Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:13, контрольная работа
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Доходы бюджета
могут носить налоговый и
Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни - косвенные налоги и налоги с юридических лиц. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.
Через расходы
и налоги бюджет выступает важным
инструментом регулирования и стимулирования
экономики и инвестиций, повышения
эффективности производства. Государственная
поддержка оказывается
Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. Культура в широком смысле — один из центральных компонентов экономического развития. Ускоренное развитие человеческих способностей — главный двигатель человеческого прогресса. В социальной политике приоритеты — поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, безработных, малообеспеченных семей), а также учреждений здравоохранения, образования и культуры. Должны быть существенно усилены гарантии социальных и экономических прав граждан России, проводиться активная социальная политика, обеспечивающая адресную защиту социально слабых слоев населения, обеспечено эффективное использование денежных средств, выделяемых на социальные цели, на решение жилищной проблемы.
В процессе
финансового планирования
Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет распределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.
В процессе
бюджетного планирования устана
Названные функции
бюджета носят объективный
Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.3
Бюджетная система, ее сущность и составляющие
Бюджетное устройство
определяет организацию государственного
бюджета и бюджетной системы
страны, взаимоотношения между ее
отдельными звеньями, правовые основы
функционирования бюджетов, входящих
в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов,
процедурные стороны формирования и использования
бюджетных средств и др. Составляющей
частью бюджетного устройства является
бюджетная система. Бюджетная система
- это совокупность бюджетов государства,
административно-
Унитарное
(единое) государство - это форма государственного
устройства, при которой административно-
Федеративное
(объединенное) государство - это
форма государственного устройства, при которой
государственные образования или административно-
Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.
За более
чем тысячелетнюю историю
- федерального
бюджета и бюджетов
- бюджетов субъектов
Российской Федерации (
бюджетов
территориальных
- местных бюджетов.
Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджета). Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджета субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджета.
Принципы
функционирования бюджетной
- единство бюджетной системы;
- разграничение
доходов и расходов между
- самостоятельность бюджетов разных уровней;
- полнота отражения
доходов и расходов бюджетов,
бюджетов государственных
- сбалансированность бюджета;
- эффективность и экономность использования бюджетных средств;
- общее покрытие расходов бюджета;
- гласность;
- достоверность бюджета;
- адресность
и целевой характер
1. Единство бюджетной
системы означает единство
2. Разграничение
доходов и расходов между
3. Важнейшим
является принцип
1) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
2) наличие собственных
источников доходов бюджетов
каждого уровня бюджетной
3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
4) право органов
государственной власти и
5) право органов
государственной власти и
6) недопустимость
изъятия доходов,
4. Полнота отражения
доходов и расходов бюджетов,
бюджетов государственных
5. Сбалансированность
бюджета - каждый бюджет должен
быть сбалансирован, т. е.
6. Эффективность
и экономность использования
бюджетных средств означает, что
при составлении и исполнении
бюджетов органы власти и получ
7. Общее покрытие
расходов означает, что все расходы
бюджета должны покрываться
8. Гласность
- это обязательное
9. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10. Адресность
и целевой характер бюджетных
средств – бюджетные средства
выделяются в распоряжение