Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:59, реферат
Государственные финансы - важная сфера финансовой системы страны. Благодаря ей идёт обеспечение государства денежными средствами для выполнения экономических, политических и социальных функций. Сущностью государственных финансов являются денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и его предприятий и использование государственных средств.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внешний государственный долг Республики
Беларусь по состоянию на 1 января 2011
года составил 9687,2 млн. долларов США
при установленном лимите на 2010 год
11,0 млрд. долларов США.
Таблица 2.4: Внешний государственный долг
Республики Беларусь
(млн. долл. США)
Показатели кредитоспособности по внешнему
государственному долгу (согласно нормативам,
рекомендуемым МБРР), свидетельствуют
о том, что Республика Беларусь относится
к группе стран с низким уровнем задолженности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2.5: Показатели кредитоспособности
по внешнему государственному долгу
Республики Беларусь [8]
Обязательства по внешним государственным
займам возникают из международных и гражданско-правовых
договоров, решений о предоставлении государственных
гарантий и других административных актов,
порождающих по законодательству гражданско-правовые
последствия, в результате выпуска и размещения
государственных ценных бумаг в качестве
государственных долговых обязательств
на рынках ценных бумаг за пределами Республики
Беларусь, а также из иных оснований, предусмотренных
законодательством Республики Беларусь
. Республика Беларусь несет безусловные
обязательства по погашению и обслуживанию
внешнего государственного долга. Исполнение
указанных обязательств обеспечивается
средствами республиканского бюджета
и иным находящимся в собственности Республики
Беларусь имуществом.
Платежи по погашению и обслуживанию внешнего
государственного долга предусматриваются
в законе о бюджете Республики Беларусь
на очередной финансовый (бюджетный) год
до тех пор, пока задолженность по внешним
государственным займам не будет полностью
погашена.
Платежи по погашению и обслуживанию внешнего
государственного долга являются первоочередными
по отношению к другим расходам при исполнении
республиканского бюджета.
Государство не отвечает по обязательствам
резидентов Республики Беларусь, возникшим
из внешних займов, полученных без государственной
гарантии. Государственные гарантии по
внешним займам резидентов Республики
Беларусь предоставляются Правительством
Республики Беларусь.
Решение о выпуске государственных ценных
бумаг в качестве государственных долговых
обязательств, формирующих внешний государственный
долг, принимается:
Внешние государственные займы
Средства, полученные от размещения на
внешних финансовых рынках государственных
ценных бумаг в качестве государственных
долговых обязательств, формирующих
внешний государственный долг, могут
использоваться только для покрытия
дефицита республиканского бюджета
и (или) пополнения валютных резервов Республики
Беларусь. В Республике Беларусь действует
единая система регистрации внешних
государственных займов и учета
внешнего государственного долга. Учет
внешнего государственного долга и
регистрация внешних
Эффективная реализация и своевременное
исполнение обязательств по внешним государственным
займам обеспечиваются административными
и экономическими методами государственного
регулирования. Правительство Республики
Беларусь и Национальный банк Республики
Беларусь принимают меры по созданию условий
для эффективной реализации и своевременного
исполнения обязательств по внешним государственным
займам.
В Беларуси большое число нерентабельных
предприятий. Оно достигло уже 46 % от общего
количества предприятий народного хозяйства,
а в сельском хозяйстве – 74%. Образующееся
устойчивое сальдо по счёту у многих белорусских
предприятий свидетельствует о серьёзной
проблеме хронического недостатка оборотных
средств для осуществления в первую очередь
текущих расчётов по обязательствам предприятий
со своими партнёрами.
В конкурентной рыночной экономике любое
предприятие обязано, согласно правилам
конкурентного рынка, нести ответственность
за взятые на себя обязательства перед
всеми своими кредиторами. Тем самым оно
поставлено в такие рамки, которые вынуждают
его работать обязательно в условиях жёстких
бюджетных ограничений, т.е. покрывать
имеющиеся расходы получаемыми доходами.
