Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 21:41, курсовая работа
Бюджетный дефицит – это сумма превышения за каждый данный год расходов Федеральным правительством над его доходами.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место и в процессе изучения макроэкономики.
1. Введение
2. Сущность государственного бюджета
1. Функции и роль бюджетной системы
3. Бюджетное устройство РФ
1. Бюджетная система РФ
2. Доходная и расходная статьи государственного бюджета
1. Расходы бюджета
2. Доходы бюджета
4. Дефицит государственного бюджета
1. Источники финансирования дефицита бюджета
2. Причины возникновения бюджетного дефицита
5. Меры по снижению и ликвидации бюджетного дефицита
6. Последствия государственного долга и бюджетного дефицита
7. Расчет бюджетного дефицита
8. Заключение
9. Список литературы
Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
В категорию "Капитальные расходы" включаются:
В категорию "Предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашений" включается:
- предоставление кредитов (бюджетных ссуд)
2.2.2. Доходы бюджета
Классификация доходов
бюджетов Российской Федерации является
группировкой доходов бюджетов всех
уровней бюджетной системы
Классификация доходов
предусматривает следующие
В группу "Налоговые доходы" включаются:
В группу "Неналоговые доходы" включаются:
В группу "Безвозмездные перечисления" включаются:
В подгруппу "Доходы целевых бюджетных фондов" включаются:
Доходы бюджетов формируются
в соответствии с бюджетным и
налоговым законодательством
Примерная структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей в Государственном бюджете стран с рыночной экономикой. |
% |
РАСХОДЫ | |
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели. |
40-50 |
Затраты на хозяйственные
нужды: капиталовложения в инфраструктуру,
дотации государственным |
10-20 |
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам. |
10-20 |
Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и др. |
5-10 |
Платежи по государственному долгу |
7-8 |
ДОХОДЫ | |
Налоги (в т.ч. акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор) |
75-85 |
Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли |
5-8 |
Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы. |
10-12 |
3.
Дефицит государственного
Бюджетный дефицит – это сумма превышения за каждый данный год расходов Федеральным правительством над его доходами.
При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы.
Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью неэмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита.
Он может быть связан с необходимостью
осуществления крупных
Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление.
Наконец, существует и третья, наиболее
опасная и тревожная форма
бюджетного дефицита, когда он является
отражением кризисных явлений в
экономике, ее развала, неспособности
правительства держать под
Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как крайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран.
Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Такой дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличии от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота.
Что же происходит в России? Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко дефицитным.
Таким образом, проблема бюджетного дефицита и вытекающая из нее проблема государственного долга чрезвычайно важны для сегодняшней России.
В целом представление
о государственном бюджете
Таблица 1
ДОХОДЫ |
(трлн. руб.) |
РАСХОДЫ |
(трлн. руб.) |
Налоги всего |
282,5 |
Гос. управление |
6,7 |
В том числе: |
Международная деятельность |
28,0 | |
– налог на прибыль |
55,5 |
Национальная оборона |
80,2 |
– подоходный налог |
5,0 |
Правоохранительная |
35,1 |
– налог на добавленную стоимость |
127,0 |
Федеральная судебная система |
2,2 |
– акцизы |
44,0 |
Промышленность, энергетика, строительство |
49,5 |
– спецналог |
9,1 |
Транспорт, связь |
9,6 |
– таможенные доходы |
3,1 |
Образование |
15,2 |
Неналоговые доходы |
40,1 |
Культура, искусство, СМИ |
5,1 |
В том числе: |
Здравоохранение, физическая культура |
7,5 | |
– от имущества |
5,3 |
Социальная политика |
12,6 |
– от приватизации |
12,4 |
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций |
5,9 |
– от внешнеэкономической деятельности |
13,6 |
Охрана окружающей среды |
2,1 |
Доходы целевые бюджетных фондов |
26,7 |
Обслуживание гос. долга |
58,0 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
14,5 | ||
Фундаментальные научные исследования |
11,6 | ||
Запасы и резервы |
10,0 | ||
Расходы бюджетных целевых фондов |
26,7 | ||
Прочие расходы |
63,6 | ||
Из них: | |||
– финансовая помощь субъектам федерации и территориям |
54,7 | ||
Итого |
349,3 |
Итого |
444,1 |
Дефицит бюджета: 444,1 |
– 349,3 |
= 94,8 трлн. руб. |
3.1. Источники финансирования
Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации состоит:
Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета являются заемными средствами, привлекаемые Правительством Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета состоит:
Таблица 3
Финансирование дефицита федерального бюджета России в 2000 году
Общее финансирование |
74,3 |
В том числе: Внутреннее финансирование |
41,0 |
Из него: Кредиты Банка России |
- 0,2 |
Государственные краткосрочные обязательства |
38,1 |
Казначейские обязательства |
- 7,3 |
Облигации государственного сберегательного займа |
6,3 |
Внешнее финансирование |
33,3 |
Из него: Кредиты международных финансовых организаций |
22,5 |
Кредиты правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм |
10,8 |
3.2. Причины возникновения
А теперь рассмотрим подробнее причины дефицита бюджета т.к. это очень важно, ведь обозначив причину проблемы, можно найти и решение.