Государственный бюджет, его структура и функции, проблема сбалансированности бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:41, контрольная работа

Описание работы

Бюджет является одним из важнейших институтов любого государства. За счёт финансовых ресурсов, мобилизуемых в бюджет, органы государственной власти осуществляют свои функции. После распада СССР в Российской Федерации начался процесс формирования бюджетной системы, отвечающей новой экономической ситуации. Протекает данный процесс очень непросто, на этом пути Правительством совершено немало ошибок, но без построения современной бюджетной системы, без выработки чётких принципов бюджетной политики невозможно дальнейшее движение нашей страны по пути построения цивилизованной современной (нынешний криминально-олигархический рынок назвать цивилизованным нельзя) рыночной экономике и гражданского общества.

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет.docx

— 26.10 Кб (Скачать файл)

- доходы от оказания  услуг или компенсации затрат  государства;

- перечисление прибыли  Центрального банка Российской  Федерации;

- платежи от государственных  и муниципальных организаций;

- прочие поступления от  имущества, находящегося в государственной  и

муниципальной собственности, или от деятельности;

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности:

- поступления от приватизации  организаций. Находящихся в государственной

и муниципальной собственности;

- поступления от продажи  государством принадлежащих ему  акций организаций;

- доходы от продажи  квартир;

- доходы от продажи  принадлежащих государству производственных  и

непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования;

- доходы от реализации  конфискованного, бесхозного имущества,  имущества,

переходящего в государственную  или муниципальную собственность  в

порядке наследования или  дарения, и кладов.

Поступления капитальных  трансфертов из негосударственных  источников:

- От резидентов

- От нерезидентов

Административные платежи  и сборы:

- таможенные сборы;

- прочие неналоговые таможенные  платежи;

- сборы, взимаемые Государственной  автомобильной инспекцией (кроме

штрафов);

- прочие платежи, взимаемые  государственными организациями  за выполнение

определенных функций.

Штрафные санкции, возмещение ущерба:

- поступление сумм за  выпуск и реализацию продукции,  изготовленной с

отступлением от стандартов и технических условий;

- санкции за нарушение  порядка применения цен;

- административные штрафы  и иные санкции, включая штрафы  за нарушение

правил дорожного движения;

- суммы, взыскиваемые с  лиц, виновных в совершении  преступлений и

недостаче материальных ценностей.

Доходы от внешнеэкономической  деятельности:

- поступление средств  от централизованного экспорта;

- прочие поступления от  внешнеэкономической деятельности.

Нужно отметить, что в кризисных  ситуациях (войны, стихийные бедствия, экономические кризисы и пр.) государство  более активно использует именно неналоговые инструменты для  финансирования своих расходов, пример - это предкризисный период 1998 года, когда Правительство РФ прибегало к массированным внешним заимствованиям и приватизации государственной собственности.

1.2. Структура расходов  бюджет

По влиянию на процесс  расширенного воспроизводства (2) выделяют:

Текущие расходы  - это бюджетные средства, выделяемые юридическим лицам, для финансированиях их текущих потребностей; к текущим расходам относятся: содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, текущие субсидии нижестоящим органам государственной власти, выплата процентных платежей по государственному долгу и другие платежи.

Капитальные расходы - это государственные вложения в основной капитал и прирост запасов.

Предметный признак - все государственные расходы делятся на несколько групп. Выделяют следующие группы госрасходов:

- расходы на национальную  безопасность;

- расходы на научные  иследования;

- расходы на осуществление  внешней политики;

- финансирование социальной  сферы (образование, здравоохранение,  культура, спорт и др);

- создание резервных фондов;

- расходы на гос. управление;

- расходы по обслуживанию  государственного долга.

Ведомственный признак, в  каждой группе расходов позволяет выделить соответствующее юридическое лицо, получающаее ассигнование из бюджета

Территориальный признак. Госрасходы подразделяются на расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации  и расходы местных бюджетов. В  унитарных государствах: расходы  республиканского бюджета, расходы  местных бюджетов.

1.3. Функции государственного  бюджета.

Существует 2 вида классификации  функций государственного бюджета.

Согласно 1-ой функции делятся  на:

1. Распределительная (перераспределительная). Государство, концентирруя в своих  руках, денежные средства выполняет  присущие ему функции. В отношении  с бюджетом вступают все участники  общественого производства, поэтому  сфера действия данной функции  очень велика.

2. Контрольная функция,  бюджет объективно отражает экономические  процессы, происходящие в экономики.  Основой данной фукнции является  движение бюджетных ресурсов.

Согласно 2-ой классификации  функции подразделябтся на:

1. Экономические - финансирование убыточных, но важных для народного хозяйства отраслей экономики (например, общественный транспорт и угольная отрасль), развитие инфраструктуры.

2. Социальная - поддержка социально незащищённых групп населения (инвалиды, сироты, безработные), финансирование образования, здравоохранения, культуры, спорта и др. социальных программ.

3. Политическая - финансирование армии и правоохранительных органов, финансовое обеспечение внутренней и внешней политики государства, расходы на гос. управление.

4. Функция межотраслевого  и мерегионального перерапределиня  ресурсов - поддержка деприсивных регионов и неразвитых или отстающих отраслей нарродного хозяйства.

