Государственный бюджет как часть финансовой системы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его основных функций, выявления наиболее значительных проблем и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации.
Объектом исследования в работе выступает государственный бюджет, рассматриваемый как звено финансовой системы, его сущность, функции, цели, задачи и структура.
Являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, государственный бюджет дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………….…………………..........................4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………….………………….............................5
1.1 Государственный бюджет как часть финансовой системы государства.......5
1.1.1 Сущность государственного бюджета…………………………...................5
1.1.2 Функции государственного бюджета............................................................7
1.1.3 Виды государственного бюджета.................................................................10
1.2 Правовое регулирование государственного бюджета в России...................13
1.2.1 Правовое регулирование государственных расходов………………….....13
1.2.2 Правовое регулирование государственных доходов……………………..19
1.2.3 Особенности формирования и регулирования государственного бюджета РФ на 2012 год и плановый период.......................................................................23
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………….………………….............................28
2.1 Общая информация о компании (организации), агрегированный баланс...28
2.2 Анализ финансового состояния компании.....................................................30
2.2.1 Оценка платежеспособности............... .......................................................30
2.3 Рейтинг компании и условия кредита.............................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................................37
ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................38

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет.docx

— 303.63 Кб (Скачать файл)

В двухнедельный срок после  утверждения соответствующими органами бюджетов на уровне Федерации, субъектов  Федерации и административно-территориальных  образований вышестоящие распорядители  бюджетных кредитов утверждают сметы  расходов учреждений и сметы на централизованные мероприятия.

Смету расходов в разрезе  статей классификации расходов для  бюджетов учреждений утверждает и подписывает, поставив печать на всех экземплярах  сметы, руководитель организации. Сметы  расходов бюджетных учреждений, непосредственно  не подчиненных министерствам и  ведомствам, утверждаются вышестоящими организациями, которым они подчинены.

Распределение бюджетных  ассигнований в смете по кварталам  производится в соответствии с поквартальной  разбивкой соответствующего бюджета. К смете прилагается пояснительная  записка, в которой содержатся подробные  обоснования и расчеты по каждому  виду расходов и их объему в целом.

В течение двух месяцев  после утверждения бюджетов финансовые органы контролируют правильность составления  и утверждения смет расходов бюджетных  учреждений.

1.2.2 Правовое регулирование государственных доходов

Государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимая для функционирования государственных органов.

Виды государственных  доходов. Согласно ст. 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств  на конец предыдущего года.

К налоговым доходам  относятся предусмотренные налоговым  законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Размер предоставленных  налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек  по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается  в доходах соответствующего бюджета.

К неналоговым доходам  относятся доходы:

    • от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
    • от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
    • от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
    • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
    • в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
    • иные неналоговые доходы.

Согласно ст. 49 БК РФ в доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Согласно ст. 55 БК РФ доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.

Согласно ст. 60 БК РФ доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты полностью поступают доходы от продажи и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, и другие доходы согласно п. 4 ст. 60 БК РФ.

Классификация государственных  доходов. Государственные доходы, поступающие  в распоряжение (собственность) государства, очень разнообразны. Для их классификации  используют различные критерии. При  классификации доходов по социально-экономическому признаку в основу берется наличие  различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной и иных (ст. 8 Конституции РФ).

По территориальному признаку государственные централизованные доходы подразделяются на федеральные  и доходы субъектов Российской Федерации.

По методу мобилизации  государственных доходов они  могут быть обязательные и добровольные. В свою очередь, государственные  доходы, поступающие на обязательной основе, делятся на налоги и неналоговые  платежи.

Централизованные государственные  доходы. К централизованным доходам  относят доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов медицинского страхования).

Децентрализованные  государственные доходы. Децентрализованными  доходами служат доходы юридических  лиц, имущество которых находится  в федеральной собственности  или в собственности субъектов РФ. В первую очередь речь идет о государственных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных предприятиях.

Местные доходы (местные  финансы). Доходы местного самоуправления, в том числе и доходы местного бюджета, не входят в понятие «государственные доходы», т.к органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 12 Конституции РФ, не включаются в систему органов государственной власти.

Система местных доходов, их правовой режим определяются соответствующими нормативными актами.

