Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 18:36, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть Центральный Банк как орган регулирования банковской системы.
Эта цель будет раскрыта через следующие задачи:
правовой статус центрального банка Российской Федерации;
организационная структура банка России;
денежно-кредитная политика центрального банка;
Введение 2
Глава 1. Общие положения 4
1.1 Правовой статус Центрального Банка Российской Федерации 4
1.2 Организационная структура Банка России. 5
1.3 Функции Центрального банка 7
1.3.1 Операции на открытом рынке 11
1.3.2 Рефинансирование банков 13
1.3.3 Организация наличного денежного обращения. 15
Глава 2. Анализ денежно-кредитной политики центрального банка 18
2.1 Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования 18
2.2. Регулирование официальной учетной ставки 22
2.3. Минимальные резервные требования 27
Глава 3. Проект денежно-кредитной политики на 2013-2015 год 34
Заключение 37
Список использованных источников 39
Изменение норм минимальных резервных требований - один из старейших и наиболее распространенных инструментов регулирования денежно-кредитной сферы. Впервые нормы банковских резервов были введены в США в 1863 г. - за полвека до создания ФРС.
Минимальные резервные требования как инструмент денежно-кредитного регулирования возникли в качестве своего рода обеспечения обязательств по депозитам коммерческих банков. Это их назначение сохранилось и в настоящее время. Они выполняют две основные функции; создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент «жесткого регулирования», и одновременно являются ограничителем кредитной эмиссии, причем значение второй функции постоянно возрастает, поскольку центральные банки все больше предпочтения отдают более гибким инструментам регулирования.[8,c.38]
Норма минимальных резервных требований устанавливается в законодательном порядке. В таблице 3 приведены обязательные резервы кредитных организаций, депонированные в Банке России
Таблица – 3
Обязательные резервы кредитных организаций, депонированные в Банке России (в млн.рублей)
Год/месяц |
Объем обязательных резервов |
2012 |
|
1 января |
378 370,1 |
1 февраля |
390 051,0 |
1 марта |
393 888,9 |
1 апреля |
385 162,3 |
1 мая |
382 715,2 |
1 июня |
388 095,4 |
1 июля |
393 093,6 |
1 августа |
403 246,2 |
1 сентября |
407 144,4 |
1 октября |
411 499,0 |
1 ноября |
413 944,8 |
1 декабря |
419 532,8 |
2013 | |
1 января |
425 585,7 |
1 февраля |
440 967,0 |
1 марта |
446 661,8 |
1 апреля |
449 525,1 |
Механизм использования резервных требований достаточно дифференцирован по странам как в количественном, так и в качественном отношении. Прежде всего неодинакова «база» обязательных резервов, что находит проявление в установлении требований к разным частям баланса - активам или пассивам коммерческих банков. В настоящее время наиболее распространенной формой установления резервных требований является определение нормы как процента от обязательств. При этом требования могут устанавливаться к общей сумме пассивов или к их отдельным статьям, что практикуется наиболее часто. Общепринятыми пассивами для установления резервных требований являются срочные депозиты и депозиты до востребования. Вместе с тем с появлением новых видов банковских обязательств или вследствие растущего значения уже существующих в «базу» резервных требований стали включаться все новые виды пассивов. Так, в Германии в середине 80-х гг. резервные требования были распространены на предъявительские ценные бумаги сроком до 2 лет, а в США - на банковские обязательства в евровалютах. В то же время отдельные виды обязательств в различных странах не подпадают под «базу» исчисления обязательных резервов. Практикуется также исключение из «базы» минимальных резервных требований депозитов нерезидентов - такая система действует в Германии.
Освобождение отдельных видов обязательств от резервных требований приводит к определенным отрицательным последствиям - в частности, банки начинают манипулировать составом своих депозитов, пытаясь большую часть привлеченных средств перевести в категорию свободных от резервных требований. В этом случае центральные банки прибегают к штрафным санкциям.
Как правило, нормы обязательных резервов дифференцируются по отдельным видам депозитов, что обусловлено разграничением по степени «денежное» различных компонентов денежной массы. Разграничение по степени «денежности» необходимо для дифференцированного управления динамикой различных видов депозитов. Как правило, на депозиты до востребования устанавливается более высокая норма резервных требований по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам. Но и в такой сложившейся практике имеются отклонения. Так, в Великобритании, Италии, Южной Корее в настоящее время действуют единые нормы минимальных резервных требований.[5,c.84]
Согласно сложившейся практике наиболее приемлемыми активами, используемыми для установления резервных требований, являются высоколиквидные средства. Качественный состав этих средств различен - это могут быть наличные средства в кассах банков, наиболее ликвидные виды активов, государственные ценные бумаги, а в некоторых странах (США, Германия, Швеция) - иностранная валюта на счетах центрального банка. В любом случае все они должны быть максимально «денежными», обеспечивая тем самым возможность использования резервных требований как инструмента воздействия на денежное обращение.
Механизм применения резервных требований предусматривает размещение в центральном банке депозитов коммерческих банков на уровне, устанавливаемом как средний за определенный период. Как правило, расчетный период составляет 1 месяц - подобная схема используется в Японии, Франции и других странах; в США расчетный период равняется 2-недельному сроку, в Канаде он составляет 2 полумесячных периода.
