Финансовое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:15, контрольная работа

Описание работы

Как экономическая категория финансы представляют собой систему экономических отношений, складывающихся по поводу распределения, перераспределения денежных национальных доходов, формированию и использованию денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих задач и функций.

Файлы: 1 файл

Контрольная по фин. праву.docx

— 29.83 Кб (Скачать файл)
  1. Сущность,  особенности,  принципы   и  методы  финансовой   деятельности   в   РФ.

 

Для того чтобы раскрыть  сущность   финансовой   деятельности , необходимо рассмотреть понятие «финансы». Термин «финансы» происходит от латинского глагола finare — окончить, урегулировать спор (как правило, денежный). С XVIII в. понятие «финансы» получает международное признание и применяется для обозначения всех отношений, связанных с доходами и расходами.

В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается: как экономическая категория, по материальному содержанию и с  правовой позиции.

Как экономическая категория  финансы  представляют собой систему  экономических  отношений, складывающихся по поводу распределения, перераспределения  денежных национальных доходов, формированию и использованию денежных фондов, необходимых государству для  выполнения своих задач и функций.

По  материальному содержанию финансы  представляют собой совокупность (государственных, муниципальных, бюджетных  внебюджетных, централизованных, децентрализованных) денежных фондов.

С правовой позиции финансы  представляют собой систему законодательства, регулирующего финансовую политику государства.

Сущность   финансов проявляется  в их функциях, их обычно выделяют четыре.

Распределительная функция - в ходе ее реализации разрабатываются  и утверждаются бюджеты (федеральный, субъектов федерации и местные).

Функция контроля - регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового  планирования, обоснованности и полноты  поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Регулирующая функция  заключается в воздействии государства  на процесс воспроизводства через  финансирование отдельных предприятий  и отраслей, социальных мероприятий  и проведение налоговой политики.

Стабилизационная функция  финансов заключается в обеспечении  всех субъектов финансовых правоотношений стабильными экономическими и социальными  условиями.

Таким образом, финансовая деятельность государства  представляет собой  осуществление  им функций по образованию, распределению, аккумуляции и использованию  денежных средств,   с целью  реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Выделяют  три направления  в финансовой деятельности:

Формирование  денежного  фонда (зачисление на единый счет денежного  фонда всех доходных источников).

Распределение средств денежного  фонда (собранные  доходные источники  подлежат справедливому распределению  между субъектами: органы государственной, муниципальной власти, общественно-территориальные  образования, государственные, муниципальные  предприятия, учреждения, организации, юридические, физические лица, имеющими право на их получение).

Использование средств денежных фондов (расходование денежных   средств, уполномоченными  субъектами в соответствии с направлениями  их деятельности  и  утвержденными  программами)

Особенности  финансовой деятельности.

1.Финансовую деятельность  осуществляют практически все  органы государственной, муниципальной  власти:

Законодательные представительные органы – рассматривают проекты  бюджетов, утверждают бюджеты, рассматривают  и  утверждают бюджетную отчетность, кроме этого имеют право формировать органы государственного, муниципального контроля.

Исполнительные органы власти общей компетенции – отвечают за составление проектов бюджета, их исполнение, составление бюджетной  отчетности.

Исполнительные органы специальной  компетенции – осуществляют составление  проектов бюджета, исполнение бюджета, составляют бюджетную отчетность, используют средства бюджета.

Двойственная природа  финансовой деятельности.

Как экономическая категория   финансовая  деятельность представляет собой организационно-хозяйственную  функцию государства,  т.е. она  связана с распределением, перераспределением денежных фондов национального дохода  и  формированием фондов потребления  и  фондов их использования.

Как правовая категория  финансовая   деятельность является разновидностью управленческой  деятельности  в сфере финансов, которая носит  исполнительно-распорядительный  и  подзаконный характер.

Методы   финансовой   деятельности

Государство осуществляет финансовую деятельность при помощи различных  методов (способов), зависящих от многих факторов, в частности, от субъекта правоотношений, условий аккумуляции  и  использования денежных средств. Методы осуществления  финансовой   деятельности  делят на три группы.

1. Методы собирания денежных  средств, которые, в свою очередь,  подразделяют на:

- налоги, с помощью которых государство  изымает в той или иной форме  в обязательном порядке, в установленные  сроки  и  в установленном размере  денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня;

- добровольные  взносы (вклады граждан в банки, покупка ценных бумаг, пожертвования  и  пр.);

- страхование, что позволяет привлеченные таким  образом средства использовать в  денежном обороте;

2.  Методы распределения: 

Установление нормативных  отчислений  доходных источников из вышестоящих в нижестоящие для  сбалансированности  и  сформирования (это деление федеральных  и  региональных налогов в % соотношении между  РФ, субъектами  РФ , муниципальными образованиями.

