составление проекта бюджета и его исполнение, предоставление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов - функции исполнительных органов: Правительства РФ, советов министров республик в составе РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и местных исполнительных органов.
Организационная, методическая и практическая работа по составлению и исполнению бюджета возложена на Министерство финансов РФ.
Контрольно-счетные органы (Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.
Главный распорядитель бюджетных средств – это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями средств.
Распорядитель бюджетных средств – это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование средств.
Бюджетополучатель – это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая в сметном порядке из бюджета.
Принципы организации бюджетного процесса:
1) единство, выражающееся в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации, необходимой для статистической и бюджетной информации при составлении консолидированного бюджета РФ и территорий, единстве денежной системы;
2) самостоятельность
каждого участника
3) балансовый метод,
который заключается в
Бюджетный процесс состоит из следующих этапов:
Все этапы бюджетного процесса тесно увязаны между собой. Например, качество новых методов составления бюджетов на этапе его подготовки зависит от качества аудита и оценки бюджета, а он, свою очередь, зависит от качества данных, полученных в системе бухгалтерского учета.
Длительность бюджетного процесса определяется бюджетным периодом, т.е. временем, которое необходимо исполнительным органам для осуществления всех четырех стадий бюджетного процесса, установлен с 1 января по 31 декабря (календарный год). Бюджетный период начинается с момента принятие решения исполнительными органами о начале составления бюджета и заканчивается утверждением отчета об исполнении бюджета законодательными органами. Продолжительность бюджетного процесса значительно дольше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования последующего бюджетного контроля и других действий.
Значительная часть бюджетного процесса связана с подготовкой и утверждением проекта бюджета. Эта часть бюджетного процесса называется бюджетным планированием, которая включает в себя три стадии – составление, рассмотрение и утверждение бюджета.
Целями бюджетного планирования является:
6. Контроль за деятельность государственных органов и бюджетных учреждений в процессе планирования доходов и расходов бюджета.
Бюджетный процесс включает кроме бюджетного планирования еще исполнение бюджетов. Исполнение бюджетов имеет следующие основные цели:
4. Контроль за сбором доходов и финансированием расходов со стороны государства.
В Российской Федерации с 1992г. установлено казначейское исполнение бюджетов. Казначейство непосредственно организует исполнение бюджета, а также внебюджетными фондами: его органы управляют зачислением доходов и проведением взаиморасчетов между бюджетами, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета. С созданием казначейской системы все платежи из федерального бюджета или централизованных государственных финансовых ресурсов осуществляются с единого (главного) счета Федерального казначейства и тем самым полностью подконтрольны ему.
Контроль за исполнением бюджета – важный этап бюджетного процесса, осуществляемый представительными органами власти, Счетной Палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.
Для контроля за исполнением
бюджета Федеральное Собрание РФ
образует специальный орган –
Счетную палату РФ, которая участвует
также и в предварительном
контроле – при рассмотрении и
утверждении проекта
Отчет об исполнении бюджета
на основании отчетов главных
распорядителей, распорядителей и получателей
бюджетных средств готовит
Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня текущего года. Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и готовит заключение по ответу, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении либо отклонении отчета.