Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:40, курсовая работа
Самый важный показатель в рыночной экономике, позволяющий оценить возможности человека или семьи - это доход. Доход определяет степень удовлетворения потребностей человека, его политические убеждения.
Доход представляет собой общую сумму денег, заработанных или полученных в течение какого-либо периода (обычно за год).
При изучении вопроса об уровне жизни основной проблемой является проблема неравенства благосостояния, а также порождаемого ею социального напряжения в обществе. Разрыв в уровне жизни зависит от различной ценности принадлежащих людям факторов производства и эффективности их использования. Работник фирмы, производящей дефицитный и высококачественный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом. Доходы зависят от объема факторов производства. Совершенно очевидно, владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины.
Введение
1. Доходы населения, их виды и источники формирования
1.1 Сущность доходов населения и их виды. Заработная плата как основной источник доходов населения
1.2 Источники формирования доходов и факторы, определяющие их величину
1.3 Проблема неравенства и распределения доходов
1.4 Государственная политика перераспределения доходов
2. Доходы населения Республики Беларусь
2.1 Динамика доходов населения Республики Беларусь за последние годы
2.2 Государственная социальная политика Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
(2.1)
где pi - доля населения, имеющего доход не выше, чем его максимальный уровень в i-й группе;
q1 доля доходов i-й группы
в общей сумме доходов
Коэффициент Джинни изменяется
в пределах от 0 до 1. Причем чем больше
его значение отклоняется от нуля
и приближается к единице, тем
в большей степени доходы сконцентрированы
в руках отдельных групп
По кривой Лоренца (Рисунок 1) можно рассчитать коэффициент Джинни как отношение площади между линиями равномерного и фактического распределения к сумме площадей S1, и S2, которая равна 1/2:
(2.2)
Типичное значение индекса Джинни в развитых странах колеблется между 0,2 (в скандинавских странах) и 0,35 (в США); для развивающихся стран он составляет 0,4 - 0,5 [17, с.330]
Наряду с коэффициентом Джинни, для характеристики дифференциации доходов в обществе используется квинтильный (децильный) коэффициент.
Неравенство доходов оказывает влияние на социально-экономическое развитие страны и приводит к негативным последствиям [6, с.157]:
рост дифференциации доходов означает для экономики выманивание среднего класса, являющегося основным "производителем" спроса на товары и услуги. Происходит рост богатства и без того богатого населения, что приводит к еще большим потерям спроса в экономике.
чрезмерная дифференциация доходов и ее крайние формы, такие, как бедность и нищета, приводят к неизбежному росту социальных издержек: дисквалификации, профессиональной деградации, росту социальных болезней (преступности, наркомании, самоубийствам, маргинализации), что в свою очередь приводит к разрушению, размыванию человеческого капитала, являющегося одним из основных факторов современного экономического роста.
высокая дифференциация доходов является одним из факторов усиления социальной напряженности в обществе, что увеличивает инвестиционные и предпринимательские риски и препятствует устойчивому развитию экономики.
Таким образом, дифференциация выделяет не только высокодоходные и низкодоходные группы, одновременно развивается межотраслевая и региональная дифференциация, а также дифференциация внутри предприятий (между работниками и администрацией).
1.4 Государственная
политика перераспределения
Значительное неравенство
в распределении доходов
Она осуществляется по двум
основным направлениям [7, с.211]: регулирование
доходов населения и
Практика регулирования доходов предполагает [7, с.212]:
установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;
регулирование в ряде случаев
верхнего предела увеличения номинальной
заработной платы в целях снижения
издержек производства и на этой основе
сдерживания инфляции, роста инвестиций
и повышения
защиту денежных доходов
населения от инфляционного обесценения
путем индексации, т.е. увеличения номинальных
доходов в зависимости от роста
цен. Индексация может осуществляться
как на уровне государства, так и
на уровне фирм, будучи включена в коллективный
договор, а также производиться
дифференцированно в
Политика перераспределения доходов включает [7, с.215]:
аккумуляцию денежных средств
в руках государства для
предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.
финансирование системы социальной защиты, включающей:
а) систему социального страхования;
б) систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.
Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей.
Социальные трансферты - это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах. [12, с.86]
Вмешательство государства
в перераспределительные
Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители.
Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты - это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования. [8, с.112]
Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач:
оказание прямой помощи наиболее
уязвимым слоям населения через
систему социального
нейтрализацию инфляционного
обесценивания доходов и
Государственная политика доходов
заключается в
Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. [5, с.79]
Государство, организуя через
бюджет перераспределение доходов,
решает проблему повышения доходов
малоимущих слоев населения, создает
условия для нормального
Информация о работе Доходы населения, их виды и источники формирования