Федеральный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 21:33, практическая работа

Описание работы

В первые годы становления рыночной экономики в России отзывы о государственных финансах, в особенности о бюджетной системе, чаще всего были отрицательными. Это объяснялось нецелевым использованием бюджетных средств и несбалансированностью государственного бюджета: всем известно о значительном внешнем и внутреннем долге России, который возник в результате хронического дефицита бюджета. Это в значительной степени способствовало возникновению и развитию финансового кризиса августа 1998 года.

Содержание работы

Введение
Понятие расходов бюджета
Классификация бюджетных расходов
Классификация бюджетных расходов по экономическому содержанию
Ведомственная классификация бюджетных расходов
Классификация расходов бюджета по их предметной направленности
Функциональная классификация бюджетных расходов
Прочие классификации бюджетных расходов
Анализ расходных частей бюджета за
Заключение

Файлы: 1 файл

Бюджетка.docx

— 26.96 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Понятие расходов бюджета
  2. Классификация бюджетных расходов
    1. Классификация бюджетных расходов по экономическому содержанию
    2. Ведомственная классификация бюджетных расходов
    3. Классификация расходов бюджета по их предметной направленности
    4. Функциональная классификация бюджетных расходов
    5. Прочие классификации бюджетных расходов
  3. Анализ расходных частей бюджета за

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В первые годы становления рыночной экономики в России отзывы о государственных финансах, в особенности о бюджетной системе, чаще всего были отрицательными. Это объяснялось нецелевым использованием бюджетных средств и несбалансированностью государственного бюджета: всем известно о значительном внешнем и внутреннем долге России, который возник в результате хронического дефицита бюджета. Это в значительной степени способствовало возникновению и развитию финансового кризиса августа 1998 года. 
 
Однако этот кризис послужил стимулом для  начала положительных изменений в бюджетной системе России. Резко сократились внешние и внутренние заимствования, расходы бюджета также были несколько сокращены и приведены в соответствие с доходами. В результате в последние годы дефицита государственного бюджета удалось избежать, а бюджеты на 2002 и 2003 годы были изначально приняты профицитными.

Таким образом возникает вопрос, который будет рассмотрен в данной работе: влияет ли дефицитность бюджета на структуру его расходов и как именно проявляется эта зависимость. Целью работы является изучение этой зависимости путем сопоставления двух государственных бюджетов. Один из них принят на 1998 год и является дефицитным. Кроме того, возможно, что при его разработке допущены серьезные ошибки, которые отчасти явились причиной финансового кризиса.

По результатам анализа  структуры расходных частей этих бюджетов        будет  сделан вывод о зависимости дефицитности бюджета от приоритетных направлений  расходования средств, а также, по возможности, дан прогноз дальнейшего развития структуры расходов государственного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

Понятие расходов бюджета

Бюджет – это важнейший  элемент финансовой системы современного государства. С его помощью решаются задачи по финансированию различных  социальных программ, мероприятий по охране окружающей среды, стимулированию научно-технического прогресса, укреплению обороноспособности страны и т.п. 
 
Понятие бюджета можно рассматривать  в двух аспектах. Во-первых,    бюджет - это система финансовых отношений, возникающих по поводу образования и расходования централизованного фонда денежных средств. Во-вторых, бюджет – это должным образом оформленный и утвержденный финансовый документ.

В связи с особенностями  государственного устройства Российской Федерации бюджетная система  нашей страны состоит из бюджетов трех уровней:

1.федеральный бюджет; 
 
2.бюджеты субъектов федерации; 
 
3.местные бюджеты.

Отметим, что данная работа посвящена исключительно федеральному бюджету и анализу его расходной  части. 
 
Внутренняя структура бюджета предопределяет существование в нем двух частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ, в распоряжение органов государственной власти  субъектов РФ и органов местного самоуправления. 
 
Расходы бюджета – денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. 
 

По определению, расходы  и доходы бюджета – противоположные  друг другу экономические категории. Противоположны и их функции: доходы формируют бюджетные ресурсы, в  то время как расходы опосредуют процесс их использования.

Получение бюджетных доходов  подразумевает изъятие у субъектов  хозяйствования средств в бюджет государства, что ведет к уменьшению материальных возможностей  предприятий и населения. Расходы же, наоборот, увеличивают эти возможности  благодаря передаче государственных ресурсов различным субъектам хозяйствования. 
 
Однако при всей своей очевидной противоположности, доходы и расходы бюджета тесно связаны  между собой. Они влияют на развитие экономики, но и сами зависят от него в значительной степени. Эта связь выглядит следующим образом. 
 
Объем расходов бюджета ограничивается объемом поступающих доходов, размер которых зависит от благосостояния субъектов хозяйствования, а значит, и от степени развития экономики. С другой стороны, бюджетные расходы способствуют увеличению материальной базы предприятий и населения. Это улучшает различные макроэкономические показатели, что приводит к росту доходов государственного бюджета. 
 
Таким образом, бюджет, структура его доходов и расходов – мощнейший элемент государственного регулирования хода воспроизводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 И обязательным условием  эффективности  государственного бюджета является соответствие показателей и структуры доходов и расходов показателям развития экономики.

