Государственный бюджет, его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 21:44, реферат

Описание работы

В условиях глобализации экономики эффективное и ответственное управление общественными финансами имеет фундаментальное значение с точки зрения обеспечения устойчивости национальных бюджетных систем, а также общей финансовой безопасности и устойчивого экономического роста. Стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов и общественных финансов в более широком контексте является важнейшим условием управления возрастающими рисками функционирования общественных финансов. Эти риски в основном обусловлены действием таких факторов, как колебания цен на товарных рынках, в частности на нефть; нестабильность доходов от внешней торговли и международных капиталов и др.

Файлы: 1 файл

реферат .doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

    1. право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
    2. право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
    3. право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;
    4. право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);
    5. недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счёт средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы РФ, или за счёт средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счёт средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
    6. недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и местного самоуправления за счёт средств бюджетов других уровней, а также введения в действие в течение финансового года изменений бюджетного законодательства.

Принцип равенства  бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объёма, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ.

Принцип сбалансированности означает, что объём предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности  подразумевает: обязательное опубликование  в открытой печати утверждённых бюджетов и отчётов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти и местного самоуправления; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

Принцип достоверности  бюджета означает надёжность показателей  прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчёта доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств подразумевает, что бюджетные  средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных  средств с обозначением направления  их на финансирование конкретных целей.

Таким образом, соблюдение перечисленных принципов бюджетной системы позволяет правильно организовать бюджетный процесс и обеспечивает исполнение всех функций бюджета.

 

 

Государственный бюджет выполняет следующие функции: распределительную; стимулирующую; социальную; контрольную.

Распределительная функция бюджета проявляется  через формирование и использование  централизованных денежных средств  по уровням государственной и  территориальной власти. С помощью  бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей и регионов.

Регулируя финансово-экономические  отношения, государство усиливает  или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или ослабляет рост капиталов  и частных сбережений, изменяет структуру спроса и потребления. В этом проявляется стимулирующая функция бюджета.

Социальная  функция бюджета состоит в  аккумуляции средств в бюджете  и использовании их на осуществление  социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих.

Контрольная функция  бюджета предполагает возможность  и обязательность государственного контроля над поступлением и использованием бюджетных средств.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две  взаимосвязанные и одновременно происходящие стадии:

образование доходов  бюджета;

использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в  безвозвратном порядке в распоряжение органов государственной власти Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Доходы бюджета  носят налоговый и неналоговый  характер. Источником налоговых доходов  являются вновь созданная стоимость, доходы, полученные в результате распределения (прибыль, заработная плата, ссудный  процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.

Неналоговые доходы образуются в результате либо экономической  деятельности самого государства, либо путём перераспределения уже  полученных доходов по уровням бюджетной  системы. Неналоговые доходы включают: доходы от продажи государственной и муниципальной собственности; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от реализации государственных запасов.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления.

Расходы государственного бюджета включают следующие основные группы: на национальную оборону, на развитие экономики, социально-культурные нужды, содержание государственного аппарата управления, на обслуживание государственного долга.

Государственный бюджет - это главное звено финансовой системы и один из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование. Он даёт политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, на ход общественного воспроизводства. Именно посредством бюджета государство стимулирует развитие приоритетных отраслей экономики, регулирует объём совокупного спроса и тем самым влияет на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры.

Бюджетный механизм служит важным инструментом долгосрочной структурной политики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов, более быстрого развития наукоёмких производств, осуществления перспективных научно-технических программ в национальном хозяйстве, подъёма отстающих в экономическом отношении регионов.

В современном  мире бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Ныне в  западных странах через бюджет перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВВП. Возросшая регулирующая роль бюджета даёт основание рассматривать  его в качестве финансового плана, который служит средством экономической стабильности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бюджет –  это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления. С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Бюджетная классификация  Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы  РФ, используемой для составления  и исполнения бюджетов, составления  бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 09.04.2009)

2. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие - Богославцева Л.В. – Ростов н/Дону: РГЭУ «РИНХ», 2008.

3. Бюджетная система России: учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

4. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. Л.Г. Баранова, О.В.Врублевская. – М.: ИНФРА-М, 2008.

5. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. – Ковалёва Т.М - М.: Кнорус. 2008.

6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - Романовский М.В. - М.: Юрайт, 2008.