Главное отличие белоруской экономики
от конкурентной заключается в двух принципиальных
обстоятельствах. Во-первых, В Беларуси
государство установило неодинаковые
правила деятельности по отношению к предприятиям
различных форм собственности. Во-вторых,
и для оценки результатов деятельности
предприятий различных форм собственности
существуют также разные критерии. В соответствии
с такими подходами государство выработало
эксклюзивную систему субсидиарной плохо
работающих предприятий нечастного сектора
экономики. Всё это привело к целенаправленному
созданию перераспределительной системы,
через которую движение финансовых и натуральных
ресурсов происходит от хорошо работающих
предприятий к плохо работающим.
В Беларуси отсутствует рыночное правило,
в соответствии с которым каждое предприятие
должно оплачивать свои обязательства
перед кредиторами в срок, т.е. должники
не наказываются. Мягкость бюджетных ограничений
огосударствленных предприятий приводит
к тому, что у них образуется постоянная
нехватка доходов для покрытия расходов.
Помимо неденежных форм, «развязывающих»
неплатежи, большую роль в этом процессе
играют банковские и финансовые векселя.
Однако этот способ не пользуется популярностью,
к нему проявляется недоверие.
Внешний государственный долг Республики
Беларусь за март текущего года сократился
на 3,5% и составил на 1 апреля 1 трлн. 462,8
млрд. рублей /немногим более 680 млн. долларов
США/ при утвержденном лимите 2 млрд. долларов
США, сообщили БЕЛТА в Министерстве финансов.
При этом задолженность, гарантированная
правительством, составляет 580,7 млрд. рублей,
или 40% всего внешнего долга. Долг центрального
правительства составляет 882,1 млрд. рублей,
или 60%, причем вся задолженность сформирована
долгосрочными займами, отметили в Минфине.
Напомним, что поступления средств внешнего
финансирования дефицита республиканского
бюджета в 2004 году составили 390 млрд. рублей,
что эквивалентно 179,8 млн. долларов США.
В 2005 году Беларусь планирует привлечь
более 350 млн. долларов США внешних заимствований
для финансирования дефицита бюджета.
В свою очередь, по данным Минфина, внутренний
государственный долг за март 2005 года
увеличился на 1,6% и составил на начало
апреля 2 трлн. 913,1 млрд. рублей. В том числе
задолженность, гарантированная правительством,
сократилась на 2,4% до 605,1 млрд. рублей и
составила 20,8% всего внутреннего долга.
Задолженность центрального правительства
составила 2 трлн. 307,7 млрд. рублей, увеличившись
за март на 2,6%.
Общий уровень задолженности за март практически
не изменился и к началу апреля был равен
4 трлн. 375,9 млрд. рублей. [23]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По вышеприведённой информации можно
сделать вывод о том, что бюджетная политика
как целенаправленная деятельность государства
по определению основных задач и количественных
параметров формирования доходов и расходов
бюджета, управления государственным
долгом является основным инструментом
экономической политики государства.
Все элементы бюджетного устройства функционируют
в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают
проведение единой бюджетной политики
государства через республиканский и
местные бюджеты. Таким образом, необходимо
добиться достаточных и стабильных поступлений
в бюджет, а так же попытаться снизить
налоговое давление на экономику и ограничить
его негативное воздействие на темпы роста
производства, инвестиций и экспорта.
Так же необходимо помнить, что бюджетный
дефицит играет ключевую роль в механизме
развития инфляционных процессов, разрушающих
экономику страны, а также его ведущую
роль в системе показателей экономической
безопасности страны.
Политика в области финансирования бюджетного
дефицита должна основываться на использовании
внутренних источников, что предполагает
сокращение кредитования дефицита республиканского
бюджета Национальным Банком, повышение
эффективности рынка государственных
ценных бумаг и совершенствование механизма
управления внутренним долгом.
Главной же целью совершенствования бюджетной
политики государства должно быть усиление
ее стимулирующей функции для перехода
экономики страны в постиндустриальную
стадию развития в начале третьего тысячелетия.
Для Республики Беларусь проблема дефицита
госбюджета является одной из наиболее
важных и острых. Как следствие негативных
явлений в экономике дефицит создает серьезную
угрозу для развития общества, поскольку
расшатывает денежное обращение, усугубляет
инфляционные процессы, ограничивает
возможности финансирования материальной,
непроизводственной сферы, социальной
защиты населения.
Для Республики Беларусь на сегодняшний
день первоочередными являются задачи
по восстановлению самой экономики, максимально
возможному сокращению государственных
расходов, создание условий для привлечения
в республику иностранного капитала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