Характеристика биржевого товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Биржи представляют собой оригинальный институт рыночной экономики, имеющий свои конкретные, специфические функции. В результате развития биржевого рынка сформировалось понятие биржевого товара, различные виды которого, хотя и обладают определенными и имеющими естественную природу общими свойствами, тем не менее, достаточно многочисленны и разнообразны – от сырья до фондовых индексов, не имеющих материально – вещественной формы.
В соответствии с законом, биржевой товар - не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в т. ч. стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный к биржевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимость и объектыинтеллектуальной собственности (ст. 9 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г.).

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
1. Товарная биржа………………………………………………………….4
2. Биржевой товар…………………………………………………………..5
3. Примеры биржевых товаров на некоторых товарных биржах……….7
4. Биржевые товары на фондовых биржах………………………………..8
5. Сущность сделок на товарной бирже…………………………………10
Заключение………………………………………………………………..15
Список использованных источников……………………………………16

Файлы: 1 файл

биржевое дело.docx

— 32.36 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный технический  университет 

им. Ю. А. Гагарина

 

 

Реферат

по дисциплине «Биржевое  дело»

на тему: «Характеристика биржевого товара»

 

 

 

Выполнила: студентка гр. КОМ-41

                                                                                       Ильясова Л.Е.

Проверил: Ружейников

 

Саратов 2013

 

Содержание

Введение  ……………………………………………………………………3

1. Товарная биржа………………………………………………………….4

2. Биржевой товар…………………………………………………………..5

3. Примеры биржевых товаров  на некоторых товарных биржах……….7

4. Биржевые товары на  фондовых биржах………………………………..8

5. Сущность сделок на  товарной бирже…………………………………10

Заключение………………………………………………………………..15

Список  использованных источников……………………………………16  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Биржи представляют собой оригинальный институт рыночной экономики, имеющий свои конкретные, специфические функции. В результате развития биржевого рынка сформировалось понятие биржевого товара, различные  виды которого, хотя и обладают определенными  и имеющими естественную природу  общими свойствами, тем не менее, достаточно многочисленны и разнообразны –  от сырья до фондовых индексов, не имеющих материально – вещественной формы.

В соответствии с законом, биржевой товар - не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в т. ч. стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный к биржевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимость и объектыинтеллектуальной собственности (ст. 9 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г.).

На  биржах сформировались различные виды сделок. Отличительным свойством  биржевого рынка является преобладание срочных сделок. Реальная поставка и принятие товара уже давно представляет собой редкость для биржевого рынка. Биржа обеспечивает участникам рынка надежность и повышенную гарантию исполнения сделок, является стабилизатором рынка того или иного товара. Биржевые цены являются ориентирами для всей торговли, а сама биржа может быть названа барометром рыночной экономики.  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Товарная  биржа

 

Товарная  биржа - это классический институт рыночной экономики, формирующий оптовый  рынок товаров путем организации  и регулирования биржевой торговли. Основным содержанием деятельности товарной биржи является создание наиболее благоприятных условий для заключения товарных сделок. Главной функцией товарной биржи считаются организация  постоянно действующего товарного  рынка и оказание посреднических и других услуг участникам биржевых торгов. Биржа как организация  с правом юридического лица не выступает  в сделках купли-продажи стороной, т.е. не осуществляет торгово-посредническую деятельность1.

Для товарного рынка, как и любого другого, наиболее важными являются такие понятия, как спрос и  предложение.

Спрос представляет собой требование на товары со стороны покупателя, заинтересованность в конкретных видах товаров; он ограничен, с одной стороны, их производственными  потребностями, а с другой - платежеспособностью. Предложение - это совокупность товаров, которые предназначены для реализации (продажи). Основными ее источниками  являются производство, сельское хозяйство; товарные запасы, импорт и прочие поступления.

Развитие  товарных рынков привело к разделению их на рынки реального товара и  рынки прав на товар. Первоначальный рынок прав на товар устанавливал отношения продавцов и покупателей  по поводу передачи товара в будущем  по ценам, которые устанавливались  заблаговременно. Такие рынки позволяли  продавцам иметь уверенность  в реализации своего товара, а покупателям  заранее планировать издержки, связанные  с будущим приобретением нужной им продукции. Рынок прав на товар  потребовал унифицированного подхода, как к самому товару, так и условиям его продажи и поставки в будущем. Поэтому рынок прав на товар охватывает небольшой круг товаров по сравнению с рынком реального товара.

