Доходы бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:00, контрольная работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов. С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти органов обороны и безопасности реализацию социальных мероприятий и решение экономических задач, т. е. на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти.

Содержание работы

Содержание
1. Сущность и функции бюджета
2.Понятие государственных доходов и доходов бюджета
3. Источники и способы образования доходов бюджетов
4. Экономическая характеристика системы доходов консолидированного бюджета РФ
5.Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации за январь-август 2010-2011 г., млн. руб.
Список литературы

Файлы: 1 файл

к.р.бюджет готовая.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.

К ним относятся:

•              доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

•              доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

•              доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

•              средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

•              иные неналоговые доходы.

В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:

•              средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

•              средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;

•              средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и ссуд, и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств;

•              плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

•              доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащих Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям;

•              часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

К безвозмездным перечислениям относятся:

1.      безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств;

2.      безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

Под взаимными расчетами понимаются операции по передачи средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, произошедшими позже утверждения закона (решения) о бюджете и неучтенными им.

Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ по решениям судов.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.

К собственным доходам бюджетов относятся:

а) налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов;

б) неналоговые доходы в перечне, представленном выше;

в) иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

К регулирующим доходам бюджета относятся:

• федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем 3 года) по разным видам таких доходов.

Например, налог на вмененный доход распределяется по нормативам:

 

1)  в федеральный бюджет – 30%;

2)  в бюджеты субъектов РФ – 15%;

3)  в местные бюджеты – 45%;

4)  в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 0,5%;

5)  в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования – 4,5%;

6)  в бюджет Фонда социального страхования РФ – 5%.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с доходными полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Установление доходных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется на основе разграничения между ними налоговых полномочий.

Налоговые полномочия представляют собой права органов власти и местного самоуправления вводить налоги, получать за счет них доходы и администрировать налоги. Соответственно выделяют следующие элементы налоговых полномочий:

•              полномочия по нормативно-правовому регулированию налогов, которые предоставляют права органам власти и местного самоуправления вводить те или иные налоги, устанавливать по ним налоговые ставки, уточнять налоговую базу и т.д.;

•              полномочия на получение доходов от налогов, которые предоставляют права органам власти и местного самоуправления формировать доходы соответствующих бюджетов за счет тех или иных налогов;

•              полномочия по администрированию налогов, которые предоставляют права органам власти осуществлять их мобилизацию. При разграничении налогов определяются налоговые полномочия соответствующих органов власти по каждому налогу. При этом элементы налоговых полномочий по одному и тому же налогу могут быть распределены между разными органами власти и местного самоуправления или переданы в компетенцию только одному и т.д. Существует множество подходов и комбинаций в определении налоговых полномочий органов власти и местного самоуправления. С учетом многообразия видов налогов, сборов и иных обязательных платежей, разграничение налогов представляет собой очень сложный процесс с неоднозначными решениями

Доходная часть государственного бюджета состоит из трех основных частей:

1.      Налогов (рис.1)

2.      неналоговых доходов

3.      доходов целевых бюджетных фондов

 

Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

В систему налоговых платежей в государственный бюджет включаются: прямые налоги и косвенные налоги.

В структуре доходов государственного бюджета наибольший удельный вес занимают налоговые доходы (рис. 2):

 

Рис. 2. Структура доходов госбюджета по источникам

Налоговые доходы делятся на две группы:

1.              Прямые

2.              Косвенные налоги.

Косвенные налоги — основная часть налоговых поступлений государственного бюджета (это налоги на потребителя). Они состоят из НДС, акцизов и таможенных пошлин и сборов. Они оказывают влияние на уровень цен (включены в цену) и на структуру потребления.

Прямые налоги — это налоги, взимаемые непосредственно у источника их образования.К прямым налогам относятся: налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; налоги на совокупный доход.

К косвенным налогам, составляющим до 70−90% от всех налоговых поступлений в государственный бюджет, относятся: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы; таможенные пошлины и сборы. При этом важное значение в этой группе имеет НДС (до 40% в группе косвенных налогов). Акцизы — это федеральный (государственный в унитарном государстве) налог, который взимается с небольшой группы товаров, главный признак которых — высокая доходность (нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, спирт этиловый и спиртные напитки, табак и табачные изделия). Таможенные платежи, пошлины и сборы поступают только в государственный бюджет.

