Целевые государственные программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 13:53, реферат

Описание работы

Целевая программа – это совокупность выполняемых мероприятий (оказываемых услуг), взаимоувязанных по срокам, исполнителям и ресурсам, и направленных на достижение определенной цели (задачи). По сути, целевая программа – это программа действий по достижению поставленных целей, сбалансированная по ресурсам (финансовым, кадровым и др.)

Файлы: 1 файл

целевые проги.docx

— 17.13 Кб (Скачать файл)

Целевые программы

    Целевая программа  – это совокупность выполняемых  мероприятий (оказываемых услуг), взаимоувязанных  по срокам, исполнителям и ресурсам, и направленных на достижение  определенной цели (задачи). По сути, целевая программа – это программа  действий по достижению поставленных  целей, сбалансированная по ресурсам (финансовым, кадровым и др.) 

     Целевые программы  по уровню их разработки и  утверждения делятся на:

     • федеральные;

     • региональные;

     • муниципальные.

     По видам, согласно  действующему бюджетному законодательству, целевые программы делятся на:

     • долгосрочные;

     • ведомственные;

     • федеральная  адресная инвестиционная программа

Долгосрочная целевая программа

    Применение долгосрочных  целевых программ в качестве  инструмента управления социально-экономическим  развитием определено статьей 179 Бюджетного кодекса Российской  Федерации, в соответствии с которой:

  • полномочия по  установлению порядка принятия  решений о разработке ДЦП,  порядок их формирования, проведения  экспертизы, а также их реализации  закрепляются за исполнительными  органами соответствующего уровня  власти;

  • объем бюджетных  ассигнований на реализацию долгосрочных  целевых программ (подпрограмм) должен  быть утвержден законом (решением) о бюджете в составе ведомственной  структуры расходов бюджета по  соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов  бюджет;

   • должен утверждаться  порядок и критерии оценки  эффективности долгосрочных целевых  программ;

  • ежегодно должна  проводиться оценка эффективности  реализации долгосрочных целевых  программ. По результатам оценки  производится ранжирование программ, и формируются предложения об  изменении объемов бюджетных  ассигнований на реализацию программы  или о досрочном ее прекращении.

    Предлагается, что  долгосрочная целевая программа - комплекс взаимоувязанных по  ресурсам, исполнителям, срокам осуществления  и показателям результативности  мероприятий, направленных на решение  проблем системного характера  в сфере социально-экономического  развития территории.

     Долгосрочные  целевые программы целесообразно  применять для решения задач  межмуниципального (на уровне субъекта  РФ), межведомственного характера, которые  не могут быть решены в рамках  текущей деятельности субъектов  бюджетного планирования, а также  для достижения стратегических  ориентиров развития территории, определенных в документах социально-экономического  планирования. Срок реализации долгосрочной  целевой программы должен быть  не менее 3 лет. По сути, долгосрочная  целевая программа должна быть  направлена на реализацию определенной  стратегической или тактической  цели (направления), в отличие от  ведомственной целевой программы - которая направлена на реализацию  цели (задачи) определенного ведомства  и больше отражает в программном  разрезе текущую деятельность  определенного ведомства. Долгосрочная  целевая программа может состоять  из нескольких подпрограмм, направленных  на решение конкретных задач  в рамках данной программы. По  долгосрочной целевой программе  должен быть определен исполнитель-координатор, по каждой из подпрограмм –  соисполнитель. Исполнитель – координатор  программы – орган исполнительной  власти, ответственный за реализацию  программы в целом, соисполнитель  подпрограммы – орган исполнительной  власти, ответственный за реализацию  конкретной задачи. Долгосрочная  целевая программа должна содержать  показатели конечного и непосредственного  результата. Каждая из подпрограмм  должна содержать свои показатели  непосредственного результата (объемные  и качественные).

Ведомственые целевые программы

    Ведомственная  целевая программа – комплекс  взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям  и срокам осуществления мероприятий, реализуемых главным распорядителем  бюджетных средств и обеспечивающих  решение отраслевых задач в  поле его ответственности в  сфере социально-экономического  развития.

    Данный инструмент  программно-целевого управления  применяется главным распорядителем  бюджетных средств для достижения  целей и задач развития конкретной  отрасли. Мероприятия ведомственной  целевой программы не должны  совпадать с мероприятиями долгосрочных  целевых программ.