 

  1. Биржевой  товар

 

В Законе РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» отмечается, что биржевой товар - это «не изъятый  из оборота товар определенного  рода и качества, в том числе  стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в  установленном порядке биржей к  биржевой торговле».2

Таким образом, каждая биржа вправе самостоятельно устанавливать состав товаров, которые  будут являться объектом биржевого  торга. Однако при этом учитываются  те требования, которые предъявляются  к биржевым товарам практикой  биржевой торговли.

Биржевой  товар должен соответствовать следующим  требованиям:

  1. Биржевой товар должен быть массовым, т.е. выпускаться в достаточно большом объеме, большим числом производителей и закупаться большим числом потребителей.
  2. Необходимым условием для биржевого товара является свободное ценообразование, т.е. цена на этот товар должна свободно устанавливаться в зависимости от конъюнктуры рынка, а также иных факторов (социальных, экономических, политических, форс-мажорных).
  3. Биржевой товар - это продукция, прошедшая лишь первичную переработку, т.е. сырье или полуфабрикат.
  4. Следующее требование, предъявляемое к биржевому товару, заключается в том, что на него можно легко установить требования по качеству, условиям хранения, транспортировке, измерению.

Иначе говоря, этот товар легко стандартизировать, для того чтобы его

можно было продавать без осмотра по образцам или техническому описанию.3

Объектом  биржевой торговли в настоящее время  являются примерно 70 видов товаров. Их можно объединить в следующие  группы и подгруппы, например:

1. Сельскохозяйственные  и лесные товары и продукты  их переработки:

- зерновые (пшеница, кукуруза, овес, ячмень, рожь);

- маслосемена (льняное, хлопковое семя, соя, бобы, соевое масло, шрот);

- живые животные и мясо (крупный рогатый скот, свиньи, мясо  окорока);

- текстильные товары (хлопок, джут, шерсть, натуральный и искусственный  шелк, пряжа, лен);

- пищевкусовые товары (сахар,  кофе, какао-бобы, растительные масла,  картофель, перец, яйца, арахис, концентрат  апельсинового сока);

- лесные товары (пиломатериалы,  фанера);

- натуральный каучук;

2. Сырье и полуфабрикаты:

- цветные металлы (медь, олово, цинк, свинец, никель, алюминий  и драгоценные металлы: серебро,  золото, платина);

3. Нефть и нефтепродукты.

Биржевой  товар унифицируется по количеству. Стандартной величиной физического  объема поставки является лот – определенное количество товара, кратное единице, например: 1000 единиц, тонна, 100 упаковок, 100 акций и т.д.

Итак, классический биржевой товар – это массовый продукт, унифицированный по объему, стандартизированный по качеству, обладающий строго определенными, легко конкретизируемыми стабильными свойствами. Он не должен выходить из моды или морально устаревать. Это означает, что биржевой товар может не выставляться на бирже. Покупателю должно быть безразлично – кто продавец и из какой партии взят товар, что необходимо для сделок на срок. В результате достигается массовость и надежность сделок.

Наиболее  известные биржевые товары: нефть  и нефтепро- дукты, цветные и драгоценные металлы, лес, хлопок, каучук, кофе, сахар, зерно. В мировой практике деятельность товарных бирж преимущественно ограничивается куплей-продажей сырья и с/х товаров. Один и тот же товар может быть биржевым в одной стране и не быть им в другой.

 

  1. Примеры биржевых товаров на некоторых товарных биржах

 

1. Чикагская торговая палата (CBOT) известна также как Чикагская зерновая биржа. Является самой крупной фьючерсной биржей. Руководящий орган – Совет директоров – 24 человека. Количество членов биржи – 3490 чел., персонал –600 чел.4

Товары:

- сельскохозяйственные товары  – овес, кукуруза, соя, соевое  масло, пшеница. Или только  фьючерсы, или фьючерсы и опционы;

- драгоценные металлы:  серебро и золото;

- процентные ставки (фьючерсы);

- индексы – индекс MMI (Magor Market Index), индекс курса муниципальных долговых обязательств (фьючерсы и опционы);

- долговые обязательства  федерального правительства (Ф  и О).

