Формирование и эффективное использование средств регионального бюджета в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотрение проблем формирования и использования финансовых средств бюджета региона в условиях кризиса.
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть теоретические основы экономической сущности бюджета региона
2) Исследовать функциональную структуру и роль бюджета в социально-экономическом развитии региона

Содержание работы

Введение
Глава 1. Экономическая сущность регионального бюджета
1.1 Бюджет субъекта: содержание и функциональная структура
1.2 Роль бюджета в социально-экономическом развитии региона
Глава 2. Основные направления формирования и использования бюджетных средств региона
2.1 Региональный бюджет: структура доходной и расходной части
2.2 Проблемы формирования и использования финансовых средств бюджета региона в условиях кризиса
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

диплом катя.docx

— 42.08 Кб (Скачать файл)

Другими важнейшими целями региональной финансовой политики, воплощаемой  в регионах, в том числе, и через  сбалансированный, правильно финансируемый  бюджет субъекта РФ, являются:

1)  обеспечение основ бюджетного федерализма в РФ, основанного на едином экономическом пространстве;

2)  обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты;

3)  выравнивание условий социально – экономического и финансового развития регионов;

4)  приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение.[9]

Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетной  сфере необходимо обеспечить, прежде всего, следующие условия:

1)  бездефицитность бюджетов всех субъектов РФ;

2)  законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально – экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;

3)  возможность при формировании бюджетов определять и учитывать

4)  финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта РФ;

5)  сбалансированность бюджетов всех уровней;

6)  право, в пределах собственных финансовых ресурсов, самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;

7)  контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально – экономическое развитие регионов.

Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют функции:

1)  формирования денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности территориальных органов власти;

2)  распределения и использования этих фондов между отраслями народного хозяйства;

3)  контроля за финансово – хозяйственной деятельностью предприятий,

4)  организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Характеризуя роль, региональных бюджетов, нельзя не учитывать, что  кризисные явления в экономике  страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют  региональным бюджетам выполнять в  полной мере свое предназначение. К  таким негативным факторам можно  отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами), субъективные моменты при определении нормативов отчислений и распределении средств  между бюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения  бюджетов.

Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает при наделении  органов власти субъектов Федерации  соответствующими полномочиями по формированию и исполнению их бюджетов. Так региональные власти, испытывая дефицит инструментов бюджетного управления и ресурсов, ориентируются преимущественно  на решение текущих задач и  проблем краткосрочного характера. Но лишь формулирование стратегических целей позволит решить масштабные задачи стимулирования хозяйственных процессов региона. Поэтому необходимо, расширить круг полномочий региональных властей в области формирования и использования бюджетных средств региона.

 

Глава 2. Проблемы формирования и использования бюджетных  средств региона 

 

2.1 Региональный  бюджет: структура доходной и  расходной части 

 

В целях повышения эффективности  процесса формирования бюджета региона  целесообразно применять специальные  управленческие классификации, согласно которым бюджетные доходы и расходы  группируются по определенным признакам. Широко распространена классификация, согласно которой в бюджете выделяются две составляющие: текущий бюджет и бюджет развития. В текущем бюджете  отражаются расходы и доходы, обеспечивающие необходимую, обязательную деятельность, например расходы на поддержание  нормального функционирования всех постоянно действующих хозяйственных  структур.[10]

К бюджету развития (инвестиционному  бюджету) относятся доходы и расходы, направляемые на совершенствование  региональной экономики (в том числе  расходы на проведение строительных работ и приобретение материального  имущества), и инвестиционные отчисления третьим лицам, отчисления Федерации  и субъектам Федерации, доходы от продажи имущества, взносы, а также  особые операции по финансированию, например получение и погашение кредитов, отчисления в резервные фонды  и изъятия из этих фондов.

Доходы регионального  бюджета образуются за счет налоговых  и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных  перечислений.[11]

В бюджеты субъектов Федерации  зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным  налоговым законодательством, а  пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке  бюджетного регулирования между  региональным бюджетом и местными бюджетами  определяются законом о бюджете  субъекта Федерации на очередной  финансовый год и Федеральным  законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

К налоговым доходам бюджетов субъектов Федерации также относятся  отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты  по нормативам, определенным федеральным  законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам. Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. По региональным налогам представительный орган власти субъекта федерации самостоятельно устанавливает ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии с Налоговым  кодексом РФ к региональным налогам  и сборам относятся:

-  налог на имущество;

-  транспортный налог;

-  налог на игорный бизнес.[12]

К неналоговым доходам  регионального бюджета относятся:

-  средства, получаемые от продажи регионального имущества;

-  средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;

-  средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

-  средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;

-  плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

-  доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;

-  часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

-  другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;