Метод твердого выделения  денежных  средств из вышестоящих  в нижестоящие,  в форме  финансовой  помощи, дотации, субсидии.

3. Методы  использования:

- финансирование  — заключается в безвозмездном   и  безвозвратном предоставлении денежных средств различным субъектам;

- кредитование — целевая, возвратная  и  возмездная передача денежных средств. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, кредитование – как в отношении государственных организаций, так  и  иных негосударственных организаций.

Принципы    финансовой   деятельности .

Финансовая   деятельность государства основана на основополагающих правилах  и  требованиях —  принципах, присущих всей  деятельности  Российского государства  и  закрепленных Конституцией Российской Федерации.

Принцип законности является основополагающим общеправовым принципом  российского права  и  необходимым  условием нормального функционирования любой правовой системы. Он заключается  в том, что вся  финансовая  деятельность детально урегулирована  нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер  государственного принуждения.

Принцип федерализма заключается  в установлении Конституцией  РФ  разграничения компетенции Российской Федерации  и  субъектов Российской Федерации в области финансового, валютного, кредитного регулирования (ст. 71 Конституции  РФ).

Принцип единства  финансовой  политики является необходимым условием гарантированного Конституцией  РФ  единства экономического пространства в стране  и  свободного перемещения  финансовых средств  и  единства денежной системы (ст. 8 Конституции  РФ ).

Принцип гласности гарантируется  ст. 15 Конституции  РФ , устанавливающей, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека  и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Принцип участия граждан  РФ  в  финансовой   деятельности  государства  и  органов местного самоуправления обеспечивается ст. 32 Конституции  РФ , утверждающей право граждан РФ  участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Принцип плановости означает, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию  финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых  в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

 

  1. Внутрихозяйственный финансовый контроль

Под финансовым контролем  следует понимать совокупность последовательных действий с целью выявления причин и  условий, приводящих к отклонениям  от установленных  финансовой  политикой  и финансовыми планами показателей, а также анализ эффективности  проводимых хозяйственных и финансовых операций. В основе классификации  видов, форм и методов финансового  контроля лежат признаки, характеризующие определенные связи между объектами классификации.

Для определения видов  финансового  контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект  и объект контроля. В зависимости  от определенных признаков классификации  выделяют следующие виды финансового  контроля (табл. 1).

Таблица 1. Основные  виды финансового контроля

Признак классификации

Виды финансового контроля

Субъект контроля:

Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный)

Объект  контроля

Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный  и  др.


 

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный  финансовый контроль  и  негосударственный  финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный  и  общественный контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий  и  операций, осуществляемых органами государственной власти, а  также специально созданными ими  органами, с использованием специфических  форм  и  методов его организации  за соблюдением субъектами хозяйствования  и  органами государственной власти норм права с целью обеспечения  законности, целесообразности, эффективности  образования, распределения  и  использования  финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный  сектор экономики, но  и  распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом  путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных  и  муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления  и  законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием  и  использованием финансовых ресурсов государства.

Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский  контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль  и  общественный контроль.

Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями  либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета  и  финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций  и  индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности  и  о соответствии порядка ведения  бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет  ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной  деятельности, финансовом  и  имущественном  положении субъектов хозяйствования  и  принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит  не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным  итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Целью обязательного  аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также органы государственной  власти, осуществляющие контроль как  в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так  и  за процессом образования, распределения  и  использования государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения информации о финансовом положении организации, состоянии ее взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами  и  т.п., которая необходима исполнительному органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.

Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также  отдельные специалисты. Внутрихозяйственный  контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно  подчиняются руководителю; этот вид  финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме  того, отсутствует единая регламентация  объема  и  характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой  организацией). Внутрихозяйственный  контроль организуют, в основном, на средних  и  крупных предприятиях; его осуществление при условии  правильной организации способствует: повышению ответственности должностных  лиц  и  работников; сохранности  и  рациональному использованию  финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной  деятельности  организации; получению  необходимой оперативной информации для осуществления управления.

Информация о работе Финансовое право