2. Чикагская товарная биржа называлась как Чикагский торговый дом масла и яиц. Руководящий орган – Совет управляющих из 25 чел. Персонал – 867 чел. Количество членов биржи – 2724 чел. Самый широкий в мире набор финансовых контрактов.

Товары:

- сельскохозяйственные товары  – крупный рогатый скот, свиньи, грудинка, древесина;

- иностранная валюта;

- процентные ставки на  евродоллары и казначейские век-

селя;

- фьючерсы и опционы  на индекс акций S&P.

3. Нью-Йоркская Товарная Биржа (NYMEx). Крупнейшая в Нью-Йорке. Основана как рынок сыра, масла и яиц. Товары: нефть, энергоносители, платина, палладий.

4. Лондонская биржа металлов. Товары: медь, алюминий, цинк, свинец, никель, олово. Зарегистрировано 377 марок металла. Фьючерсные сделки по шести металлам и опционные – по пяти.5

Особенность ЛБМ в том, что это, прежде всего рынок физический, где поставка реального товара гарантирована. Все контракты подразумевают под собой реальные сделки, хотя и носят название фьючерсных. При приближении срока исполнения контракта стороны уточняют – будет ли осуществляться поставка.

5. Нью-Йоркская Товарной Бирже (Комекс) – второй биржевой центр по торговле цветными металлами. Товары: медь, цинк, олово, ртуть, алюминий, а также золото и серебро.

6. Международная нефтяная биржа  в Лондоне начала свою деятельность в апреле 1981 года. Основана и управляется группой компаний, являющихся ее полными членами. Торговля осуществляется методом выкрика. Товар: нефть (сорта «брент», «дубай»), газоль, нафта, бензин.

 

 

4. Биржевые  товары на фондовых биржах

 

Краткая характеристика биржевых товаров на фондовой бирже состоит в следующем. Рассматриваются две основные категории ценных бумаг– акции и облигации.

Акции представляют собой титулы собственности на имущество акционерного общества. Они не имеют срока погашения, не могут быть возвращены эмитенту. Акции могут быть проданы инвестором на биржевом или внебиржевом рынке по рыночной цене. Приобретены акции могут также

быть  в результате их публичного размещения. Акции бывают обыкновенные и привилегированные.

Обыкновенные  акции имеют следующие свойства:

- их нельзя предъявить  к оплате;

- владелец может быть  избран в руководящий орган;

- владелец имеет право  голоса на собрании акционеров;

- владелец имеет право  избирательного голоса при выборе  дирекции;

- дивиденды начисляются  в последнюю очередь;

- последняя очередь выплат  при банкротстве корпорации;

- наиболее надежный вид  ценных бумаг в инфляционных  ситуациях;

- изменяют не только  рыночную, но и балансовую (книжную)  стоимость.6

Привилегированные акции имеют следующие свойства:

- имеют фиксированный  ежегодный дивиденд от номинала;

- их дивиденд в процентном  выражении выше, чем по облигациям;

- при банкротстве возврат  вкладов осуществляется после  банков и облигаций;

- не меняют балансовую  стоимость;

- их владельцы, как  правило, лишены права голоса.

Акция как ценная бумага имеет четыре цены: номинальную; балансовую (книжную); ликвидационную (стоимость имущества в фактических ценах); курсовую.

Облигация – форма долгового обязательства перед владельцем. По истечении определенного срока облигация погашается.

Облигации имеют следующие свойства:

- при банкротстве номинал  выплачивается сразу после банков  и до владельцев привилегированных  акций;

- имеют рыночную цену;

- не имеют балансовой  стоимости.

При анализе биржевого фондового  рынка является важной классификация  облигаций с учетом особенностей формирования доходов:

- купонные облигации,  по которым выплачиваются фиксированные  проценты к номинальной стоимости;

- облигации с нулевым  купоном, по которым проценты  не выплачиваются. По истечении  срока созревания клиент получает  номинал, но при покупке облигация  была приобретена по цене ниже  номинала. Такими облигациями являются, например, широко распространенные  Государственные краткосрочные  облигации – ГКО.

Информация о работе Характеристика биржевого товара