5. Финансирование НИОКР,  фундаментальных и прикладных  научных изысканий.

1.4. Проблема бюджетного  дефицита: теоретические концепции  сбалансированности государственного  бюджета.

Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над доходами. Выделяют несколько причин этого явления:

1. Низкая эффективность  общественного производства.

2. Резкое снижение налоговых  поступлений вследствии экономических  кризисов или изменения экономической  конъюнктуры (падение мировых  цен на нефть в 1998 году привело  к значительному снижению налоговых  поступлений в бюджет РФ от  нефтяных компаний)

3. Нерациональная структура  бюджетных расходов, т.е. положение,  при котором страна живёт не  по средствам.

4. Резкий, неожиданный рост  расходов, связанный со стихийными  бедствиями, крупными социально-политическими  потрясениями или войнами.

5. Крупные государственные  инвестиции, направленные на модернизацию  экономики.

В экономической теории существуют различные подходы к решению  проблемы бюджетного дефицита.

1. Государственный бюджет  должен быть сбалансирован каждый  год. Так как в противном  случае для покрытия дефицита  Правительство выходит на финансовый  рынок и вступает в конкуренцию  с частным сектором за кредитные  ресурсы. Это приводит к повышению  % ставки и уменьшению инвестиций  в частном секторе, возросший  % по долговым инструментам делает  финансовые операции более привлекательными  для нерезидентов. Приток иностранных  денежных средств ведёт к росту  внешенго долга. Для покупки  высокодоходных бумаг нерезиденты  вынуждены покупать национальную  валюту, это ведёт к росту спроса  на эту валюту и, как следствие  повышению её курса, что препятствует  экспорту и способствует импорту.

В итоге снижение инвестиций в частный сектор, рост импорта  и сокращение экспорта ведёт к  снижению налоговых поступлений  и соответственно росту бюджетного дефицита. Подобную ситуацию можно  было наблюдать в России в период с 1994 по 1998 годы, когда для покрытия бюджетного дефицита Правительство  вырускало ГКО и ОФЗ с огромной доходностью (300%) , в этот период в  России имели место все негативаные  последствия подобной политики (снижение инвестиций, рост импорта, рост внешнего долга, сокращение налоговых поступлений  в бюджет).

Эмиссионное же финансирование бюджетного дефицита неминуемо приводит к росту инфляции, что негативно  сказывается на все экономике  вцелом.

Единственный выход в  подобных ситуациях - это сокращение государственных расходов и повышение налогов. Однако, подобные действия неминуемо приведут к сокращению совокупного спроса, что, в свою очередь, приведёт к безработице и дальнейшему снижению налоговых поступлений.

2. Бюджет должен быть  сбалансирован по экономическому  циклу. В периоды экономических  спадов Правительство должно  сокращать налоги и увеличивать  госрасходы, тем самым сознательно  вызывая бюджетный дефицит, однако, в периоды экономического подъёма  Правительство должно повысить  налоги и сократить расходы.  Проводя подобную полтитику, правительсво  может столкнуться с рядом  трудностей:

- где найти источники  финансирования бюджетного дефицита, мы же установили, что выпуск  гос. долговых обязательсв, и  тем более денежная эмиссия  приводят к негативным последствиям  в экономике;

- периоды спада и рста  могут быть неравнозначны, напрмер,  после длительного экономического  спада может наступить непродолжительный  рост, в итоге сбалансированности  бюджета добиться не удасться;

- политическая ситуация  может не позволить поднять  налоги или сократить расходы,  в данном случае так же не  удасться добиться сбалансированности  бюджета.

3. Концепция функциональных  финансов. Суть: целью бюджетной  политики является не сбалансированность  бюджета, а стабильность экономики  вцелом. Для достижения этой цели  можно допускать бюджетные дефициты.

Выводы:

1. Структура бюджетной  системы зависит от типа гос.  устройства, в федеративных государствах 3 уровня бюджентйо системы, в  унитарных - 2.

2. Доходы бюджета можно  разделить на налоговые и неналоговые.

3. Существует 2 классификации  функций государственного бюджета:  согласно 1-ой у бюджета  - 2 функции (контрольная и распределительная), согласно 2-ой - 5 (экономическая, политическая, социальная, функция бюджетного выравнивания, функция финансирования научных изысканий и инновационной деятельности).

4. Существует 3 теоретических  концепции сбалансированнсоти бюджета:  ежегодно сбалансированный бюджет, бюджет, сбалансированный по экономическому  циклу, концепция функциональных  финансов.

5. Эмиссионное и долговое  финансирование дефицита государственного  бюджета оказывают негативное  влияние на экономику вцелом.

Глава 2.

Государственный бюджет РФ.

2.1. Структура бюджетной  системы РФ.

Бюджетная система РФ состоит  из трех уровней:

1. Федеральный бюджет РФ  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов.

2. Бюджеты 89-ти субъектов  РФ.

3. Местные бюджеты (примерно 29 тысяч бюджетов муниципальных  образований и районов).

Согласно БК РФ консолидированный  бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (пример - консолидированый бюджет Омской области ).


Информация о работе Государственный бюджет, его структура и функции, проблема сбалансированности бюджета