  • В связи с нестабильностью российской экономики довольно проблематично строить предположения о структуре расходов федерального бюджета на ближайшие годы. Однако с большой долей уверенности можно заявить следующее: 
  • будет продолжаться увеличение расходов на финансирование социальной сферы, т.к. ее состояние по-прежнему остается неудовлетворительным; 
  • будут увеличены расходы на содержание судебной системы с целью обеспечения реальной независимости этой ветви власти; 
    доля военных расходов будет сохранена на высоком уровне, что связано с необходимостью проведения военной реформы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация бюджетных  расходов

Классификация бюджетных  расходов по экономическому содержанию

Первая из основ для  классификации расходов бюджета, упомянутая  в БК РФ – их экономическое содержание. По этому признаку бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной  поддержки другим бюджетам и отдельным  отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее  функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в  капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ. 
 
Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы  при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией  расходов бюджета РФ.

К текущим расходам бюджета  относятся:

  • закупки товаров и услуг, необходимых для содержания экономической и социальной инфраструктуры ( оплата труда государственных служащих, оплата транспортных и коммунальных услуг и т.п.);
  • трансферты  населению (пенсии, пособия, стипендии и т.п.)
  • текущие субсидии предприятиям и нижестоящим органам власти;
  • выплата процентов по государственному долгу и другие.

Текущие расходы составляют текущий бюджет, на долю которого приходится подавляющая часть всех бюджетных  затрат.

 

К капитальным расходам относятся:

  • затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности;
  • инвестиционные субсидии;
  • долгосрочные бюджетные кредиты и государственные гарантии инвесторам, финансирующим высокоэффективные инвестиционные проекты и другие.

Классификации расходов бюджета  по экономическому содержанию выделено приоритетное место в  бюджетном законодательстве РФ.            Это может объясняться тем, что при такой классификации довольно легко проследить, к какому конкретно бюджетополучателю поступила определенная сумма бюджетных средств и как она была использована.     При этом возможна оптимизация финансирования экономики, т.е. преимущественное выделение средств бюджета тем хозяйствующим субъектам, которые используют их наиболее эффективно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведомственная классификация  бюджетных расходов

При  такой классификации при росписи бюджетных расходов указывается конкретный получатель средств бюджета – министерство, ведомство, учреждение. Классификация расходов по ведомственному признаку близка к классификации по экономическому содержанию в том смысле, что для каждой суммы легко определить получателя, ответственного за законное и эффективное  использование бюджетных средств. Такая группировка позволяет осуществлять более эффективный контроль за расходованием бюджетных ресурсов.

При составлении ведомственной  структуры расходов федерального бюджета  сначала указывается наименование министерства или ведомства и  выделенная ему сумма бюджетных  средств. Затем эта сумма распределяется на выполнение различных задач и  функций данного министерства.

В каждом министерстве обязательно  предусмотрены затраты на осуществление  государственного управления, то есть на содержание аппарата управления самого министерства. Во многих министерствах  и ведомствах предусмотрены расходы  на осуществление международной  деятельности, в частности, сотрудничество с иностранными государственными и  международными организациями. В большинстве  министерств некоторая часть  расходов  (крайне незначительная) направляется на проведение фундаментальных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Довольно большие суммы выделяются на содержание промышленно-энергетического комплекса, находящегося на балансе министерства или ведомства. И, наконец, значительные суммы бюджетных средств направляются на выполнение различных федеральных целевых программ.

Таким образом, с помощью  данной классификации можно проследить структуру расходов каждого министерства и ведомства и изменить ее при  неэффективной работе. То есть ведомственная  классификация позволяет совершенствовать систему государственного управления путем финансового контроля за министерствами  и оптимизации их работы.

 

 

 

 

Классификация расходов бюджета  по их предметной направленности

Предметная направленность денежных потоков – важный критерий  классификации расходной части бюджета. В развитых странах, в соответствии с этой классификацией, выделяют следующие основные группы бюджетных расходов:

  • военные расходы;
  • расходы, связанные с  вмешательством государства в экономику;
  • расходы на содержание государственного аппарата управления;
  • расходы на социальные цели;
  • предоставление субсидий и кредитов другим странам.

В России, с точки зрения предметной направленности, расходная  часть бюджета подразделяется на следующие группы:

  • финансирование отраслей хозяйства;
  • финансирование социально-культурных мероприятий;
  • финансирование науки;
  • финансирование обороны;
  • содержание правоохранительных органов и органов государственной власти;
  • расходы на внешнеэкономическую деятельность;
  • создание резервных фондов;
  • расходы по обслуживанию государственного долга;
  • прочие расходы и выплаты.

Классификация бюджетных  расходов по их предметной направленности во многом  пересекается с функциональной классификацией и является, в некоторой степени, ее обобщенным вариантом.

Таким образом, целесообразно  уделить основное внимание функциональной классификации расходов бюджета.

 

 

 

 

 

Функциональная классификация  бюджетных расходов

Одним из важнейших оснований  для классификации бюджетных  расходов является функциональный признак. Классификация бюджетных затрат по функциональному признаку является наиболее распространенной. Как правило,  при публикации государственного бюджета в средствах массовой информации расходы группируются именно по функциональному признаку.

Функциональная классификация  бюджетных расходов  отражает направление средств основного централизованного денежного фонда на выполнение конкретных функций государства. К этим функциям относятся:

  • государственное управление и местное самоуправление;
  • судебная власть;
  • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
  • охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;
  • транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  • образование;
  • культура, искусство и кинематография;
  • средства массовой информации;
  • обслуживание государственного долга;
  • пополнение государственных запасов и резервов;
  • прочие расходы.

Информация о работе Федеральный бюджет