   Регулирование применения  ведомственных целевых программ  положениями статьи 179.3 Бюджетного  кодекса Российской Федерации  носит достаточно общий характер. В соответствии со статьей 179.3, в федеральном бюджете, бюджете  субъекта РФ, местном бюджете  могут предусматриваться бюджетные  ассигнования на реализацию ведомственных  целевых программ, разработка, утверждение  и реализация которых осуществляется  в установленном соответствующим  органом власти порядке.

    Главный распорядитель  средств в соответствии с установленным  порядком:

   • разрабатывает  проекты ведомственных целевых  программ;

   • обеспечивает  реализацию ведомственных целевых  программ ведомства и их финансирование;

   • формирует и  представляет отчетность о реализации  ведомственных целевых программ.

   Как и в отношении  долгосрочных целевых программ, целесообразно установить порядок  проведения оценки эффективности  реализации ведомственных целевых  программ, однако в данном случае  оценка должна служить повышению  качества управления, а не перераспределению  бюджетных ресурсов.

    Ведомственная  целевая программа, как инструмент, привязанный к среднесрочному  циклу бюджетного планирования, разрабатывается на срок не  более трех лет. Дробление ведомственной  целевой программы на подпрограммы  представляется нецелесообразным.

    Применение ведомственных  целевых программ в бюджетном  процессе обусловлено необходимостью  повышения ответственности субъектов  бюджетного планирования за достижение  конкретных, количественно определенных  результатов.

   Нормативно правовые  акты, необходимые для внедрения  ведомственных целевых программ.

   1. Положение о порядке  разработки, формировании и реализации  ведомственных целевых программ.

   2. Положение о порядке  проведения и критериях оценки  эффективности реализации ведомственных  целевых программ.

Федеральная целевая программа (ФЦП) в России — это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки.

«Жилище» (2002—2010)

«Социальное развитие села до 2012 года»

«Культура России»: (2006—2010 годы) и (2012—2018 годы)

«Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах»

«Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 – 2010 годы и на период до 2015 года» (2002-2015)

"Развитие телерадиовещания  в Российской федерации в 2009-2015 годы"

«Развитие транспортной системы на 2012 год» — 10 млрд. рублей.

Целевые программы Санкт-Петербурга

Программа развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на 2010-2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.02.2010 № 91;

Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (прог«Толерантность»)

План мероприятий по предупреждению распространения туберкулеза и материально-техническому обеспечению государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, оказывающих медицинскую помощь больным туберкулезом, на 2012-2014 годы.

 План мероприятий по  оказанию помощи лицам, больным  сахарным диабетом, и материально-техническому  обеспечению государственных учреждений  здравоохранения Санкт-Петербурга, оказывающих медицинскую помощь  указанной категории граждан, на 2012-2014 годы.

Программа «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге» на 2011-2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.02.2011 № 171.

Концепция демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2006 N 1539;

 Программе «Повышение  качества жизни детей и семей  с детьми в Санкт-Петербурге»  на 2011–2013 годы;

Жилищный отдел

 Целевая программа  Санкт — Петербурга «Молодежи  — доступное жилье»

 Целевая программа  Санкт — Петербурга «Жилье  работникам бюджетной сферы»

 Целевая программа  Санкт — Петербурга «Развитие  долгосрочного жилищного кредитования  в Санкт-Петербурге»

 Целевая программа  Санкт — Петербурга «Санкт-Петербургские  жилищные сертификаты»

 Целевая программа  Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных  квартир в Санкт — Петербурге»

 Отдел строительства  и землепользования

 Реализация национальных  проектов («Доступное и комфортное  жилье»)

Анализ региональных целевых программ показал, что основными их недостатками являются аморфность ожидаемых результатов от их реализации, невозможность оценить экономическую эффективность, характеризующую объем и качество предоставленных государственных услуг, отсутствие показателей, измерение которых позволило бы проконтролировать реализованные мероприятия, степень достижения поставленных целей. Анализ сметы расходов на реализацию большинства программ и их исполнения позволяет контролировать лишь целевое использование средств бюджета, что не может являться критерием эффективности в концепции «управления результатами». Доступная информация о программах не позволяет сделать выводы о значимости произведенных расходов для общества и конечную социальную эффективность программных мероприятий.

. Выделенные в бюджетах  средства на реализацию программ  большей частью расходуются на  текущие нужды из-за невозможности  отказаться от текущих расходов, включенных в программные мероприятия.

Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) — это орган государственной власти, который распределяет средства федерального бюджета (средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета) по подведомственным учреждениям. Главным распорядителем может быть также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации.

Главный распорядитель средств федерального бюджета представляет в Федеральное казначейство отчетность об исполнении федерального бюджета.


Информация о работе Целевые государственные программы