Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 14:43, контрольная работа
Финансы бюджетных учреждений представляют собой систему экономических отношений, посредством которых осуществляются функции некоммерческого характера. Для того, чтобы раскрыть это понятие и проанализировать его сущность, необходимо ответить на вопросы:
- что представляют собой бюджетные учреждения?
- какие функции они выполняют?
- какого рода экономические отношения определяют их роль в финансовой системе страны?
Финансы бюджетных учреждений представляют собой систему экономических отношений, посредством которых осуществляются функции некоммерческого характера. Для того, чтобы раскрыть это понятие и проанализировать его сущность, необходимо ответить на вопросы:
- что представляют собой бюджетные учреждения?
- какие функции они выполняют?
- какого рода экономические отношения определяют их роль в финансовой системе страны?
Согласно ФЗ "О некоммерческих
организациях" от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ
учреждение является одной из форм
некоммерческой организации (статья 2).
Некоммерческой организацией является
организация, не имеющая извлечение
прибыли в качестве основной цели
своей деятельности и не распределяющая
полученную прибыль между участниками.
Цели деятельности некоммерческой организации
предусмотрены учредительными документами,
которые обязательны для
В законе определен перечень функций, ради достижения которых могут быть созданы некоммерческие организации, то есть, определены функции некоммерческого характера.
А именно, это следующие функции:
- социальные;
- благотворительные;
- культурные;
- образовательные;
- научные;
- управленческие;
- охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта;
- удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан;
- защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи.
Особенности учреждения как одной из форм некоммерческой организации, которые определяют особенности его функционирования, состоят в следующем:
- учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником;
- имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления;
- учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник.
Также, следует учитывать тот факт, что учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.
Учредительными документами для учреждения являются решение собственника о его создании и устав, утвержденный собственником.
В результате, к числу источников, за счет которых может быть сформировано имущество учреждения можно отнести:
1) регулярные и единовременные поступления от учредителей;
2) добровольные имущественные взносы и пожертвования;
3) выручка от реализации товаров, работ, услуг;
4) дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
5) доходы, получаемые от собственности.
Если обратиться к закону "О некоммерческих организациях", то необходимо заметить произошедшие изменения относительно определения учреждения, которое закреплено в статье 9 закона.
Таблица 1 - Изменения определения "учреждения" по закону "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ
До 2007 года |
С изменениями от 17.05.2007 г. |
Учреждение - это некоммерческая
организация, созданная собственником
для осуществления |
Частное учреждение - это некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера |
Таким образом, в настоящее
время закон "О некоммерческих
организациях" не закрепляет необходимости
полного или частичного финансирования
учреждений, что связано с бюджетной
реформой и предполагает переход
основной массы бюджетных учреждений
на принципы самофинансирования части
своих затрат или изменения организационно-
Рисунок 1 - Действующий порядок
определения организационно-
Для того, чтобы определить особенности бюджетного учреждения, следует обратиться к Бюджетному кодексу РФ (ст. 6), который указывает на отличительные признаки бюджетного учреждения:
1. В качестве учредителей организации должны выступать органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления. То есть, АО, кооперативы и другие хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию.
2. В качестве цели создания бюджетного учреждения в учредительных документах могут быть определены исключительно функции некоммерческого характера. Это не исключает возможности бюджетного учреждения оказывать платные услуги, но получение платных услуг не может являться целью бюджетного учреждения и все заработанные таким образом средства должны направляться исключительно на расширение и развитие своей основной деятельности.
3. Бюджетное учреждение должно финансироваться за счет средств бюджета РФ, субъектов РФ или местного органа власти.
Только этот признак не
подтверждает того, что организация
является бюджетной, поскольку и
коммерческие структуры получают бюджетное
финансирование (например, закупки
различных товаров в
4. Основой финансового планирования бюджетного учреждения является бюджетная смета.
Статья 161 Бюджетного кодекса указывает на некоторые особенности бюджетных учреждений, связанные с финансированием их деятельности:
1) Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
2) При нарушении бюджетным учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом.
3) Нарушение бюджетным учреждением требований при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
4) В случае уменьшения бюджетному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, бюджетное учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а если необходимо, и других условий государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.
5) Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.
6) Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.
Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
Следует заметить, что только сочетание данных признаков указывает нам на факт существования бюджетного учреждения.
Бюджетное учреждение является
участником бюджетного процесса. В
ходе бюджетного процесса происходит
взаимодействие бюджетных учреждений
с другими участниками
Жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивает население жильем, водой, канализацией, теплом, пассажирским транспортом; создает условия работы на предприятиях, обеспечивая их водой, теплом, электроэнергией и т.д.; обеспечивает благоустройство городов (освещение, озеленение, очистка территорий, вывоз мусора).
Структура отрасли представлена двумя основными составляющими - жилищным и коммунальным хозяйством. Коммунальное хозяйство включает водопроводно-канализационное хозяйство, топливно-энергетическое хозяйство, городской пассажирский транспорт, предприятия по благоустройству населенных мест. Финансирование ЖКХ осуществляется из трех основных источников: бюджетных средств, средств от реализации услуг и продукции, средств предприятий на содержание принадлежащих им жилищно-коммунальных объектов.
Из бюджета отрасль получает больше, чем вносит в него. Наибольшая часть дотаций отраслям социальной сферы шла именно на жилищно-коммунальное хозяйство. Расходы на ЖКХ будут расти в связи с повышением качества и этажности строений (расходы на содержание девятиэтажного дома выше на 18%, чем пятиэтажного).
Источник финансирования
ЖКХ - государственные
Бюджетные средства
на коммунальное хозяйство поступают
в виде:
• дотаций на покрытие разницы в ценах
на предоставляемые населению услуги
и продукцию (тепло, транспортные услуги);
• капитальных вложений (на строительство
дорог, водоводов, очистных сооружений
и т.д.);
• оплаты произведенных работ и оказанных
услуг (очистка, освещение, озеленение);
• дотаций на городской пассажирский
транспорт, который финансируется в основном
из бюджета (при этом по объему платных
услуг он занимает устойчивое первое место).
Пути повышения
эффективности жилищно-
Реформа в ЖКХ по плану правительства будет включать два этапа:
Реализацию мер
по повышению эффективности
Переход на полное самофинансирование. При этом обеспечивается решение следующих проблем:
Отрасль имеет двусторонние отношение с бюджетом, которые складывались в пользу отрасли. Она получает средств из бюджета больше, чем вносит в него.