Для выделения "некооперативных"
стран были выработаны 25 специальных критериев,
отражающих слабые места в юридической,
административной, финансовой, правоохранительной
и судебной системах этих стран, которые
способствуют отмыванию денег. Эти критерии во многом корреспондируют
с разработанными ФАТФ 40 рекомендациями
по борьбе с отмыванием денег. Они включают
следующие проблемы:
- просчеты в финансовом регулировании:
а) отсутствие регулирования или неадекватное
регулирование и надзор за финансовыми институтами;
б) неадекватные правила лицензирования
и создания финансовых институтов;
в) неадекватные требования к идентификации
клиентов финансовых институтов;
г) чрезмерные требования к секретности
в отношении финансовых институтов;
д) отсутствие эффективной системы информации
о подозрительных сделках.
- препятствия, вызванные другими
правилами регулирования:
а) неадекватные требования коммерческого
закона по регистрации бизнеса и юридических
лиц;
б) отсутствие средств идентификации
в отношении бенефициаров юридических и коммерческих
предприятий.
- препятствия участию стран
в международном сотрудничестве:
а) препятствия со стороны административных
властей;
б) препятствия со стороны юридических
структур.
- неадекватные ресурсы для
предотвращения и обнаружения деятельности
по отмыванию денег:
а) нехватка ресурсов в общественном
и частном секторах;
б) отсутствие подразделения финансовой
разведки или эквивалентного механизма.
"Некооперативным" странам и
территориям, включая Россию, ФАТФ
рекомендует в кратчайшие сроки усилить борьбу
с отмыванием денег, укрепив регулирующую
систему и приведя законодательство в
соответствие с опытом стран, добившихся
заметных успехов в этой области.
Другая сторона выделения "некооперативных"
стран состоит в том, что финансовым институтам других государств
рекомендовано проявлять особую осторожность
в деловых отношениях и трансакциях с
компаниями, финансовыми институтами
и физическими лицами стран, входящих
в список ФАТФ.
Россия отвечает многим критериям ФАТФ
для "некооперативных" стран. Это означает,
что по этим критериям РФ не ведет последовательную
целенаправленную борьбу с отмыванием
денег. По оценкам этой международной
организации, для России характерны следующие
моменты:
- неэффективное регулирование и надзор за всеми финансовыми институтами по сравнению с международными стандартами, применяемыми в борьбе с отмыванием денег (1-й критерий);
- существование анонимных счетов или
счетов на очевидно вымышленные имена
(4-й критерий);
- отсутствие эффективных законов, регулирующих отношения между контрольными
органами и финансовыми институтами или
соглашений между самими финансовыми
институтами по идентификации клиента
или бенефициара счета:
- отсутствует обязательное требование
проверять идентичность клиента;
- не существует требований идентифицировать
бенефициаров, когда есть подозрения,
что клиент действует за них;
- не существует требований возобновлять
идентификацию клиента или бенефициара,
при появлении сомнений в их идентичности
в процессе деловых отношений;
- не существует требований для финансовых
институтов разрабатывать текущие программы
обучения борьбы с отмыванием денег (5-й
критерий).
- отсутствие юридических или административных
требований к финансовым институтам или
соглашений между государственными органами и финансовыми институтами сохранять
документы, связанные с идентификацией
клиентов и национальными и международными
трансакциями, в течение определенного
времени (5 лет) (6-й критерий, по мнению
ФАТФ, применим к России лишь частично).
- отсутствие обязательной системы сообщения о подозрительных
или необычных сделках компетентным властям
с целью выявления и наказания ими причастных
к отмыванию денег (10-й критерий).
- слабая система мониторинга и отсутствие
уголовных и административных санкций
в случаях отказа сообщать о подозрительных или
необычных сделках (11-й критерий).
- неконструктивный подход к запросам
других стран в отношении расследований
случаев отмывания денег (17-й критерий).
- отказ конструктивно отвечать на запросы
в рамках международной взаимопомощи (21-й критерий).
- отказ предоставить соответствующим
административным и правовым органам
людские и технические ресурсы для выполнения
ими своих функций и осуществления расследований
(23-й критерий).
- недостаточно подготовленный или коррумпированный персонал регулирующих и надзорных
органов, отвечающих за принятие необходимых
мер по борьбе с отмыванием денег в отдельных
сферах финансовых услуг (24-й критерий).
