Доходы бюджетов и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:41, реферат

Описание работы

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.

Содержание работы

Введение.
1. Экономическое содержание доходов бюджета
2. Классификация доходов бюджета
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

бюдж алина гот.docx

— 36.82 Кб (Скачать файл)

     На основании данной главы, мы узнали что:

     Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

     Доходы бюджетов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 

 

 

2. Классификация доходов бюджета.

 

     Классификация доходов бюджета – группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов всех уровней бюджетной системы.

     Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

     Для анализа структуры, состава и динамики доходов любого бюджета, оценки фискальной и стимулирующей роли того или иного доходного источника важное значение имеет классификация бюджетных доходов, т. е. их группировка по выбранному признаку (критерию):

     Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

- По методу взимания  все доходы бюджета делятся  на налоговые и неналоговые.

- В зависимости от порядка  распределения доходов между  уровнями бюджетной системы они  подразделяются на собственные и регулирующие.

- В зависимости от государственного  устройства страны различают  доходы центрального и местных  бюджетов (в унитарном государстве)  или доходы федерального бюджета,  доходы бюджетов членов федерации  и доходы местных бюджетов (в  федеративном государстве).

- По источникам образования  выделяют доходы, поступающие от  юридических лиц и от населения.  Это деление имеет преимущественно  социально-экономическое значение. С точки зрения-формирования бюджета  не важно, из какого источника  (от юридических или физических  лиц) поступили доходы.

- По юридическому основанию  взимания доходов в бюджет  различают обязательные и добровольные  платежи. Подавляющее большинство  доходов поступают в бюджет  на обязательной основе, добровольные  платежи занимают второстепенное  место.

- По праву собственности  государства на аккумулируемые  в бюджет доходы их подразделяют  на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате  применения кредитного метода  формирования.

     Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

1) налоговые и неналоговые  доходы;

2) безвозмездные поступления.

     Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

     В настоящее время в России сложились три основные группы бюджетных доходов: налоги, неналоговые доходы и доходы бюджетных целевых фондов. Кроме того, имеются ещё и безвозмездные поступления (ст. 41 БК РФ). Эти поступления связаны обычно с движением средств между бюджетом и внебюджетными и бюджетными целевыми фондами, между разными видами бюджетов внутри бюджетной системы, с использованием резерва средств, не включаемого в бюджет. Могут быть и поступления денег от отдельных экономических субъектов. Соответственно бюджетного кодекса РФ, статья 41.5 это выглядит так:

     К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

- финансовой помощи из  бюджетов других уровней в  форме дотаций и субсидий;

- субвенций из Федерального  фонда и (или) из региональных  фондов компенсаций;

- субвенций из местных  бюджетов других уровней;

- иных безвозмездных перечислений  между бюджетами бюджетной системы  РФ;

- безвозмездных перечислений  из бюджетов государственных  (или) территориальных государственных  внебюджетных фондов;

- безвозмездных перечислений  от физических лиц и юридических  лиц, в том числе добровольных  пожертвований.

     Выделение третьей группы – доходов бюджетных целевых фондов объясняется нынешней спецификой политической и финансовой жизни России. На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Эти доходы не имеют принципиального отличия от налогов и неналоговых платежей по своему экономическому смыслу, поэтому фактически выступают две самостоятельные группы доходов бюджета – налоги и неналоговые платежи.

     Главной из них, конечно, являются налоги.

     Налоги – обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местные бюджеты. Налоги – основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни.

     Прежде всего, они преобладают количественно. Основной доход в составе неналоговых платежей – это доход от государственного имущества или от деятельности государственных организаций, административные платежи, сборы и штрафы. Это, как бы, доходы, связанные с собственностью государства и деятельностью государственного аппарата и государственных организаций.

