Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:41, контрольная работа
Бюджет является одним из важнейших институтов любого государства. За счёт финансовых ресурсов, мобилизуемых в бюджет, органы государственной власти осуществляют свои функции. После распада СССР в Российской Федерации начался процесс формирования бюджетной системы, отвечающей новой экономической ситуации. Протекает данный процесс очень непросто, на этом пути Правительством совершено немало ошибок, но без построения современной бюджетной системы, без выработки чётких принципов бюджетной политики невозможно дальнейшее движение нашей страны по пути построения цивилизованной современной (нынешний криминально-олигархический рынок назвать цивилизованным нельзя) рыночной экономике и гражданского общества.
- доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
- перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации;
- платежи от государственных и муниципальных организаций;
- прочие поступления от
имущества, находящегося в
муниципальной собственности, или от деятельности;
Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:
- поступления от приватизации
организаций. Находящихся в
и муниципальной собственности;
- поступления от продажи
государством принадлежащих
- доходы от продажи квартир;
- доходы от продажи
принадлежащих государству
непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования;
- доходы от реализации
конфискованного, бесхозного
переходящего в
порядке наследования или дарения, и кладов.
Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников:
- От резидентов
- От нерезидентов
Административные платежи и сборы:
- таможенные сборы;
- прочие неналоговые таможенные платежи;
- сборы, взимаемые
штрафов);
- прочие платежи, взимаемые
государственными
определенных функций.
Штрафные санкции, возмещение ущерба:
- поступление сумм за
выпуск и реализацию продукции,
отступлением от стандартов и технических условий;
- санкции за нарушение порядка применения цен;
- административные штрафы
и иные санкции, включая
правил дорожного движения;
- суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и
недостаче материальных ценностей.
Доходы от внешнеэкономической деятельности:
- поступление средств от централизованного экспорта;
- прочие поступления от
внешнеэкономической
Нужно отметить, что в кризисных ситуациях (войны, стихийные бедствия, экономические кризисы и пр.) государство более активно использует именно неналоговые инструменты для финансирования своих расходов, пример - это предкризисный период 1998 года, когда Правительство РФ прибегало к массированным внешним заимствованиям и приватизации государственной собственности.
1.2. Структура расходов бюджет
По влиянию на процесс расширенного воспроизводства (2) выделяют:
Текущие расходы - это бюджетные средства, выделяемые юридическим лицам, для финансированиях их текущих потребностей; к текущим расходам относятся: содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, текущие субсидии нижестоящим органам государственной власти, выплата процентных платежей по государственному долгу и другие платежи.
Капитальные расходы - это государственные вложения в основной капитал и прирост запасов.
Предметный признак - все государственные расходы делятся на несколько групп. Выделяют следующие группы госрасходов:
- расходы на национальную безопасность;
- расходы на научные иследования;
- расходы на осуществление внешней политики;
- финансирование социальной
сферы (образование,
- создание резервных фондов;
- расходы на гос. управление;
- расходы по обслуживанию государственного долга.
Ведомственный признак, в
каждой группе расходов позволяет выделить
соответствующее юридическое
Территориальный признак. Госрасходы подразделяются на расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и расходы местных бюджетов. В унитарных государствах: расходы республиканского бюджета, расходы местных бюджетов.
1.3. Функции государственного бюджета.
Существует 2 вида классификации функций государственного бюджета.
Согласно 1-ой функции делятся на:
1. Распределительная (
2. Контрольная функция,
бюджет объективно отражает
Согласно 2-ой классификации функции подразделябтся на:
1. Экономические - финансирование убыточных, но важных для народного хозяйства отраслей экономики (например, общественный транспорт и угольная отрасль), развитие инфраструктуры.
2. Социальная - поддержка социально незащищённых групп населения (инвалиды, сироты, безработные), финансирование образования, здравоохранения, культуры, спорта и др. социальных программ.
3. Политическая - финансирование армии и правоохранительных органов, финансовое обеспечение внутренней и внешней политики государства, расходы на гос. управление.
4. Функция межотраслевого
и мерегионального
5. Финансирование НИОКР, фундаментальных и прикладных научных изысканий.
1.4. Проблема бюджетного
дефицита: теоретические концепции
сбалансированности
Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над доходами. Выделяют несколько причин этого явления:
1. Низкая эффективность общественного производства.
2. Резкое снижение налоговых
поступлений вследствии
3. Нерациональная структура бюджетных расходов, т.е. положение, при котором страна живёт не по средствам.
4. Резкий, неожиданный рост
расходов, связанный со стихийными
бедствиями, крупными социально-
5. Крупные государственные инвестиции, направленные на модернизацию экономики.
В экономической теории существуют различные подходы к решению проблемы бюджетного дефицита.
1. Государственный бюджет
должен быть сбалансирован
В итоге снижение инвестиций в частный сектор, рост импорта и сокращение экспорта ведёт к снижению налоговых поступлений и соответственно росту бюджетного дефицита. Подобную ситуацию можно было наблюдать в России в период с 1994 по 1998 годы, когда для покрытия бюджетного дефицита Правительство вырускало ГКО и ОФЗ с огромной доходностью (300%) , в этот период в России имели место все негативаные последствия подобной политики (снижение инвестиций, рост импорта, рост внешнего долга, сокращение налоговых поступлений в бюджет).
Эмиссионное же финансирование бюджетного дефицита неминуемо приводит к росту инфляции, что негативно сказывается на все экономике вцелом.
Единственный выход в подобных ситуациях - это сокращение государственных расходов и повышение налогов. Однако, подобные действия неминуемо приведут к сокращению совокупного спроса, что, в свою очередь, приведёт к безработице и дальнейшему снижению налоговых поступлений.
2. Бюджет должен быть
сбалансирован по
- где найти источники
финансирования бюджетного
- периоды спада и рста
могут быть неравнозначны,
- политическая ситуация
может не позволить поднять
налоги или сократить расходы,
в данном случае так же не
удасться добиться
3. Концепция функциональных
финансов. Суть: целью бюджетной
политики является не
Выводы:
1. Структура бюджетной системы зависит от типа гос. устройства, в федеративных государствах 3 уровня бюджентйо системы, в унитарных - 2.
2. Доходы бюджета можно
разделить на налоговые и
3. Существует 2 классификации
функций государственного
4. Существует 3 теоретических
концепции сбалансированнсоти
5. Эмиссионное и долговое
финансирование дефицита
Глава 2.
Государственный бюджет РФ.
2.1. Структура бюджетной системы РФ.
Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
1. Федеральный бюджет РФ
и бюджеты государственных
2. Бюджеты 89-ти субъектов РФ.
3. Местные бюджеты (примерно 29 тысяч бюджетов муниципальных образований и районов).
Согласно БК РФ консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (пример - консолидированый бюджет Омской области ).