Неналоговые платежи. Эти  платежи относятся к государственным  доходам, поступающим на обязательной основе, и характеризуются большим  разнообразием, отличаясь друг от друга  по субъектам платежей, методом их взимания, источником поступления. К неналоговым доходам относятся:

    • платежи за оказание различных услуг (государственная пошлина, сбор за клеймение измерительных приборов, таможенная пошлина);
    • доходы от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду);
    • платежи, носящие штрафной характер (суммы, полученные от реализации конфискованного имущества; штрафы, взимаемые за нарушение финансового законодательства, и т.д.);
    • поступление от продажи государственных ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

Налоговые доходы бюджета РФ. В соответствии со ст. 50 БК РФ налоговые доходы федерального бюджета — это:федеральные налоги и сборы, перечень которых определяется налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФутверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ; таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 56 БК РФ к налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

    • собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»;
    • отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

1.2.3 Особенности формирования и регулирования государственного бюджета РФ на 2012 год и плановый период

Преобразования в бюджетной сфере первой половины 2000-х годов позволили сформировать основы бюджетной системы, обеспечить ее стабильность и предсказуемость в среднесрочной перспективе. Сейчас перед государством стоит задача обеспечения долгосрочной бюджетной и макроэкономикой стабильности, сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств, создания эффективной системы управления общественными финансами, снижения зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, концентрации финансовых ресурсов на решение приоритетных задач.

В ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в  значительной степени на частной  инициативе, постоянных инновациях, эффективной  системе предоставления публичных  услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.

Важнейшей предпосылкой и  условием для формирования новой  модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.

В отличие от стран с  более диверсифицированной экономикой Россия не может позволить себе иметь  хронический дефицит бюджета  и высокий уровень государственного долга, ставящих национальную экономику в зависимость от внешних условий и «вымывающих» из нее инвестиционные ресурсы.

При высоком уровне цен  на нефть необходимо накапливать  резервы, обеспечивающие «подушку безопасности» в случае внешнеэкономических шоков. Опыт 2008-2010 годов доказал правильность такого подхода к бюджетной политике.

Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая  и долговая нагрузка, возможности  для привлечения долгосрочных кредитных  ресурсов могут и должны стать  важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач и федеральных целевых  программ.

В 2012 году планировалась реализация 57 действующих федеральных целевых программ, в 2013 году — 49, в 2014 году — 40.

С 2012 года планировалась реализация 4 новых федеральных целевых программ: «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» на 2012-2020 годы, «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», «Культура России (2012-2016 годы)», «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)».

Снижение общего объема ассигнований на реализацию федеральных целевых  программ обусловлено завершением  в 2013-2014 годах ряда программ: «Социальное развитие села до 2013 года», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», «Юг России (2008-2013 годы)», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года», «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)», «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах», «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2014 годы» и др., а также концентрацией бюджетных ассигнований на объектах капитального строительства, подлежащих вводу в 2013-2014 годах. 

При этом бюджетные ассигнования в первую очередь будут направлены на завершение ранее начатых объектов. Снижение объема бюджетных ассигнований обусловлено завершением строительства  и вводом в эксплуатацию ряда строек и объектов.

Федеральный бюджет на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития,  создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.

В этот же период должны быть приняты меры по снижению зависимости  бюджета от конъюнктурных доходов  и сокращению его дефицита.

На основе бюджетного законодательства в соответствии с процедурами, обеспечивающими  реализацию принципов среднесрочного финансового планирования, бюджет РФ отрывает новые возможности в  управлении общественными финансами, меняет характер требований к федеральным  целевым программам, методам планирования и процедурам формирования бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В основу формирования «Федерального бюджета на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.» положены стратегические цели развития страны, определенные в: бюджетных посланиях Президента Федеральному Собранию РФ; перспектива в финансовом плане РФ на 2012-2014 гг. в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2012 г. и на период до 2014 г. Среднесрочный горизонт бюджетного планирования закрепляется в новой редакции БК РФ.

Исходя из этого, необходимы системные действия по следующим ключевым направлениям.

Первое. Надо интегрировать  бюджетное планирование в процесс  формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны.

Второе. Начиная с 2015 года правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

При формировании федерального бюджета на плановый период 2013 и 2014 годов необходимо обеспечить — в рамках переходного периода — создание предпосылок для введения указанных правил, предусмотрев стабилизацию и последующее снижение дефицита федерального бюджета.

Третье. На 2012-2013 годы будут снижены ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды  с 34  до 30 %, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения — до 20 процентов.

Четвертое. Налоговая система  должна отвечать современным требованиям  в условиях глобализации экономики, обеспечивать справедливое налогообложение.

Информация о работе Государственный бюджет как часть финансовой системы государства