Большое значение в практике применения резервных требований имеет возможность зачета или переноса избытка или дефицита обязательных резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер - тот механизм используется в США и Франции, Существуют также возможности варьирования расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода, поэтому чем больше временной интервал между расчетным периодом и периодом хранения, тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием в данный момент денежно-кредитной сферы, а следовательно, ниже эффективность регулирующих мер, особенно в краткосрочном плане. Вместе с тем временной разрыв расчетного периода и периода хранения имеет большое значение для коммерческих банков: если он составляет 1 месяц, то коммерческие банки имеют достаточно времени для использования резервных активов, и их ликвидность возрастает; более короткие периоды - до 1 дня - способствуют установлению жесткого контроля центрального банка над денежной массой. Как правило, интервал между расчетным периодом и периодом хранения не превышает 2 недель.[3,c.95]
Проведение валютной политики
Центральный банк в большинстве стран является проводником государственной валютной политики. Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты.
В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:
Основные показатели оборота валютного рынка РФ за февраль 2013г. показаны в таблице 4.
Таблица – 4
Основные показатели внутреннего валютного рынка Российской Федерации по методологии Банка международных расчетов
Виды операций |
Российский рубль против остальных валют: | ||||||||||
U S D |
E U R |
J P Y |
G B P |
C H F |
CAD |
A U D |
S E K |
Прочие валюты |
Всего | ||
Кассовые сделки (TOD,TOM и SPOT) |
|||||||||||
I. Прямые сделки |
455 131 |
24 656 |
172 |
309 |
191 |
83 |
22 |
33 |
140 |
480 736 | |
с кредитными организациями-респондентами |
211 618 |
8 036 |
23 |
23 |
9 |
0 |
0 |
24 |
219 734 | ||
- резидентами |
169 794 |
6 005 |
2 |
16 |
8 |
0 |
0 |
5 |
175 830 | ||
- нерезидентами |
41 824 |
2 031 |
22 |
7 |
1 |
19 |
43 904 | ||||
с прочими кредитными организациями |
149 565 |
8 447 |
14 |
144 |
48 |
81 |
21 |
2 |
48 |
158 368 | |
- резидентами |
11 838 |
4 497 |
14 |
34 |
5 |
21 |
0 |
8 |
16 417 | ||
- нерезидентами |
137 727 |
3 950 |
110 |
42 |
60 |
21 |
2 |
40 |
141 952 | ||
с прочими финансовыми организациями |
9 759 |
119 |
0 |
0 |
0 |
0 |
9 878 | ||||
- резидентами |
1 491 |
96 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 588 | ||||
- нерезидентами |
8 268 |
23 |
0 |
0 |
0 |
8 291 | |||||
с клиентами (не финансовыми организациями) |
84 189 |
8 055 |
134 |
142 |
134 |
2 |
2 |
32 |
67 |
92 756 | |
- резидентами |
56 481 |
6 807 |
134 |
133 |
130 |
2 |
2 |
31 |
60 |
63 781 | |
- нерезидентами |
27 708 |
1 248 |
0 |
8 |
3 |
0 |
0 |
0 |
7 |
28 974 | |
II. Через биржи |
108 741 |
15 157 |
27 |
123 925 | |||||||
- российские |
108 741 |
15 156 |
27 |
123 924 | |||||||
- зарубежные |
0 |
1 |
1 | ||||||||
Всего |
563 873 |
39 813 |
172 |
309 |
191 |
83 |
22 |
33 |
167 |
604 662 |
Инструментами проводимой центральными банками валютной политики являются валютные интервенции в той или иной степени практически все инструменты денежно-кредитной политики (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.). Таким образом, валютная политика теснейшим образом связана с денежно-кредитной политикой. Обе они являются практически неразделимыми частями экономической политики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним и тем же учреждением - центральным банком. Во многих развитых странах не делается различий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их обозначения используется один и тот же термин «монетарная политика».
На различных этапах экономического развития направления валютной политики определяются экономической и политической ситуацией в стране, состоянием ее платежного баланса и денежного обращения, а также внешними обязательствами, вытекающими из участия этой страны в международных кредитно-финансовых организациях.
В документе, в частности, рассматриваются сценарии макроэкономического развития на 2013 год и период 2014 и 2015 годов и дается прогноз платёжного баланса, определяются цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году и на период 2014 и 2015 годов.
Так, Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2013–2015 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть.
В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2013 г. среднегодовой цены на российскую нефть сорта «Юралс» на мировом рынке до 73 долл. за баррель.
В этих условиях в 2013 г. реальные располагаемые денежные доходы населения могут сократиться на 0,4%, инвестиции в основной капитал – на 2,1%. Снижение ВВП может составить 0,4%.
В рамках второго варианта рассматривается прогноз Правительства РФ, положенный в основу разработки параметров федерального бюджета на 2013–2015 гг. Предполагается, что в 2013 г. цена на российскую нефть может составить 97 долл. за баррель.
Согласно этому варианту, в 2013 г. увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения прогнозируется на уровне 3,7%. Объём инвестиций в основной капитал может повыситься на 7,2%. В этих условиях объём ВВП может возрасти на 3,7%.
Информация о работе Центральный банк России и его регулирующая роль в кредитно-денежных отношениях