Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 11:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение экономической сущности государственного бюджета, изучение доходной и расходной части бюджета, изучение путей совершенствования государственного бюджета.
Тема данной курсовой работы достаточно хорошо раскрыта в учебных пособиях под редакцией: Н.Е. Заяц., Е.Г.Ефимова., Т.В. Брайчева., Г.К. Мультана., М.К. Бункина., А.С. Нешитой., В.Д. Фетисов., П.В. Вархин., Е.М. Попов., М.В. Романовский.
Введение…………………………………………………………………………4
Экономическая сущность государственного бюджета и его функции..6
Доходы и расходы государственного бюджета………………………...12
Пути совершенствования государственного бюджета…………………28
Заключение……………………………………………………………………….46
Список используемых источников……………………………………………..49
Через государственный бюджет, как известно, перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.
Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышение эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим, в частности, связанным с освоением космоса и защитой природной среды. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используется налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.
Социальная функция государственного бюджета заключается в обеспечении финансовыми ресурсами социальной политики государства.
Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.
Функции государственного бюджета осуществляется на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. На основе бюджетного механизма можно практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов.
В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.
Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, т. е та его часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства и его регионов. В бюджете аккумулируется основная часть государственных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета.
Государственные доходы как экономическая категория присущи любой общественно – экономической формации. Они базируются на финансовых взаимоотношениях между участниками бюджетного процесса. Государственные доходы выражают отношения распределения и перераспределения национального дохода.
Все источники доходов делятся на две основные группы – внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для осуществления своих функций, к внешним – национальный доход другой страны, заимствованный в форме внешних займов, а в исключительных случаях – национальное богатство.
Применительно к Республики Беларусь различают вышестоящий бюджет и нижестоящий бюджет. Вышестоящий бюджет – это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно – территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно – территориальной единицы. Нижестоящий бюджет – это бюджет нижестоящей административно – территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно – территориальной единицы или республиканскому бюджету.
Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны, имеющей тесную взаимосвязь со всеми другими ее звеньями.
Формы и методы образования доходов бюджета трансформируются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди которых первостепенное значение имеет уровень развития производственных сил и производственных отношений, финансовой науки. Значительное влияние на доходы оказывают также сложившаяся экономическая и социальная ситуация, политика и приоритеты развития общества на данном этапе, стратегия и тактика достижения намечаемых целей и др. Однако в любом случае главным назначением мобилизационных доходов является формирование устойчивой финансовой базы, позволяющей органам государственной власти всех уровней осуществлять исполнение своих функций, удовлетворять общегосударственные и региональные потребности. Назначение доходов – покрытие расходов бюджета. Вместе с тем следует найти такие формы финансовых взаимоотношений с хозяйствующими субъектами и населением, методы изъятия в доходную часть бюджета, которые стимулировали бы повышение производительности труда, рациональное использование ресурсов, и как следствие – увеличение поступлений. В этом заключаются фискальная и стимулирующая функции доходов, обеспечивающие расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета.
По мнению М. К. Фисенко «…доходы бюджета выражаю экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования денежных средств, которые поступают в распоряжение центральных и местных органов власти. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей населения и юридических лиц. Доходы бюджета – понятие более узкое по сравнению с государственными доходами, так как последние включают в себя дополнительные доходы государственных предприятий и организаций, а также доходы внебюджетных фондов» [16, с 100].
По своему материально – вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством страны в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь доходы бюджета классифицируются по следующим группам:
К налоговым доходам относятся:
К неналоговым доходам относятся:
К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают поступления от иностранных государств, международных организаций, другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.
Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.
По мнению М.К. Фисенко «…доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания (налоговые, неналоговые и др.), но и по другим признакам, а именно:
Собственные доходы бюджетов разного уровня бюджетной системы зачисляются в бюджеты по определенным нормативам отчислений от налоговых и неналоговых доходов. Указанные нормативы предусмотрены Бюджетным кодексом республики Беларусь.
Регулирующие доходы – это республиканские налоги (в унитарных государствах), распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по определенным нормативам, установленным при утверждении вышестоящего бюджета:
Конкретный перечень доходов республиканского бюджета и местных бюджетов предусматривается ежегодными законами о бюджете Республики Беларусь и решениями местных советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.
Таблица 2.1
Доходы республиканского бюджета
Наименование статьи доходов |
2005 |
2006 |
2007 | ||||||
Сумма |
Уд.вес,% |
Сумма |
Уд.вес,% |
Сумма |
Уд.вес,% | ||||
Налоговые доходы |
15432814951 |
16328164650 |
64,01 |
19572519020 |
63,94 | ||||
Налоги на доходы и прибыль |
16737518180 |
1776516329 |
6,96 |
2256507828 |
7,37 | ||||
Налоги на товары и услуги |
8164251228 |
10385931001 |
40,72 |
12631321611 |
41,26 | ||||
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
1890517654 |
1964582110 |
7,70 |
2381588100 |
7,78 | ||||
Налоги на фонд заработной платы |
612842100 |
633630000 |
2,48 |
- |
- | ||||
Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи |
1456304510 |
1567505210 |
6,15 |
2303101481 |
7,52 | ||||
Взносы на государственное социальное страхование |
7965715423 |
8135917000 |
31,90 |
9915768430 |
32,39 | ||||
|
Окончание таблицы | ||||||||
Наименование статей доходов |
2005 |
2006 |
2007 | ||||||
Сумма |
Уд.вес,% |
Сумма |
Уд.вес,% |
Сумма |
Уд.вес,% | ||||
Неналоговые доходы |
839542910 |
1044080434 |
4,09 |
1122795829 |
3,67 | ||||
Доходы от использования имущества, находящиеся в государственной собственности |
217890430 |
356862490 |
1,40 |
784737210 |
2,56 | ||||
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности |
198956434 |
245864636 |
0,96 |
169379403 |
0,55 | ||||
Всего: |
25508162084 |
30611083279 |
Собственная разработка. Таблица составлена на основе закона «О бюджете Республики Беларусь» за 2005,2006,2007 годы.
Одной из важнейших народнохозяйственных задач страны в 2006 – 2010 гг. является рост доходов бюджетов. Основными резервами увеличения доходов бюджетов являются:
По мнению П.Н. Шуляк «…расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям» [17, с. 396].
Осуществляя расходы, государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая общий объем расходов на отдельные отрасли и сферы экономики – промышленность, строительство, образование, науку, здравоохранение и др. Наряду с прямым изменением расходов воздействие осуществляется также косвенным образом – через дотации, субсидии, субвенции и т.п.
Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их взаимном влиянии. Объем расходов бюджета ограничивается размерами поступающих доходов, которые определяются экономическими возможностями государства. Расходы, в свою очередь, при эффективном использовании бюджетных средств могут оказывать положительное влияние на доходы, содействуя развитию социально – экономических процессов в стране.
Формирование расходов бюджета основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституций Республики Беларусь социальных прав граждан.
Расходы республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально – экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно – территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов на очередной финансовый год.
В бюджете на очередной финансовый год предусматриваются также ассигнования на обслуживание долговых обязательств.
Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь его сущность и значение