Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:15, контрольная работа
Как экономическая категория финансы представляют собой систему экономических отношений, складывающихся по поводу распределения, перераспределения денежных национальных доходов, формированию и использованию денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих задач и функций.
Для того чтобы раскрыть сущность финансовой деятельности , необходимо рассмотреть понятие «финансы». Термин «финансы» происходит от латинского глагола finare — окончить, урегулировать спор (как правило, денежный). С XVIII в. понятие «финансы» получает международное признание и применяется для обозначения всех отношений, связанных с доходами и расходами.
В экономической и правовой
литературе понятие «финансы»
Как экономическая категория финансы представляют собой систему экономических отношений, складывающихся по поводу распределения, перераспределения денежных национальных доходов, формированию и использованию денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих задач и функций.
По материальному содержанию финансы представляют собой совокупность (государственных, муниципальных, бюджетных внебюджетных, централизованных, децентрализованных) денежных фондов.
С правовой позиции финансы
представляют собой систему
Сущность финансов проявляется в их функциях, их обычно выделяют четыре.
Распределительная функция - в ходе ее реализации разрабатываются и утверждаются бюджеты (федеральный, субъектов федерации и местные).
Функция контроля - регламентированная
нормами права деятельность государственных,
муниципальных, общественных и иных
хозяйствующих субъектов по проверке
своевременности и точности финансового
планирования, обоснованности и полноты
поступления доходов в
Регулирующая функция
заключается в воздействии
Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех субъектов финансовых правоотношений стабильными экономическими и социальными условиями.
Таким образом, финансовая деятельность государства представляет собой осуществление им функций по образованию, распределению, аккумуляции и использованию денежных средств, с целью реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Выделяют три направления в финансовой деятельности:
Формирование денежного фонда (зачисление на единый счет денежного фонда всех доходных источников).
Распределение средств денежного фонда (собранные доходные источники подлежат справедливому распределению между субъектами: органы государственной, муниципальной власти, общественно-территориальные образования, государственные, муниципальные предприятия, учреждения, организации, юридические, физические лица, имеющими право на их получение).
Использование средств денежных фондов (расходование денежных средств, уполномоченными субъектами в соответствии с направлениями их деятельности и утвержденными программами)
Особенности финансовой деятельности.
1.Финансовую деятельность
осуществляют практически все
органы государственной,
Законодательные представительные органы – рассматривают проекты бюджетов, утверждают бюджеты, рассматривают и утверждают бюджетную отчетность, кроме этого имеют право формировать органы государственного, муниципального контроля.
Исполнительные органы власти общей компетенции – отвечают за составление проектов бюджета, их исполнение, составление бюджетной отчетности.
Исполнительные органы специальной компетенции – осуществляют составление проектов бюджета, исполнение бюджета, составляют бюджетную отчетность, используют средства бюджета.
Двойственная природа финансовой деятельности.
Как экономическая категория
финансовая деятельность представляет
собой организационно-
Как правовая категория
финансовая деятельность является
разновидностью управленческой деятельности
в сфере финансов, которая носит
исполнительно-
Методы финансовой деятельности
Государство осуществляет финансовую деятельность при помощи различных методов (способов), зависящих от многих факторов, в частности, от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности делят на три группы.
1. Методы собирания денежных
средств, которые, в свою
- налоги, с помощью которых государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня;
- добровольные взносы (вклады граждан в банки, покупка ценных бумаг, пожертвования и пр.);
- страхование, что позволяет привлеченные таким образом средства использовать в денежном обороте;
2. Методы распределения:
Установление нормативных отчислений доходных источников из вышестоящих в нижестоящие для сбалансированности и сформирования (это деление федеральных и региональных налогов в % соотношении между РФ, субъектами РФ , муниципальными образованиями.
Метод твердого выделения денежных средств из вышестоящих в нижестоящие, в форме финансовой помощи, дотации, субсидии.
3. Методы использования:
- финансирование — заключается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств различным субъектам;
- кредитование — целевая, возвратная и возмездная передача денежных средств. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, кредитование – как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.
Принципы финансовой деятельности .
Финансовая деятельность государства основана на основополагающих правилах и требованиях — принципах, присущих всей деятельности Российского государства и закрепленных Конституцией Российской Федерации.
Принцип законности является основополагающим общеправовым принципом российского права и необходимым условием нормального функционирования любой правовой системы. Он заключается в том, что вся финансовая деятельность детально урегулирована нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
Принцип федерализма заключается
в установлении Конституцией РФ
разграничения компетенции
Принцип единства финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения финансовых средств и единства денежной системы (ст. 8 Конституции РФ ).
Принцип гласности гарантируется ст. 15 Конституции РФ , устанавливающей, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Принцип участия граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается ст. 32 Конституции РФ , утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Принцип плановости означает, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.
Под финансовым контролем
следует понимать совокупность последовательных
действий с целью выявления причин
и условий, приводящих к отклонениям
от установленных финансовой политикой
и финансовыми планами
Для определения видов финансового контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля. В зависимости от определенных признаков классификации выделяют следующие виды финансового контроля (табл. 1).
Таблица 1. Основные виды финансового контроля
Признак классификации |
Виды финансового контроля |
Субъект контроля: |
Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный) |
Объект контроля |
Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и др. |
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.
Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.
Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.
Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.
Аудиторский контроль представляет
собой деятельность, осуществляемую
аудиторскими организациями либо аудиторами,
по независимой проверке бухгалтерского
учета и финансовой (бухгалтерской)
отчетности организаций и индивидуальных
предпринимателей. Целью аудита является
выражение мнения о достоверности
финансовой (бухгалтерской) отчетности
и о соответствии порядка ведения
бухгалтерского учета действующему
законодательству, которое позволяет
ее пользователю делать правильные выводы
о результатах хозяйственной
деятельности, финансовом и имущественном
положении субъектов
Внутрихозяйственный контроль
осуществляют специальные подразделения,
предусмотренные управленческой структурой
субъекта хозяйствования, а также
отдельные специалисты. Внутрихозяйственный
контроль имеет ряд особенностей:
работники, его осуществляющие, непосредственно
подчиняются руководителю; этот вид
финансового контроля осуществляется
постоянно, а не периодически; кроме
того, отсутствует единая регламентация
объема и характера процедур
контроля, порядка их документирования
(определяется, как правило, самой
организацией). Внутрихозяйственный
контроль организуют, в основном, на
средних и крупных предприятиях;
его осуществление при условии
правильной организации способствует:
повышению ответственности