- отсутствие централизованного подразделения
(т.н. финансовой разведки) или эквивалентного механизма для сбора, анализа и передачи
информации о подозрительных сделках
компетентным властям (25-й критерий).
Департамент по усилению борьбы с финансовыми
преступлениями Министерства финансов
США (United States Department of the Treasury, Financial Crimes Enforcement Network) издал в июле 2000 г. рекомендательный
документ для банков и других финансовых
институтов, действующих в США, в отношении
трансакций с Российской Федерацией. Документ
был выпущен с целью информировать финансовое
сообщество о серьезных недостатках в
российской системе по борьбе с отмыванием
денег. По мнению американских экспертов,
для нее характерны системные проблемы:
- отсутствуют всеохватывающие законы
и нормативные акты, регулирующие процесс
борьбы с отмыванием денег и соответствующие международным стандартам;
- положения Уголовного Кодекса, которые
рассматривают отмывание денег как преступление
имеют ограниченный практический эффект
и применение;
- во многих трансакциях не применяется
правило идентификации клиента;
- от финансовых институтов не требуется сообщать о подозрительных
сделках;
- отсутствуют эффективные и своевременные
процедуры для предоставления свидетельств
в рамках двусторонних договоров, способствующие
расследованиям в сфере отмывания денег.
В этом контексте отсутствие полноценно действующей финансовой разведки
оказывает особенно негативные последствия.
Для включения России в списки "некооперативных"
или потенциально опасных с точки зрения
отмывания денег стран действительно
существует множество оснований. Россия
является страной с переходной экономикой, с незавершенными
реформами, слабой и плохо контролируемой
финансовой системой, развитой коррупцией.
Значительные масштабы приобрела торговля
оружием и наркотиками. В результате России
присущи многие проблемы, с которыми сталкиваются
развивающиеся страны и которые создают
благоприятные условия для отмывания
денег, в т.ч. из других стран. В предыдущие
годы власти уделяли мало внимания этой
проблеме, что проявилось в отсутствии
специального законодательства и институтов,
призванных бороться с отмыванием денег.
России предстоит решать все эти проблемы
уже в ближайшем будущем. В этой связи
указанные списки недостатков и слабых мест российской
системы, в основном адекватно отражающие
наши реалии, могут оказаться полезными
в создании развитой системы борьбы с
отмыванием денег.
В рекомендациях Министерства финансов
США финансовым институтам предлагается
тщательно исследовать все доступные
факты в отношении сделок, достигающих
5 тыс. долл. и более (тогда как в отношении
других стран используется порог в 10 тыс.
долл. и выше) на предмет определения их
подозрительности. Особую осторожность
документ предлагает проявлять в отношении
трансакций и банковских отношений с отсутствующей
или неадекватной идентификацией клиентов,
промышленных или инвестиционных предприятий,
трансакциям из России, осуществляемым
через третьи страны. США, как известно,
особо чувствительны к недостаткам других
стран, в тех случаях, когда они полагают,
что такие недостатки отрицательно сказываются
на американской экономике. Пока речь
идет только о рекомендациях соблюдать
особую осторожность, но даже такие рекомендации
способны нанести вред двустороннему
экономическому сотрудничеству. Вместе
с тем, если Россия не предпримет в ближайшее
время реальных и комплексных мер по укреплению
борьбы с отмыванием денег, примеру США
могут последовать и другие страны.
Заключение
Для создания в России эффективной системы
борьбы с отмыванием денег, базирующейся
на международном опыте, необходимо предпринять
следующий комплекс мер:
- Разработка национальной стратегии борьбы
с отмыванием денег, которая должна включать
следующие основные цели:
- создание всеобъемлющей системы по предупреждению
и предотвращению отмывания денег в увязке
с мерами по совершенствованию налогового
режима, предотвращению оттока капитала и сокращению
масштабов коррупции;
- совершенствование правовых механизмов,
укрепление регулирования и надзора за
компаниями и финансовыми институтами;
- расширение сотрудничества между федеральными
центром и регионами в сфере борьбы с отмыванием денег;
- формирование системы взаимодействия
между государством и частным бизнесом,
направленной на вытеснение из деловой
практики схем по отмыванию денег;
- активное участие России в международном
сотрудничестве по борьбе с отмыванием
денег.