-  доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;

-  плата за негативное воздействие на окружающую среду (по нормативу 40 %);

-  платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню(100%).[13]

Бюджетным кодексом РФ установлен перечень безвозвратных и безвозмездных  перечислений в виде:

-  финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

-  субвенций из Федерального фонда компенсаций;

-  субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

-  иных безвозвратных и безвозмездных перечислений между бюджетами бюджетной системы;

-  безвозвратных и безвозмездных перечислений из бюджетов государственных и территориальных государственных внебюджетных фондов;

-  безвозвратных и безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.[14]

Формирование расходов бюджета  региона осуществляется в соответствии с расходными обязательствами субъекта РФ, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам  и соглашениям должно происходить  в очередном финансовом году.

Следующие функциональные виды расходов финансируются исключительно  из бюджетов субъектов Федерации:

-  обеспечение функционирования органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации;

-  обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;

-  проведение выборов и референдумов в субъектах Федерации;

-  обеспечение реализации региональных целевых программ;

-  формирование государственной собственности субъектов Федерации;

-  осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;

-  содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;

-  обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;

-  оказание финансовой помощи местным бюджетам;

-  обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

-  компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

-  прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.[15]

Совместно за счет средств  федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации  и средств местных бюджетов финансируются  следующие функциональные виды расходов:

-  государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

-  обеспечение правоохранительной деятельности;

-  обеспечение противопожарной безопасности;

-  научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектноизыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

-  обеспечение социальной защиты населения;

-  обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

-  обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

-  развитие рыночной инфраструктуры;

-  обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

-  обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации в соответствии с законодательством РФ;

-  обеспечение деятельности средств массовой информации;

-  прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований.

Распределение и закрепление  между бюджетами разных уровней  вышеуказанных расходов производятся по согласованию федеральных органов  власти и органов власти субъектов  Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Федерации.[16]

Порядок согласования распределения  и закрепления расходов совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок согласования распределения  и закрепления расходов, совместно  финансируемых из региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований, определяется исполнительным органом  государственной власти субъекта Федерации.

В процессе составления, утверждения  и исполнения бюджета региона  может быть достигнуто: равенство  доходов и расходов, дефицит или  профицит бюджета.

Дефицит бюджета региона - превышение расходов бюджета над  доходами. Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15 процентов  утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без  учета утверждаемого объема безвозмездных  поступлений.[17]

Профицит бюджета региона - превышение доходов бюджета над  расходами.

Основной задачей региональных властей является обеспечение сбалансированности бюджета и определение допустимого  уровня дефицита. Обеспечение сбалансированности, определение взаимосвязи параметров бюджета и показателей социально-экономического развития - важнейший этап в установлении параметров бюджета в целом, его  доходной и расходной частей в  частности.

2.2 Проблемы формирования  и использования финансовых средств  бюджета региона в условиях  кризиса 

 

В последние годы субъекты РФ активно и успешно развивались, имеют достаточный экономический  потенциал и развитую экономику. Но уже с ноября-декабря 2008г, как это и ожидалось, в условиях сокращения спроса на продукцию производства предприятий субъекты РФ в большей степени стали испытывать на себе все последствия наступающего финансового кризиса.[18]

Основной источник бюджетов субъектов РФ с высокоразвитой экономикой — это налог на прибыль, а в  условиях кризисных явлений этот источник в первую очередь сокращается. Поэтому получается, как ни странно, следующее: в период кризисных явлений  в лучшем положении будут оказываться  регионы, которые зависят от финансовой помощи федерального центра, а основной источник их доходов — налог на доходы физических лиц. В худшем положении  те регионы, которые ориентировались  именно на развитие, у которых хорошая  экономическая база, у которых  основной источник доходов бюджета  — налог на прибыль.

Эти два источника составляют в целом 70% налогового дохода субъектов  РФ. Но в ноябре налог на прибыль  упал до 38% от уровня прошлого года что, естественно, резко сокращает возможности  по выполнению бюджетом своих обязательств.

По следующему году пока еще нет официального прогноза социально-экономического развития, есть только предварительный  прогноз, который обсуждается в  Минэкономразвития и в Минфине. Но Минфин прогнозирует снижение поступлений  по налогу на прибыль в среднем  по регионам - на 25-30% к уровню текущего года. Регионы, которые связаны с  крупными налогоплательщиками (металлургический комбинат, угледобывающее предприятие, автопроизводители), столкнутся, конечно, с большими трудностями. По налогу на прибыль ожидается сокращение доходов  в среднем на 25-30% к уровню текущего года с учетом уже ноября-декабря. А по налогу на доходы физических лиц - 5-10%.

Информация о работе Формирование и эффективное использование средств регионального бюджета в современных условиях