Исследование теоретических основ бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Понятие бюджетного дефицита, причины возникновения и социально-экономические последствия
ГЛАВА 2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях развития
ГЛАВА 3. Проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения в контексте зарубежной практики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

бюджет.docx

— 62.10 Кб (Скачать файл)

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 486 с.

2. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России / / Мировая экономика и международные отношения - 2009 . - №2.

3. Белова В.Л. Введение в макроэкономику: бюджетный дефицит//Социально-политический журнал. - 2010.- № 6.- С.15.

4. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учеб. пособие/ Т.М.Ковалева, С В. Барулин. М.: КНОРУС, 2005.

5. Бюджетное право и процесс: учебник / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев. - М.: Изд-во Эксмо, 2007. - 598 с.

6. Бюджетные отношения в РФ: новые подходы к анализу и правовому регулированию / Под ред. А.Н. Швецова. - М.: Формула права, 2009. - 254 с.

7. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; с изменениями СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1).

8. Годин, А.М. Бюджетная система РФ / А.М. Годин, Н.С. Максимова. - М.: Дашков и К°, 2008.

9. Государственный бюджет:Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн:БГЭУ, 2006.

10. Дмитриев М.Э. Развитие потенциала государственного управления: уроки стран с переходной экономикой. // Вопросы государственного и муниципального управления. Том II. - 2007. - №2 - 3.

11. Ершов М., Лохмачев В., Татузов В., Танасова А. О долговой политике России в условиях выхода из кризиса. // Деньги и кредит. - 2010. - №8 - С. 32 - 38.

12. Илларионов А.М. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике//Вопросы экономики.- 2009.- № 12.- С. 15.

13. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. - М., 2007. - 378 с.

14. Макроэкономика: учебник / С.Р. Моисеев. - М. : КНОРУС, 2008.- 320 с.

15. Павлова А.А. Источники финансирования бюджетного дефицита//Экономист.- 2010.- № 1.- С. 76-80.

16. Парыгина В.А., Тедеев А.А., Мельников С.И. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 469 с.

17. Пекарский С.Э. Нелинейные эффекты воздействия инфляции на бюджетный дефицит и государственный долг // Экономический журнал ВШЭ, 4, № 3, 2006. С. 309-332.

18. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. Учебник для вузов. М.:-Юнити, 2005г.-539 с.

19. Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов: Материалы Восьмой научно-практической конференции (16 - 18 июня 2008 г.). - Петро-заводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. - 276 с.

20. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт, 2009. - С. 539.

21. Седова М.Л. Некоторые вопросы организации исполнения бюджетов в Российской. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2008. - № 1. - С.7-9.

22. Сорокина Т. Обеспечение сбалансированности местных бюджетов в условиях реализации реформы бюджетного процесса. [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.isea.irk.ru/files/s1/109_Sorokina.pdf>

23. Финансы: учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. - 2-е изд., переаб. и дополн. - М.: Экономистъ, 2008. - 682 с.

24. Хадонов Е.Е. О путях устранения дефицита бюджета Российского государства //Финансы.- 2008.- № 4.- С.51-54.

25. Хурсевич С. Бюджетный федерализм и бюджетный дефицит. [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.ecsocman.edu.ru/data/432/694/1219/052.HURSEVITCH.pdf>

26. Шишкин А.Г., Захаров М.А. Бюджетные проблемы в федеративном государстве: поиск решения // Финансы. - 2009. - №4. - С.8-10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1

Достоинства и недостатки эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета [2]

 

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета.

Достоинства

Недостатки

Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает  на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и  обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее  воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии

В долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Это мера, которую можно  осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

Этот метод может оказать  дестабилизирующее воздействие  на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует  увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет  к еще большему росту деловой  активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2

Достоинства и недостатки финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга [2]

 

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего  долга

Достоинства

Недостатки

Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования

По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они  не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться  процент. Выплата процентов по государственным  облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата  процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем  больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает  облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата  процентов по которым провоцирует  еще больший дефицит.

Это достаточно оперативный  способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг  можно обеспечить быстро. Население  в развитых странах с удовольствием  покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать - это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным.

 

«Эффект вытеснения» частных  инвестиций. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции.

 

Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета  может привести к дефициту платежного баланса.



Информация о работе Исследование теоретических основ бюджетного дефицита