Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 18:24, реферат
Цель работы потребовала решения следующих задач:
• определение экономического содержание государственного и муниципального долга
• рассмотрение форм и видов государственного и муниципального долга
• рассмотрение процессов управления государственным и муниципальным долгом.
ВВЕДЕНИЕ 3
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 4
1.1 Экономическое содержание государственного долга. 5
1.2 Формы и виды государственного долга 8
1.3 Управление государственным долгом 10
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА 12
1.1. Понятие и формы муниципального долга 12
1.2 Управление муниципальным долгом. 14
1.3 Принципы системы управления муниципальным долгом 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ. 20
В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое - это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств.
Основными принципами управления государственным внутренним долгом в мировой практике признаны экономичность и оптимальность.
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА
1.1. Понятие и формы муниципального долга
Согласно ст. 100 БК РФ муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. [2]
Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:
1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).
Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах.
В объем муниципального долга включаются:
1) номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
2) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;
3) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
4) объем обязательств по муниципальным гарантиям;
5) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования. [2]
Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления .
Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией .
Муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.
Муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение муниципальных долговых обязательств.
От имени муниципального образования право осуществления муниципальных внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования [2].
1.2 Управление муниципальным долгом.
Управление муниципальным долгом является неотъемлемой частью управления муниципальными финансами. Продуманная и отлаженная система управления долгом представляет собой один из наиболее важных механизмов бюджетной политики муниципального образования, так как дает возможность обеспечить дополнительные поступления в городской бюджет за счет неналоговых источников, используя средства рынка капиталов, способствует развитию экономики города и создает предпосылки для наиболее эффективного осуществления своих функций органами местного самоуправления.
Это достигается через решение следующих задач:
1) выстраивание четких принципов моделирования долговой политики при формировании бюджета;
2) раскрытие информации по методам контроля за экономически безопасным уровнем долговой нагрузки и поддержанием ликвидности бюджета;
3) минимизация рисков при управлении ликвидностью бюджета в процессе исполнения;
4) создание более прозрачных правил учета долговых обязательств, операций с долгом и его обслуживанием для защиты интересов инвесторов[4].
Под управлением муниципальным долгом понимается процесс управления муниципальными заимствованиями в целях поддержания объёма долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания, снижения рисков и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей, а также создание механизмов для инвестиционных процессов.
В качестве базовых показателей, определяющих ограничения в проведении городской заёмной политики, следует признать:
1) формы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации;
2) долговую ёмкость городского бюджета;
3) доступный на рынке капитала объём средств, с приемлемыми условиями по стоимости и срочности;
4) структура муниципального долга и ограничивающие коэффициенты.
Данные показатели являются основой для оценки связанных с долгом рисков, возникающих при исполнении городского бюджета.
В бюджетном анализе и среднесрочном планировании должен применяться подход, основанный на представлении муниципальных заимствований как источника финансирования капитальных расходов. В его основе лежит модель представления бюджетного баланса (доходы, расходы, источники финансирования) в несколько ином формате, нежели принятая в бюджетном учете.
Главной задачей в управлении муниципальным долгом является поддержание на приемлемом уровне соответствия между размером долга и его реальными источниками погашения на любом временном участке.
1.3 Принципы системы управления муниципальным долгом.
Общими принципами системы управления долгом и условными обязательствами являются:
1. Принцип безопасности.
Этот принцип подразумевает сохранение объема долговых обязательств муниципального образования на экономически безопасном уровне, с учетом всех возможных рисков.
Экономически безопасным считается такой объём долга, при котором муниципальное образование в состоянии обеспечить исполнение своих обязательств по обслуживанию и погашению долга, а также всех остальных принятых на себя бюджетных обязательств за счет доходов муниципального бюджета. Принцип реализуется на этапе планирования долга.
2. Полнота – полнота охвата системой управления всех объектов управления.
3. Внутренняя непротиворечивость – чёткое разделение отдельных обязательств на прямые и условные в соответствии с экономической сутью этих обязательств и управление прямыми и условными обязательствами в соответствии с их специфическим особенностями.
4. Прозрачность – ясность, чёткость и по возможности простота механизмов и процедур управления прямыми и условными обязательствами.
5. Открытость – доступность для всех заинтересованных лиц информации о долговых и условных обязательствах, а также о таких показателях долговой политики, как консолидированный долг и индикаторы управления долговыми обязательствами.
Данный принцип предполагает раскрытие информации, которая дает представление об объеме, структуре обязательств, а также основных приоритетах долговой политики администрации муниципального образования.
6. Организационная целостность – максимальная концентрация полномочий и ответственности по управлению прямыми и условными обязательствами в одной структурной единице исполнительного органа власти.
Анализ показывает, что эффективное управление прямыми и условными обязательствами невозможно без соблюдения организационной целостности.
7. Унификация и формализация – максимально возможная формализация процедур управления прямыми и условными обязательствами.
В законодательстве РФ отсутствуют описание процедур управления долговыми обязательствами, вследствие чего четкая система управления отсутствует.
8. Согласованность с федеральным и областным законодательством – выбор таких форм нормативно-правовой реализации механизмов новой системы управления долгом и условными обязательствами, включая нормативное определение обязательств, которые, во-первых, не противоречат федеральному и областному законодательству, а, во-вторых, реализуют все функциональные свойства новой системы.
Так как предлагаемая система реализуется в рамках управленческого учета, то данный принцип напрямую относится к построению эффективной управленческой системы, включающей среди прочего систему учета и аналитической поддержки принятия управленческих решений в долговой политике и связанный с этим документооборот.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На основе рассмотренных и изученных вопросов можно сделать следующие выводы, что основными задачами государства, направленными на поддержание стабильности рынка внешних и внутренних заимствований является: сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета; осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах; изменение структуры государственного долга Российской Федерации в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга.
Главными целями долговой политики Российской Федерации на ближайшее будущее должно быть решение следующих задач:
- улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;
- обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;
- содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;
- гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
- обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;
- усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;
- прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;
- максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;
- более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;
- создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;
- совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.
Эти решения являются обоснованными не только по линии улучшения рынка внешнего и внутреннего государственного долга, но и по линии улучшения социально-экономического состояния страны и ее граждан.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ.