Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 03:13, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – рассмотрение Федерального бюджета, его роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации, в экономике и пути сокращения дефицита.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Федеральный бюджет: экономическое содержание и назначение…………...5
2. Характеристика доходов и расходов федерального бюджета………………10
3. Федеральный бюджет – инструмент социально-экономического развития РФ………………………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………18
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы………….20
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы………….20
Введение
Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций.
В любой стране бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование1.
Федеральный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – Федеральным Собранием2. фд
Федеральный бюджет России
– главное звено бюджетной
системы. Он выражает экономические
денежные отношения, опосредствующие
процесс образования и
Цель данной контрольной работы – рассмотрение Федерального бюджета, его роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации, в экономике и пути сокращения дефицита.
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав бюджет. Именно через бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления3.
С помощью бюджета
Федеральный бюджет, как основной финансовый план государства дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
В то же время бюджет правомерно
рассматривать как
Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.
Бюджет выполняет следующие функции:
Распределительная функция бюджета - основная. Она проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:
В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.
Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета4.
Перераспределение национального дохода в пользу государства осуществляется следующими основными методами:
• при помощи налогообложения;
• путем получения
• при помощи денежной эмиссии
Налоговые поступления являются главным средством пополнения государственного бюджета. Налоги представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в законодательно установленном порядке.
К государственным займам
как методу привлечения доходов
в бюджет государство обращается
в случае необходимости преодоления
бюджетного дефицита, который предусматривается
при составлении бюджета на предстоящий
год. Займы могут осуществляться
в двух формах: во-первых, путем выпуска
государственных облигаций и
других ценных бумаг для продажи
широким слоям населения и, во-вторых,
путем выпуска государственных
ценных бумаг для продажи
Государственным долгом называется вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
В государственном долге особенно выделяют внешний государственный долг - задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Обслуживание государственного долга, под которым понимаются операции по размещению и погашению долговых обязательств и выплате по ним процентов, зачастую осуществляется за счет выпуска новых займов и утяжеления налогового бремени.
Государственные займы отражают
одну из форм кредитных отношений
между государством и физическими
и юридическими лицами, в которых
государство выступает как
Обязательным условием привлечения государством средств в виде займов является определение предельных сроков погашения долговых обязательств государства перед кредиторами, устанавливаемое на законодательном уровне.
Как и налоги, государственные
займы играют важную фискальную роль,
т.е. позволяют осуществить
Необходимость погашения
кредита влечет за собой необходимость
решения задачи сбора налогов, достаточных
для погашения основной части
государственного долга и процентов
по нему. Однако налоги не являются единственно
возможным средством погашения
и обслуживания государственного долга.
В случае осуществления капитальных
вложений в объект производственного
характера прибыль от его дальнейшей
эксплуатации может являться источником
для погашения займа
Ситуация складывается по-иному, если займы направляются государством на финансирование непроизводительных расходов, например на социальные или военные нужды. В этом случае единственным источником погашения займов являются налоги и новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным займам называется рефинансированием государственного долга.
Государственные займы можно классифицировать в зависимости:
• от места размещения государственного займа: на внутренние и внешние;
• от характера заемщиков: на размещаемые центральными и местными органами управления;
• от возможности обращения на рынке: на рыночные и нерыночные;
• от срока привлечения средств: на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше);
• от обеспеченности долговых обязательств: на закладные и беззакладные;
• от характера выплачиваемого дохода: на выигрышные, процентные, с нулевым купоном;
• от метода определения
дохода: на долговые обязательства
с твердым доходом и с
• от обязанности заемщика
твердо соблюдать сроки погашения
займа: на займы с правом досрочного
погашения и без права
В случаях, когда первые два метода мобилизации национального дохода в бюджет - налогообложение и государственные займы - являются недостаточными, применяется третий метод - денежная эмиссия.
Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель - формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.
Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.
Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни - косвенные налоги и налоги с юридических лиц.