7. Государственные и муниципальные финансы: учебник / Под ред. С.И. Лушина. – М.: Экономист, 2008.

8. Государственные и муниципальные финансы: учебник / Под ред. И.Д. Маукуляка. – М.: РАГС, 2008.

9.   Государственный бюджет и его функции. Электронный ресурс. Режим доступа: http://yourlib.net

10.  Финансовый механизм, государственный бюджет и его функции. Электронный ресурс. Режим доступа: http://book-science.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

Задача 1

Определить  заработную плату дежурного электрика при условии:

разряд рабочего - 4

отработало  смен   - 22

условия труда  -  вредные, 17%

отработано  сверхурочно – 3 часа

премия – 27%

районный коэффициент — 25%

Решение:

[(13,8 руб. х  8 часов х 22 смены) + (2 часа х  13,8 руб. х 1,5) + (1 час х 13,8 х 2)]х

х 1,17 х 1,27 х 1,25 = (2428,8 + 41,4 + 27,6) х 1,17 х 1,27 х 1,25 = 4 639,35 руб.

 

Задача 2

Определить  заработную плату слесаря, если в  течении месяца он  отработал 25 смен, в том числе праздничных  4, 13 ночных часов,  условия труда вредные 29%, разряд  5, премия  22% , районный коэффициент 1,25.

Решение:

[(14,2 руб. х  8 часов х 25 смен) + (14,2 руб. х  8 часов х 4 смены) +

+ (14,2 руб. х  13 часов х 20%)] х 1,29 х 1,22 х 1,25 =

= [2840 + 454,4 + 36,92] х  1,29 х 1,22 х 1,25 = 6553,54 руб.

 

Задача 3

Рабочий сдельщик за смену изготовил 450 деталей, при  норме 420 деталей. Разряд рабочего 5, продолжительность  смены 8,15 часов. Размер премии 15% за выполнение нормы выработки и 1,5 процента за каждый процент  перевыполнения. Определить заработок рабочего за   смену.

 

Решение:

Процент перевыполнения: (450 – 420) : 420 х 100% = 7,14%

Размер премии за перевыполнение плана: 7,14 х 1,5% = 10,71%

Заработок рабочего за смену: 14,2 х 8,15 х 1,15 х 1,1071 = 147,34 руб.

 

Задача 4

Рабочим 6  разряда за  24  рабочих  дня при продолжительности  смены 8,15 часов изготовил  4200 деталей.  Норма времени   22 мин. Часовая тарифная ставка 13,8 руб.

За каждую деталь сверх плана расценка увеличивается  на 48%.   Определить заработную плату рабочего.

Решение:

Норматив изготовления деталей за 24 рабочих дня:

(8,15 х 60 х 24) : 22 = 533,45 = 533 детали.

Количество  деталей, изготовленных сверх нормы: 4200 – 533 = 3667

Заработная  плата рабочего за нормативное количество изготовленных деталей: 24 х 8,15 х 13,8 = 2699,28 руб.

Расценка за одну деталь:

13,8 : (60 : 22) = 5,05 руб. 

Заработная  плата за перевыполнение плана:

3667 х 5,05 х  0,48 = 8888,81 руб.

Итого заработная плата рабочего:

2699,28 + 8888,81 = 11588,09 руб.

 

Задача 5

Бригада за месяц  заработала -  35900  руб. Определить заработок каждого члена бригады:

Рабочий 5 разряда  отработал      105 часов

4 разряда               130 часов

3 разряда      110 часов

6 разряда                                    145 часов

Решение:

Заработок членов бригады по тарифу равен:

Рабочий 5 разряда            14,2 х 105 = 1 491 руб.

4 разряда      13,8 х 130 = 1 794 руб.

3 разряда      12,5 х 110 = 1 375 руб.

6 разряда                                    15,3 х 145 = 2 218,5 руб.

Всего по бригаде:    6 878,5 руб.

Отсюда коэффициент  заработка (приработка) равен:

35900 : 6878,5 = 5,2192

Фактический заработок  каждого члена бригады составит:

Рабочий 5 разряда            1 491 х 5,2192 = 7 781,83 руб.

4 разряда      1 794 х 5,2192 = 9 363,24 руб.

3 разряда      1 375 х 5,2192 = 7 176,4 руб.

6 разряда                                    2 218,5 х 5,2192 =1 1578,80 руб.

Всего по бригаде:    35900 руб.

Информация о работе Государственный бюджет, его функции