Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:07, контрольная работа
В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.
Бюджетная классификация представляет собой систематизированную группировку доходов и расходов бюджета всех уровней, а также источников финансирования дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
В зависимости от продолжительности существования бюджетного дефицита различают краткосрочный и долгосрочный дефицит. Краткосрочный дефицит имеет место в тех случаях, когда несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного года. Долгосрочный дефицит бюджета (хронический дефицит) связан с наличием разрыва между расходами и доходами бюджета на протяжении ряда лет.
Основными последствиями бюджетного дефицита являются:
1) инфляция;
2) государственный долг;
3) истощение валютных резервов;
4) снижение инвестиционной активности;
5) сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта;
6) снижение жизненного уровня населения.
С 1995 г. в Республике Беларусь наблюдается дефицит государственного бюджета. В процентах к ВВП размер дефицита изменялся от 2,9 % в 1999г. до 1,6 % в 2003 г., а в 2005—2006 гг. он был равен 1 —1,5 %.
Таблица 2.1 - Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2006-2010 гг., млрд. руб
Год |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Доходы, млрд. руб |
38391,0 |
48049,0 |
65663,4 |
62807,6 |
48754,2 |
Расходы, млрд. руб |
37256,2 |
47626,8 |
63811,3 |
63766,0 |
52979,8 |
Дефицит/профицит, млрд. руб. |
1135,0 |
422,1 |
1852,0 |
-958,3 |
-4225,6 |
Источник:[Собственная разработка]
Итак, из таблицы 2.1 видно, что в Республике Беларусь профицит консолидированного бюджета в 2006 г. составил +1135,0 млрд.руб., в 2007 г. –+422,1 млрд. руб., 2008 г. составил +1852,0 млрд.руб, в 2009 г. зафиксирован дефицит -958,3 млрд.руб., а в 2010 г. — -4225,6 млрд.руб.. В январе–августе 2011 г. консолидированный бюджет исполнен с профицитом +3349,0 млрд. руб.
Так, основные причины бюджетного дефицита можно объединить в три группы:
1. Дефицит может быть
связан с необходимостью
2. Дефициты возникают
в результате чрезвычайных
3. Дефицит может отражать кризисные явления в экономике (спад производства, рост убыточности, снижение рентабельности предприятий), ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.
Также к причинам бюджетного дефицита относят сокращение налоговых поступлений без корректировки государственных расходов, а также неудовлетворительная организация сбора налогов и платежей (высокие затраты по организации, уклонения от уплаты налогов;); влияние решающей фазы "политического цикла" (накануне очередных выборов) и активизация государственной социальной политики; повышение долгосрочной бюджетной напряженности из-за повышения удельного веса лиц пожилого возраста, рост госрасходов на социальное обеспечение и здравоохранение, возрастание удельного веса молодежи в структуре населения увеличение расходов на образование, создание новых рабочих мест.
Вряд ли можно однозначно
назвать основную причину бюджетного
дефицита. Для разных стран и в
разные периоды развития каждая из
них могла быть основной, но чаще
всего они воздействовали одновременно.
Но всякий рост государственных расходов,
не подкрепленный увеличением
Конечно, к важнейшим факторам,
влияющим на бюджетный дефицит и
определяющим его размер, относится
колебание объема ВВП в течение
бюджетного периода. Практика показала,
что в периоды депрессии, когда
ВВП низок, бюджет, как правило, сводится
с дефицитом, в то время как
в периоды подъема наблюдается
положительное бюджетное
Необходимо отметить, что бюджетный дефицит не страшен в количественно допустимых границах. Положение считается контролируемым при бюджетном дефиците не более 2-3%.
Хочется также отметить, что в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось с бюджетным дефицитом.
Предельные размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Законопроект, составленный Министерством финансов, представляется в парламент.
Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается в абсолютной величине (в млрд. рублей) или в процентах к валовому внутреннему продукту.
Способы финансирования дефицита государственного бюджета следующие: кредитно-денежная эмиссия (сопровождается инфляцией), увеличение налоговых поступлений (широко применяется и просто в целях пополнения доходов бюджета), выпуск займов (увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов).
Внутреннее финансирование
дефицита включает: источники, получаемые
от органов денежно-кредитного регулирования,
в основном представленные кредитами
Национального банка и ценными
бумагами, приобретенными им непосредственно
у правительства; источники, получаемые
от коммерческих банков и иных юридических
и физических лиц (государственные
краткосрочные и долгосрочные операции,
векселя правительства
Также к источникам финансирования дефицита относят средства от операций с имуществом и изменение остатков средств на счетах.
Внешнее финансирование дефицита включает: чистые кредиты международных финансовых организаций; кредиты правительств иностранных государств, государственные ценные бумаги Республики Беларусь, выпущенные на внешних финансовых рынках, прочие источники внешнего финансирования.
В Беларуси применяется в основном неинфляционный источник покрытия дефицита. Данные лишний раз подтверждают неразвитость рынка государственных ценных бумаг, что обусловлено, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.
Сокращение бюджетного
- повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов — основного источника увеличения доходов бюджета;
- дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, имея в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;
- расширение круга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных отношений налоговые ставки должны гарантировать стабильные перспективы хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, стимулировать предприятия в повышении производительности труда, рациональном использовании материальных и финансовых ресурсов;
- развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: республиканского и местных органов власти.
- оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли экономики должны решать задачи структурной ее перестройки, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс;
- в целях изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых расходов государства, в частности, на военные расходы, управление ;
- обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;
- корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;
- составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;
- развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте;
- принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решаются сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит и увеличиваются платежи в бюджет.
Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.
Список использованных источников
1.Финансовая система Беларуси: учеб. пособие/ М.К. Фисенко. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 184 с.
2. Макроэкономика: Учебное
пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьёв,
Л.Н. Новикова – Минск: БГЭУ,
3. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие. 2-е издание, перераб. / Т.В. Сорокина. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 289 с.
4. Струк Т.Г. Финансовая
система Республики Беларусь: пособие
/ Т.Г. Струк – Мн.: Академия
управления при Президенте
5. Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года № 331-3«О республиканском бюджете на 2012 год»
6. Бюджетный кодекс // Консультант +: РБ [ эл. ресурс] // ООО « Юр.Спектр», Национальный центр правовой информации РБ-Минск,2012 г.
7. Электронный ресурс: http://www.belstat.gov.by. Дата доступа: 14.10.2012.
8. Электронный ресурс: http://www.nbrb.by/statistics/