ГБ Молдовии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 21:46, реферат

Описание работы

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы

Файлы: 1 файл

Реферат ГБ Молдовии.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Одним из главных  звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы. Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные  фонды управляются непосредственно  центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

 

1 Государственный  бюджет Молдовы

 

Современное государство  не является саморегулирующемся  образованием, оно нуждается в управлении. Одним из лучших способов управления – это управление при помощи денег. Регулируя и направляя потоки денежных средств, создавая денежные фонды, которые потом используются на нужды общества, государство имеет возможность стимулировать или сокращать развитие по определенным направлениям. Это регулирование не может происходить без системы или плана. Таким планом является бюджет и государственный бюджет в частности.

Бюджетная система.

Бюджетная система, являющаяся составной частью публичной финансовой системы государства, формирует национальный публичный бюджет и включает:

  • государственный бюджет, составляющий совокупность доходов и расходов, необходимых для реализации стратегий и целей Правительства;
  • местные бюджеты - бюджеты административно-территориальных единиц: районов, городов (муниципиев), коммун (сел), других административно территориальных образований, созданных в соответствии с законодательством;
  • бюджет государственного социального страхования;
  • внебюджетные фонды. Как самостоятельные элементы государственный бюджет и местные бюджеты составляют консолидированный бюджет.

Роль государственного бюджета велика. Это закономерно, так как те области применения и цели, которым служит государственный бюджет имеют огромное значение для Молдовы.

Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Цель государственного бюджета закрепленна в законе “О бюджетной системе и бюджетном процессе Республики Молдова”:

Целями государственного бюджета являются:

− реализация экономических, социальных и других  стратегий и целей Правительства;

− формирование денежных фондов, необходимых для финансирования мероприятий, осуществляемых Правительством;

− обеспечение бюджетного равновесия, необходимого для сохранения стабильной макроэкономической ситуации в государстве;

− обеспечение эффективного, качественного и ответственного управления финансами, находящимися в распоряжении Правительства;

− ясное изложение стратегий и целей Правительства,  реализуемых посредством бюджета.

Через государственный  и местные бюджеты распределяется большая часть национального дохода страны.

Государственный бюджет Молдовы является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств Молдовы.

Он служит общегосударственным  фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Данный признак бюджета имеют в виду, когда в официальных документах и в практике государственной работы говорят о финансировании из бюджета, о содержании тех или иных органов и учреждений за счет бюджета, об отнесении определенных расходов на бюджет. Бюджет – это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Государство, при  выполнении всех своих функций основные затраты покрывает средствами государственного бюджета.

В государственном  бюджете Молдовы определены источники  формирования доходов и ассигнования на покрытие всех общегосударственных расходов и процентных отчислений от регулирующих источников доходов в местные бюджеты.

В состав общегосударственных расходов включаются средства на социальную защиту населения (в период инфляции); на финансирование мероприятий, связанных с государственным регулированием цен (государственная дотация на газ и др. энергоносители, медикаменты, строительные материалы и др.); на финансирование социально-культурных учреждений; на государственные капитальные вложения, на народное хозяйство, на финансирование обороны; на содержание правоохранительных органов, таможенных органов, налоговой службы; на содержание законодательной, исполнительной и судебной власти; на внешнеэкономическую деятельность.

Государственный бюджет Молдовы является общегосударственным централизованным фондом денежных средств, утверждаемый актом высшей юридической силы - Законом.

Законодательное закрепление источников доходов бюджетов и основных направлений средств, в бюджетах, определено единством бюджетной системы.

Закон "О бюджетной системе и бюджетном процессе Республики Молдова" устанавливает критерии формирования и использования средств государственного бюджета Молдовы; конкретные источники формирования доходов государственного бюджета:

Доходы бюджета:

  • доходы бюджета формируются из налогов, сборов и  прочих поступлений, предусмотренных законодательством;
  • в состав  доходов бюджета не включаются государственные займы;
  • перечень доходов бюджета  утверждается в качестве приложения к закону о бюджете на год.

Закон предусматривает  и основные направления в расходной  части государственного бюджета:

Расходы бюджета  определяются ассигнованиями, предусмотренными  законом о бюджете на год. В состав расходов включаются:

  • фонд оплаты труда служащих органов публичной власти;
  • другие операционные расходы органов публичной власти;
  • расходы на образование, науку, культуру и искусство, здравоохранение, спорт, социальную защиту, охрану окружающей среды;
  • поддержка отдельных программ фундаментальных научных исследований;
  • инвестирование государственных программ  развития  отраслей национальной экономики, утвержденных Правительством;
  • трансферты органам местного публичного управления, учреждениям, финансируемым из бюджета, государственным предприятиям;
  • инвестирование в публичную инфраструктуру и в основные фонды, принадлежащие Правительству или обществу;
  • обеспечение обороны страны, общественного  порядка  и национальной безопасности;
  • обслуживание государственного долга;
  • уплата членских взносов в международные организации;
  • реализация в соответствии с законодательством  других  стратегий и программ Правительства. В состав расходов бюджета не включается возврат основных сумм государственного долга.

Важное экономическое  значение имеет принцип ежегодности  бюджета. В конституции сказано:

  • Национальный публичный бюджет состоит из госудаpственного бюджета, бюджета госудаpственного социального стpахования и бюджетов pайонов, гоpодов и сел;
  • Пpавительство ежегодно pазpабатывает пpоекты госудаpственного бюджета и бюджета госудаpственного социального стpахования и пpедставляет  их на утвеpждение Паpламенту. Пpи обpазовании внебюджетного фонда он  подлежит утвеpждению Паpламентом;
  • если госудаpственный бюджет и бюджет госудаpственного социального стpахования не пpиняты законом pанее тpех дней до окончания  текущего  бюджетного года, то в дальнейшем пpименяются госудаpственный бюджет  и  бюджет госудаpственного социального стpахования пpедыдущего года вплоть до  утвеpждения новых бюджетов;
  • бюджеты pайонов, гоpодов и сел pазpабатываются, утвеpждаются и исполняются в соответствии с законом;
  • ни одни бюджетные pасходы не могут быть утвеpждены без установления источника финансиpования.

Ежегодно закрепляя, законом Государственный бюджет Молдовы представляется возможность, наиболее полно учитывать экономическое состояние страны, наиболее рационально использовать ресурсы на выполнение мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития, избирая приоритетные отрасли и уровень материального обеспечения населения.

В условиях тяжелого экономического кризиса и инфляции денежной системы, невозможно долгосрочное бюджетное планирование. Даже планирование бюджета на год нуждается в периодической корректировке отдельных показателей.

Значение принципа ежегодности состоит в том, что  представляется возможность наиболее полно учитывать эффективность действия экономических нормативов, по которым рассчитываются показатели бюджета, полнее выявлять внутрихозяйственные резервы, делать анализ роста или спада производства и его причины; определять дополнительные доходы или возникающий дефицит в бюджете.

Важность целей, областей приложения государственного бюджета, значимости его принципов, все – это дает право утвердительно ответить  на вопрос о важности государственного бюджета.

Правовые начала лежат в основе всех стадий бюджетного планирования, соблюдения бюджетной дисциплины по поступлению доходов в бюджет и расходованию средств из бюджета. Это обеспечивается бюджетной классификацией, юридическое значение которой состоит в том, что в ее границах осуществляется компетенция представительных и исполнительных органов всех уровней в области бюджетного финансирования и исполнения.

Юридическая природа  государственного бюджета состоит в том, что он выступает как государственный правовой акт, принимаемый в установленном законом порядке.

Начиная с принципов, характеристики государственного бюджета, процесса его разработки и принятия, применения и контроля, все – это имеет юридическо-правовой аспект и обличено в форму закона.

Правовое регулирование  бюджетного процесса в Молдове осуществляется в соответствие с Конституцией Молдовы, Законом «О государственном бюджете на 1998 год», Законом Молдовы «О бюджетной системе и бюджетном процессе Республики Молдова» и др.

Местные бюджеты.

Административно-территориальные  образовония: районы, города (муниципии), коммуны (села), другие административно-территориальные образования, созданные в соответствии с законодательством, обладают определенной самостоятельностью, в том числе и бюджетной.

Функции местных  бюджетов

Местные бюджеты - бюджеты административно-территориальных единиц, имеющих законный статус в соответствии с  Конституцией  и  иными законодательными актами.

Местные бюджеты  обеспечивают финансовыми средствами проведение мероприятий по удовлетворению социально-экономических и культурных потребностей населения и развитию подведомственной территории в соответствии с Законом о местном публичном управлении и иными законодательными актами.

Ответственность за составление, утверждение и  исполнение  местных бюджетов возлагается на органы местного публичного управления.

Местные бюджеты  являются составной частью консолидированного бюджета.

 Каждый бюджет служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.  Доходы и расходы местных бюджетов так же регламентируются законодательством.

Доходы местных  бюджетов включают:

  • местные налоги и сборы, предусмотренные Законом о местных налогах и сборах;
  • отчисления от общегосударственных налогов и  сборов, предусмотренные законом о бюджете на год;
  • трансферты из бюджета  вышестоящей административно-территориальной единицы, осуществляемые согласно законодательству;
  • поступления  от  продажи   собственности    административно- территориальных единиц;
  • прочие поступления, предусмотренные законодательством.

Информация о работе ГБ Молдовии