Прямые налоги взимаются и в государственный (федеральный), и в региональные, и в местные бюджеты. Это зависит и от территориального расположения предприятия и от его масштабности (налог на прибыль). К прямым налогам кроме налога на прибыль относятся также подоходные налоги на физических лиц (граждан). Его ставки различны в различных странах и взимаются по прогрессирующей шкале в зависимости от налогооблагаемой базы (дохода): от 6-7 до 45%. Налог на прибыль взимается также по прогрессирующей шкале, его величина — от 12-15 до 35%. Прямые налоги — вторая составная часть всех поступающих в бюджет доходов. Другими словами, доходная база государственного бюджета зависит в основном от налогов. Отнесение налога к тому или иному уровню госбюджета осуществляется в соответствии с действующим национальным законодательством.

 

3. Экономическая характеристика системы доходов консолидированного бюджета РФ

 

Понятие «консолидированный бюджет» было включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.

Консолидированный бюджет Российской Федерации – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании; при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны; в перспективном планировании в целом и в перспективном планировании в частности; при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны.

Таблица 1. Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации за январь-август 2010-2011 г., млн. руб.

Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2010-2011 гг.

 

 

 

млрд. рублей

 

январь-август
2010 года

январь-август
2011 года

в процентах к 2010 году

Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации

5 027,8

6 441,7

128,1

в том числе: (без ЕСН)

 

 

 

в федеральный бюджет

2 050,2

2 916,3

142,2

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

2 977,6

3 525,4

118,4

из них:

 

 

 

Налог на прибыль организаций

1 208,0

1 619,4

134,1

в федеральный бюджет

159,2

239,9

150,7

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

1 048,8

1 379,5

131,5

Налог на доходы физических лиц

 

 

 

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

1 103,6

1 226,9

111,2

Налог на добавленную стоимость

 

 

 

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

837,7

1 150,1

137,3

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

28,6

58,8

205,8

Акцизы

289,3

392,0

135,5

в федеральный бюджет

73,1

148,0

202,5

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

216,2

244,0

112,8

из них:

 

 

 

на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию

3,1

2,6

83,7

в федеральный бюджет

1,6

1,3

81,7

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

1,5

1,3

85,9

на табачную продукцию

68,5

87,0

126,9

в федеральный бюджет

68,5

87,0

126,9

акцизы на нефтепродукты

112,2

182,2

162,3

в федеральный бюджет

Х

54,7

Х

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

112,2

127,5

113,6

акцизы на пиво

54,1

64,0

118,3

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

54,1

64,0

118,3

акцизы на алкогольную продукцию (за исключением вин)

44,9

47,2

105,2

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

44,9

47,2

105,2

Имущественные налоги

454,1

489,2

107,7

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

454,1

489,2

107,7

из них:

 

 

 

Налог на имущество физических лиц

7,0

3,4

48,5

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

7,0

3,4

48,5

Налог на имущество организаций

308,1

341,8

110,9

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

308,1

341,8

110,9

Транспортный налог

60,5

58,2

96,1

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

60,5

58,2

96,1

из него:

 

 

 

Транспортный налог с организаций

15,9

16,0

100,5

Транспортный налог с физических лиц

44,6

42,2

94,5

Земельный налог

78,5

85,8

109,2

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

78,5

85,8

109,2

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

930,9

1 333,4

143,2

в федеральный бюджет

911,0

1 310,2

143,8

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

19,8

23,2

116,9

в том числе:

 

 

 

налог на добычу полезных ископаемых

907,2

1 305,3

143,9

в федеральный бюджет

889,1

1 284,1

144,4

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

18,1

21,3

117,2

из него нефть:

815,2

1 174,4

144,1

в федеральный бюджет

815,2

1 174,4

144,1

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

Х

Х

Х

газа горючего природного из всех видов месторождений    углеводородного сырья

57,7

92,4

160,1

в федеральный бюджет

57,7

92,4

160,1

газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья

6,7

5,6

83,2

в федеральный бюджет

6,7

5,6

83,2

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

Х

Х

Х

Информация о работе Доходы бюджета