Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.
Бюджетная классификация представляет собой систематизированную группировку доходов и расходов бюджета всех уровней, а также источников финансирования дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Файлы: 1 файл

к р гос бюджет.docx

— 39.86 Кб (Скачать файл)

В зависимости от продолжительности существования бюджетного дефицита различают краткосрочный и долгосрочный дефицит. Краткосрочный дефицит имеет место в тех случаях, когда несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного года. Долгосрочный дефицит бюджета (хронический дефицит) связан с наличием разрыва между расходами и доходами бюджета на протяжении ряда лет.

Основными последствиями бюджетного дефицита являются:

1) инфляция;

2) государственный долг;

3) истощение валютных  резервов;

4) снижение инвестиционной  активности;

5) сокращение экспорта, сопровождаемое  увеличением импорта;

6) снижение жизненного  уровня населения.

С 1995 г. в Республике Беларусь наблюдается дефицит государственного бюджета. В процентах к ВВП размер дефицита изменялся от 2,9 % в 1999г. до 1,6 % в 2003 г., а в 2005—2006 гг. он был равен 1 —1,5 %.

 

Таблица 2.1 - Основные показатели консолидированного бюджета  Республики Беларусь за 2006-2010 гг., млрд. руб

Год

2006

2007

2008

2009

2010

Доходы, млрд. руб

38391,0

48049,0

65663,4

62807,6

48754,2

Расходы, млрд. руб

37256,2

47626,8

63811,3

63766,0

52979,8

Дефицит/профицит, млрд. руб.

1135,0

422,1

1852,0

-958,3

-4225,6


Источник:[Собственная разработка]

Итак, из таблицы 2.1 видно, что  в Республике Беларусь профицит консолидированного бюджета в 2006 г. составил +1135,0 млрд.руб., в 2007 г. –+422,1 млрд. руб., 2008 г. составил +1852,0 млрд.руб, в 2009 г. зафиксирован дефицит  -958,3 млрд.руб., а в 2010 г. — -4225,6 млрд.руб.. В январе–августе 2011 г. консолидированный бюджет исполнен с профицитом +3349,0 млрд. руб.

Так, основные причины бюджетного дефицита можно объединить в три  группы:

1. Дефицит может быть  связан с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений  в развитие экономики. В этом  случае дефицит отражает не  кризисное течение общественных  процессов, а государственное  регулирование экономической конъюнктуры,  стремление обеспечить прогрессивные  сдвиги в структуре общественного  производства.

2. Дефициты возникают  в результате чрезвычайных обстоятельств  (войны, крупные стихийные бедствия  и т.п.), когда обычных резервов  становится недостаточно и приходится  прибегать к источникам дохода  особого рода.

3. Дефицит может отражать  кризисные явления в экономике (спад производства, рост убыточности, снижение рентабельности предприятий), ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.

Также к причинам бюджетного дефицита относят сокращение налоговых поступлений без корректировки государственных расходов, а также неудовлетворительная организация сбора налогов и платежей (высокие затраты по организации, уклонения от уплаты налогов;); влияние решающей фазы "политического цикла" (накануне очередных выборов) и активизация государственной социальной политики; повышение долгосрочной бюджетной напряженности из-за повышения удельного веса лиц пожилого возраста, рост госрасходов на социальное обеспечение и здравоохранение, возрастание удельного веса молодежи в структуре населения увеличение расходов на образование, создание новых рабочих мест.

Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для разных стран и в  разные периоды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействовали одновременно. Но всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие, создает  отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, но с другой - причиной бюджетного дефицита могут  явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета  определяется состоянием субъектов  хозяйствования в частности и  в экономике в целом.

Конечно, к важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и  определяющим его размер, относится  колебание объема ВВП в течение  бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда  ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как  в периоды подъема наблюдается  положительное бюджетное сальдо.

Необходимо отметить, что  бюджетный дефицит не страшен в количественно допустимых границах. Положение считается контролируемым при бюджетном дефиците не более 2-3%.

Хочется также отметить, что в современном мире нет  государства, которое в те или  иные периоды своей истории не сталкивалось с бюджетным дефицитом.

Предельные  размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом  о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Законопроект, составленный Министерством финансов, представляется в парламент.

Предельный  размер дефицита республиканского бюджета  устанавливается в абсолютной величине (в млрд. рублей) или в процентах к валовому внутреннему продукту.

Способы финансирования дефицита государственного бюджета следующие: кредитно-денежная эмиссия (сопровождается инфляцией), увеличение налоговых поступлений (широко применяется и просто в  целях пополнения доходов бюджета), выпуск займов (увеличивается средняя  рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном  секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских  расходов).

Внутреннее финансирование дефицита включает: источники, получаемые от органов денежно-кредитного регулирования, в основном представленные кредитами  Национального банка и ценными  бумагами, приобретенными им непосредственно  у правительства; источники, получаемые от коммерческих банков и иных юридических  и физических лиц (государственные  краткосрочные и долгосрочные операции, векселя правительства Республики Беларусь, прочие государственные ценные бумаги), источники, получаемые из других секторов государственного управления: заемные средства, полученные из государственных  внебюджетных фондов, операции по средствам  в иностранной валюте и др., прочие источники внутреннего финансирования.

Также к источникам финансирования дефицита относят средства от операций с имуществом и изменение остатков средств на счетах.

Внешнее финансирование дефицита включает: чистые кредиты международных  финансовых организаций; кредиты правительств иностранных государств, государственные  ценные бумаги Республики Беларусь, выпущенные на внешних финансовых рынках, прочие источники внешнего финансирования.

В Беларуси применяется в  основном неинфляционный источник покрытия дефицита. Данные лишний раз подтверждают неразвитость рынка государственных ценных бумаг, что обусловлено, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.

Сокращение бюджетного дефицита  должно осуществляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:

- повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов — основного источника увеличения доходов бюджета;

-  дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, имея в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;

- расширение круга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных отношений налоговые ставки должны гарантировать стабильные перспективы хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, стимулировать предприятия в повышении производительности труда, рациональном использовании материальных и финансовых ресурсов;

- развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: республиканского и местных органов власти.

- оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли экономики должны решать задачи структурной ее перестройки, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс;

- в целях изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых расходов государства, в частности, на военные расходы, управление ;

- обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;

- корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;

- составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;

- развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте;

- принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решаются сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит и увеличиваются платежи в бюджет.

Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.

 

Список использованных источников

 

1.Финансовая система Беларуси: учеб. пособие/ М.К. Фисенко. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 184 с.

2. Макроэкономика: Учебное  пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьёв, Л.Н. Новикова – Минск: БГЭУ,2007. – 415с.

3. Сорокина Т.В. Государственный  бюджет: Учебное пособие. 2-е издание,  перераб. / Т.В. Сорокина. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 289 с.

4. Струк Т.Г. Финансовая  система Республики Беларусь: пособие  / Т.Г. Струк – Мн.: Академия  управления при Президенте Республики  Беларусь , 2006. – 95 с. 

5. Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года № 331-3«О республиканском бюджете на 2012 год»

6. Бюджетный кодекс // Консультант +: РБ [ эл. ресурс] // ООО « Юр.Спектр», Национальный центр правовой информации РБ-Минск,2012 г.

7. Электронный ресурс: http://www.belstat.gov.by. Дата доступа: 14.10.2012.

8. Электронный ресурс: http://www.nbrb.by/statistics/ExternalDebt /Parameters/ Дата доступа: 05.10.2012.

 


Информация о работе Государственный бюджет