Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 18:28, курсовая работа
В XX веке во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, поскольку они обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения, и сфера их использования расширяется.
Бюджет - важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом.
2.2 Расходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 года
За последние несколько лет федеральный бюджет РФ стремительно вырос, в основном за счет расходной части. В 2008 году, к примеру, Москва перегнала Нью-Йорк на 10 млрд. долларов, причиной тому отчасти послужили огромные обязательства, взятые на себя Правительством РФ: повышение пенсии, довольствия военнослужащих; материнский капитал; вложения в государственные корпорации и другие. Бюджет 2009 года был по номинальному выражению примерно равен бюджету 2008 года, а бюджет 2010 года соответственно 2009 года, однако, каждый из них в реальном выражении уступал предыдущему 10%, следовательно, бюджет 2010 года был на 20% бюджета 2008 года. Но даже в кризис статьи расходов на инновации, образование и здравоохранение не были снижены, что соответствует общей направленности бюджетной политики по модернизации экономики.
В настоящее время в качестве приоритетных направлений расходов федерального бюджета РФ в Бюджетном послание Президента РФ выделены следующие:
· безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;
· обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для дальнейшего развития пенсионной системы;
· индексация в 2011 году денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников;
· обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;
· обеспечение закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;
· обеспечение содержания и развития транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог;
· постепенное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных проектах и важнейших научных разработках.
· подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году).
Также большое внимание уделяется проблеме эффективности использования бюджетных средств, в связи с этим, была принята Программа повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 года, которая предполагает концентрацию ресурсов на наиболее значимых направления или государственных программах, перечень которых определяется Правительством РФ.
Наиболее быстро растущими статьями расходов являются национальная оборона (в среднем на 30% ежегодно) и социальная политика (7%), которая составляет более 25% всех расходов федерального бюджета РФ, что, несомненно, говорит о соответствии одной из выбранных целей бюджетной политики страны.
Также, согласно второй, не менее важной цели - модернизации экономики, отдельное внимание уделено расходам на здравоохранение, физическую культуру и спорт, а также образование. Бюджетная политика в сфере образования направлена на предоставление качественного высшего и среднего образования, а также на подготовку квалифицированных рабочих кадров для инновационной экономики согласно потребностям рынка труда. Несмотря на прогнозируемое сокращение числа школьников и студентов, расходы на образование не сокращаются, в номинальном выражение они даже увеличиваются: в 2010 году - 444 млрд. рублей, а в 2013 - уже 519,4 млрд. рублей, хотя % ВВП остается прежним и равен 4,4%. Наибольший удельный вес в статье образования занимают расходы на высшее профессиональное образование, а именно 85%.
Расходы на национальную оборону являются единственной статьей расходов, которые в период 2011-2013 г. значительно увеличили свою долю в общих расходах федерального бюджета (с 12,5% до 17,2%). Это обусловлено тем, что необходимо провести качественное и комплексное переоснащение Вооруженных Сил и других войск современными видами вооружения и военной техники для достижения запланированного уровня обороноспособности страны в рамках государственной программы вооружения на 2011-2020 г. г. Для этого предполагается увеличение бюджетных ассигнований на развитие оборонно-промышленного комплекса, который является высокотехнологическим, многопрофильным сектором экономики страны. Также увеличение бюджетных ассигнований коснется и "национальной безопасности и правоохранительной деятельности" для оснащения "силовых" ведомств современными образцами вооружения, военной и специальной техникой, в том числе для обеспечения правопорядка при проведении XXII Олимпийских Игр в Сочи.
2.3 Финансирования дефицита федерального бюджета РФ
Федеральный бюджет 2011-2013 г. сформирован с дефицитом, тому есть множество причин, основными из которых являются снижение налоговой нагрузки с реального сектора экономики, как одна из антикризисных мер, а также увеличение расходных обязательств по целевым статьям. Относительно тенденции развития дефицита федерального бюджета наблюдается постепенное его снижение: с 5,3% ВВП в 2010 до 2,9% ВВП запланированных к 2013 году, при этом значительное изменение номинального показателя происходит только в 2010-2011 г. г., когда дефицит снижается на 557,9 млрд. рублей, а на протяжении трех лет 2011-2013 г. г. дефицит будет примерно на одном уровне.