     Налоги многочисленны и весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным принципам: по объекту, по конечному плательщику, по методу платежа и др. Наиболее наглядно деление налогов по объекту взимания. Налог может устанавливаться либо непосредственно на уже полученный доход определенной величины, либо на операцию продажи товара или услуги, либо на конкретное имущество, собственник которого и должен платить налог. Непосредственно в составе доходов бюджета предусматриваются следующие группы налогов: (статья 49 БК РФ) федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения, в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ:

- налог на прибыль (доход), прирост капитала, сюда включаются  налоги на прибыль предприятий  и налог на доходы физических  лиц;

- налоги на товары, услуги, лицензионные и регистрационные  сборы: НДС, акцизы по товарам,  производимым в РФ, и по товарам,  ввозимым в РФ, сборы, налог  с продаж;

- налоги на совокупный  доход - это налоги, в основном, для мелких предпринимателей, которые  в своем учете не отделяют  прибыль от валового дохода, здесь  же фигурирует налог на вмененный  доход;

- налоги на добычу полезных  ископаемых;

- прочие налоги и пошлины,  здесь самый заметный платеж  – государственные пошлины.

     Неналоговые доходы являются платежами, которые классифицируются по характеру их поступления в бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров (доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от Национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников.

     Неналоговые доходы государства можно классифицировать по разным критериям:

- по территориальному  уровню - федеральные доходы и  доходы субъектов Российской  Федерации; 

- по методам формирования - доходы обязательного характера  и добровольные поступления от  юридических и физических лиц; 

- по источникам их аккумуляции  - доходы, аккумулируемые в государственных  бюджетных и внебюджетных фондах;

- по конкретным основаниям  взимания платежей, образующих неналоговые  доходы государства. 

     Большинство неналоговых доходов не имеют фискально-постоянного характера и твердо установленной ставки. В отличие от налоговых, неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться. Однако на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений прошлого года.

     Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти РФ и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах имеют место указания на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые поступления - составная часть доходов всех видов бюджета: федерального, региональных и местных.

     Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией. В то же время в нормативных документах приводится различный состав неналоговых доходов. Например, в Бюджетном кодексе РФ к неналоговым поступлениям причислены доходы в виде финансовой помощи, получаемой от иных бюджетов. В экономической литературе к неналоговым поступлениям относят и доходы целевых бюджетных фондов.

    В соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ, разработанной бюджетным департаментом Минфина РФ, неналоговые доходы включают:

1.     доходы от  использования имущества, находящегося  в государственной и муниципальной  собственности;

2.     дивиденды  по акциям, принадлежащим государству;

3.     доходы от  сдачи в аренду имущества, находящегося  в государственной и муниципальной  собственности

4.     Арендная  плата за пользование лесным  фондом;

5.     Арендная  плата за земли сельскохозяйственного  назначения;

6.     Арендная  плата за земли несельскохозяйственного  назначения;

7.     Прочие доходы  от сдачи в аренду имущества,  находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

8.     доходы от  платных услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями, находящимися в ведении  соответственно органов государственной  власти Российской Федерации;

9.     таможенные  пошлины и таможенные сборы;

10.  часть прибыли унитарных  предприятий, созданных Российской  Федерацией, остающаяся после уплаты  налогов и иных обязательных  платежей;

11.  средства, полученные  в результате применения мер  гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности,  в том числе штрафы, конфискации,  компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда,  причиненного Российской Федерации  и иные суммы принудительного  изъятия;

12.  доходы в виде  финансовой помощи, полученной от  бюджетов других уровней бюджетной  системы Российской Федерации,  за исключением бюджетных ссуд  и бюджетных кредитов;

13.  проценты, полученные  от размещения в банках и  кредитных организациях временно  свободных средств бюджета;

14.  проценты, полученные  от предоставления бюджетных  ссуд внутри страны;

15.  проценты по государственным  кредитам, предоставляемым Российской  Федерацией правительствам иностранных  государств;

16.  возмещение потерь  сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных  угодий;

17.  доходы от оказания  услуг или компенсации затрат  государства;

18.  перечисление прибыли  Центрального банка Российской  Федерации;

19.  иные неналоговые  доходы.

     Неналоговые доходы являются важным источником доходов бюджетов всех уровней, способствуя сокращению их дефицита.

Информация о работе Доходы бюджетов и их классификация