Фискальная политика стран Бенилюкса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась, так как она подобна атомной бомбе. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть, сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие фискальной политики, ее виды и инструменты 4
1.1 Характеристика фискальной политики государства 4
1.2 Виды фискальной политики 6
1.3 Инструменты и методы фискальной политики 8
2 Роль фискальной политики в государственном регулировании экономики 11
3 Анализ фискальной политики России в период 2009-2012 гг 18
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Фискальная политика.docx

— 204.60 Кб (Скачать файл)

 

Ненахова  В.С.  ТД-92

«Фискальная политика и ее роль в государственном  регулировании экономики».  (титульный будет)

 

Содержание

 

Введение 3

1 Понятие  фискальной политики, ее виды  и инструменты 4

1.1 Характеристика  фискальной политики государства 4

1.2 Виды фискальной  политики 6

1.3 Инструменты  и методы фискальной политики 8

2 Роль фискальной  политики в государственном регулировании  экономики 11

3 Анализ фискальной политики России в период 2009-2012 гг 18

Заключение 26

Список литературы 27

 

 

Введение

 

Современная фискальная политика определяет основные направления использования  финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники  пополнения казны. В зависимости  от конкретно-исторических условий  в отдельных странах такая  политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования  экономики.

Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась, так как она подобна атомной бомбе. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть, сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.

Тема фискальной политики и ее роль в государственном регулировании  экономики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика  РФ переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство  будет осуществлять бюджетно-налоговую  политику зависит судьба каждого  человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

В данной работе была преследована цель рассмотреть особенности осуществления  фискальной политики, проводимой правительством, а также проанализировать статистическую информацию по осуществлению фискальной политик.

 

 

1 Понятие фискальной политики, ее  виды и инструменты

1.1 Характеристика фискальной  политики государства

 

Главными средствами перераспределения  доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики  и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные  категории, поэтому часто говорят  о бюджетно-налоговой политике. Часто  вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна  и fiscalis - относящийся к казне).

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования  правительством экономики с помощью  изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального  объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения  экономического роста.

Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы  финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов. Она может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Основным рычагом фискальной политики государства является изменение  налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики - прерогатива  законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

           Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

1) стабильного экономического  роста; 

 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции) [3. с.11].

Фискальная политика направлена прежде всего на регулирование совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  •                Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

 

  •               Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
  •                 Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти

стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать  специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание  циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

  • Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита).
  • Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона.
  • Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

проблемы идентификации  экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление  или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п.;

проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты  государственной политики в каждой данной экономической ситуации.

  • Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы, сторонники теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета[5. с.43].

1.2 Виды фискальной политики

 

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

 

Рисунок 1.1 – Виды фискальной политики

 

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рисунок 1.1(а)), имеет целью сокращение рецессионного  разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают:

а) увеличение государственных  закупок;

б) снижение налогов;

в) увеличение трансфертов.

Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве  экономики) (рисунок 1.1.(б)), имеет целью  сокращение инфляционного разрыва  выпуска и снижение инфляции и  направлена на сокращение совокупного  спроса (совокупных расходов). Ее инструментами  являются:

а) сокращение государственных  закупок;

б) увеличение налогов;

в) сокращение трансфертов[9. с.36]..

Кроме того, в зависимости  от характера использования прямых и косвенных финансовых методов  экономическая наука различает  два типа фискальной политики государства:

- дискреционную;

- недискреционную.

Так, дискреционная фискальная политика – это сознательное манипулирование  налогами и правительственными расходами, с целью изменения реального  объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией  и ускорением экономического роста.

Недискреционная фискальная политика проводится, когда изменения  в уровень государственных расходов и налогов вводятся автоматическая, встроенная стабильность, которая не включена в дискреционную фискальную политику. Встроенная стабильность вводится потому, что в реальности обычная  налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога, который  изымается (варьирует) пропорционально  величине чистого национального  продукта (ЧНП, рост, подъем). Причина  – по мере роста величины ЧНП, все  налоги дадут рост налоговых поступлений. Так, индивидуальный подоходный налог  имеет прогрессивные ставки по мере роста ЧНП. Более того, по мере роста  ЧНП и увеличения закупок средств  производства и его роста, также  растет поступление от налогов на доходы корпораций, налога с оборота, акцизов и заработные платы населения. Напротив, в случае падения ЧНП  налоговые поступления от всех этих источников падают. Трансфертные платежи  государства (пособия по безработице, по бедности, субсидия фермерам и т.д.) имеют прямую противоположность.

Встроенный (автоматический) стабилизатор - это экономический  механизм, позволяющий снизить амплитуду  циклических колебаний уровней  занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической  политики правительства [7. с.75]. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных  временных лагов дискреционной  фискальной политики, так как эти  механизмы включаются без непосредственного  вмешательства правительства.

Такими автоматическими  стабилизаторами являются:

1. прогрессивная налоговая  система, которая сдерживает рост  совокупного спроса в периоды  экономического роста, так как  по мере роста дохода население  подвергается более высокой ставке  налогов, и, наоборот, при уменьшении  дохода, вызванного экономическим  спадом, происходит стимуляция совокупного  спроса, так как происходит увеличение  располагаемого дохода вследствие  снижения налоговой ставки.

2. пособия по безработице  и прочие социальные выплаты,  которые в ситуации экономического  спада увеличиваются вследствие  увеличения числа безработных,  и, наоборот, при наличии экономического  роста, в результате которого  происходит снижение безработицы,  данные выплаты автоматически  снижаются. 

Встроенные стабилизаторы  не устраняют причин циклических  колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний.

1.3 Инструменты  и методы фискальной политики

 

Современная фискальная политика определяет основные направления использования  финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники  пополнения казны. В зависимости  от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым методам относятся  способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета  финансируются:

- затраты на расширенное  воспроизводство;

- непроизводительные расходы  государства;

- развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;

- проведение структурной  политики;

- содержание военно-промышленного  комплекса и т.п.

С помощью косвенных методов  государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров  и услуг и на размеры потребительского спроса.

Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя  ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов  и т.п., государство стремится  добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

К числу важных косвенных  методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство  освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный  фонд.

Информация о работе Фискальная политика стран Бенилюкса