Таблица 1. Источники покрытия дефицита федерального бюджета
Показатели |
2010 |
2011 |
2013 | |||
млрд. рублей |
% к ВВП |
млрд. рублей |
% к ВВП |
млрд. рублей |
% к ВВП | |
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего |
1814 |
3,60 |
1734,4 |
3,10 |
1795,7 |
2,90 |
За счет средств Резервного фонда |
284,4 |
0,56 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
За счет средств Фонда национального благосостояния |
5 |
0,01 |
7,5 |
0,01 |
10 |
0,02 |
Иные источники |
1524,6 |
3,03 |
1726,9 |
3,09 |
1785,7 |
2,88 |
Государственные ценные бумаги в валюте РФ |
1340,8 |
1504,4 |
1485,3 |
2,40 | ||
Государственные ценные бумаги в иностранной валюте |
137,5 |
174,4 |
176,1 |
0,28 | ||
Кредиты в иностранной валюте |
-45,4 |
-27 |
-24,6 |
-0,04 | ||
Приватизация |
298 |
276,1 |
309,4 |
0,50 | ||
Исполнение государственных гарантий РФ |
-65 |
-137,8 |
-117 |
-0, 19 | ||
Прочие источники |
-141,3 |
-63,2 |
-43,4 |
-0,07 |
Значительные изменения происходят в структуре покрытия дефицита федерального бюджета РФ. До конца 2011 года средства Резервного Фонда, который наряду с Фондом национального благосостояния являлся источником финансирования, будут исчерпаны, в связи с этим было принято решение о переходе на финансирование дефицита за счет государственных заимствований, без последующего обращения к Фонду национального благосостояния (оставшаяся часть средств в 2 603,7 млрд. рублей будет сохранена и неприкосновенна).
Пути укреплении доходной базы федерального бюджета
Для укрепления доходной базы федерального бюджета необходимо, чтобы налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.Структура и уровень налогообложения должны минимизировать искажающее и оказывать позитивное воздействие на структурные изменения в экономике, формировать комфортные условия для развития предпринимательской деятельности и инновационной активности.
Бизнес должен проявить высокую степень ответственности при выполнении обязанности по уплате налогов. Надо четко понимать - умышленное уклонение от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества особенно необходимых в современных условиях ресурсов. Поэтому подобные действия должны жестко пресекаться.
При формировании налоговой политики на среднесрочную перспективу должен учитываться ряд актуальных факторов.
Во-первых, в кризисный период произошло резкое снижение доходов бюджетной системы, прежде всего налоговых поступлений.
Во-вторых, большинство граждан и организаций находятся сегодня в сложном финансовом положении.
В-третьих, принятые решения о переходе на страховые принципы ресурсного обеспечения государственной пенсионной системы и соответствующее повышение размеров платежей приведут - при прочих равных условиях - к увеличению финансовой нагрузки на бизнес (даже с учетом снижения налоговой нагрузки по налогу на прибыль с 2009 года).
Начиная с 2010 года увеличился в два раза предельный размер выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения, с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей в год.
С учетом возникших сложностей по доступу организаций к кредитным ресурсам и проблем с ликвидностью следует принять следующие меры налоговой политики:
увеличить предельную величину процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходами, в соответствии с текущими процентными ставками;
установить временный специальный порядок работы с налоговой задолженностью организаций, позволяющий по заявлению налогоплательщика использовать все имеющиеся инструменты изменения сроков уплаты налога.
Целесообразно также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (предоставление отсрочек, рассрочек, инвестиционного налогового кредита).
В целях поддержания инвестиционной активности в экономике необходимо:
во-первых, в 2009 году в целях исчисления налога на прибыль организаций законодательно установить возможность признания затрат инвесторов на строительство или финансирование объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей для государственных или муниципальных нужд;
во-вторых, разработать меры налогового стимулирования повышения энергоэффективности производства.
В целях создания условий для развития научно-технической и инновационной деятельности, а также внедрения результатов такой деятельности необходимо усовершенствовать порядок амортизации нематериальных активов. При этом для нематериальных активов, по которым невозможно определить срок полезного использования, целесообразно установить срок амортизации два года.
Актуальной остается проблема налогообложения добычи твердых полезных ископаемых, и в первую очередь угля, в части, касающейся перехода на взимание налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля на основании специфических налоговых ставок, дифференцированных в зависимости от вида угля и отдельных условий его добычи.
Повышение эффективности бюджетных расходов
В 2010 году Правительством Российской Федерации была одобрена Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Аналогичные программы утверждены и во многих субъектах Российской Федерации.
Значение Программы не ограничивается решением только бюджетных вопросов. Фактически речь идет о переходе к новой, программно-целевой организации всей системы государственного управления.
Именно это предусматривается в рамках ключевого блока Программы повышения эффективности бюджетных расходов – перехода к государственному управлению на основе государственных программ.
К концу 2011 года были разработаны государственные программы Российской Федерации, которые лягут в основу первого программного бюджета на 2013-2015 годы. 2012 год станет переходным периодом.
В 2010 году Правительство утвердило порядок разработки и реализации госпрограмм, сформировало перечень из 41-й государственной программы. Структура перечня программ построена, исходя из основных направлений государственной политики, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Социальный блок имеет наибольший удельный вес в структуре перечня всех программ (13%).
Впервые аналитическое распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета по направлениям государственных программ Российской Федерации было представлено в рамках проекта федерального бюджета на 2011 год и на период 2012 и 2013 годов. Всего в 2011 году 92,5% расходов федерального бюджета было распределено по программам, что позволило увидеть, сколько концентрируется расходов на каждом из направлений.
Подводя итог проведённого
исследования, следует отметить, что бюджетная политика это направление
экономической политики государства,
связанное с разработкой и использованием
государственного бюджета и бюджетов
территориально-