- Не позднее весны 2001 г. принять рамочный
закон противодействующий легализации
доходов от преступной деятельности. Закон
должен включать общепринятые в мире принципы
создания и функционирования эффективной
системы борьбы с отмыванием денег. Эти
принципы отработаны в юридической практике стран,
активно борющихся с отмыванием денег,
а также в рекомендациях и требованиях
международных организаций, международных
двусторонних и многосторонних договорах
и конвенциях.
- СЭЗ и иные особые экономические зоны,
а также офшоры, хотя и являются потенциально
опасными территориями с точки зрения
больших возможностей по отмыванию в них
денег, должны в основном регулироваться
на основе собственного законодательства.
Под закон об отмывании денег они должны
подпадать только в случае, если деятельность и доходы, полученные
на их территории (или с помощью регистрации
на их территории), являются криминальными.
В этом плане СЭЗ, ОЭЗ или офшоры не должны
отличаться от других территорий, на которые
распространяется данное законодательство.
- Закон должен признать отмывание денег
уголовным преступлением. В этой связи
в Законе целесообразно дать четкий список преступлений, составляющих основу для
борьбы с отмыванием денег. Этот список
мог бы включать наиболее тяжкие преступления,
целью которых является извлечение дохода. Как
минимум, он должен содержать торговлю
наркотиками и оружием, людьми, человеческими
органами, терроризм, коррупцию. В дальнейшем
такой список может быть пополнен другими,
менее тяжкими преступлениями. В Законе
также должно быть указано, что рассмотрению
такого рода дел должен отдаваться приоритет
по сравнению с другими делами.
- В закон должны быть включены основные
понятия, в том числе такие основополагающие
как "отмывание доходов", "преступная
деятельность, составляющая основу отмывания денег", "подозрительные
сделки", "компетентные органы".
Без расшифровки этих понятий могут возникнуть
разные толкования положений Закона.
- Ввиду того, что отмывание денег создает
инфраструктуру для продолжения и расширения
преступной деятельности в других областях, необходимо
учесть эту специфику в Законе. Так, цели
Закона должны включать не только создание
системы мер по пресечению и борьбе с отмыванием
денег, но и обнаружение и пресечение преступлений,
лежащих в основе процесса отмывания денег.
- Четко определить сделки, подлежащие
контролю на предмет наличия отмывания
денег. В этих целях целесообразно воспользоваться
такими широко принятыми в других странах
критериями, как значительный размер,
а также характер сделок, который позволяет
отнести их к подозрительным или необычным.
- Размер сделок, подлежащих контролю на
предмет наличия отмывания денег можно
установить на уровне 10 тыс. долл. для физических и до 100 тыс. долл. – для юридических лиц. Более низкий порог приведет к большой загрузке контролирующих органов и значительным
трудностям в вычленении действительно
значимых операций, связанных с отмыванием
денег.
- Закон должен классифицировать меры,
способные отследить движение финансовых
средств, в первую очередь наличных, а
по мере расширения деятельности – и других финансов
и ценностей. Это предполагает налаживание
обязательной системы информации и отчетности
со стороны достаточно широкого круга
организаций, в первую очередь работающих
с денежными средствами и контролирующих
движение финансов, а также некоторые иные аспекты
корпоративной деятельности (учреждение
и регистрация компаний, оказание бухгалтерских,
аудиторских и юридических услуг).
- Предусмотреть в Законе и учредить российскую
"финансовую разведку", которая координировала
бы борьбу с отмыванием денег. В качестве такого
органа может выступать одно из действующих
финансовых ведомств. Другой вариант –
создание специального межведомственного
совета с широкими полномочиями, но использующего
в качестве базы для текущей работы одно
из существующих ведомств.
- Законодательно обеспечить меры по упрощению
и ускорению ареста и конфискации подозрительных
средств в делах по отмыванию денег.
- Обеспечить полноценное включение страны
в систему международной кооперации в
сфере борьбы с отмыванием денег.
- До конца 2000 г. ратифицировать Страсбургскую
Конвенцию 1990 г. "Об отмывании, выявлении,
изъятии и конфискации доходов от преступной
деятельности"
- Присоединиться ко всем международным
Конвенциям и соглашениям по вопросам
борьбы с отмыванием денег.
- Принять необходимые меры для выполнения
рекомендаций ФАТФ и подготовить условия
для вступления в эту международную организацию,
являющуюся признанным лидером в борьбе
с отмыванием денег.