Экономическая сущность бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:49, реферат

Описание работы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Содержание работы

1. Экономическая сущность бюджета……………………………..……….……………………..3
2. Понятие бюджетного устройства. Характеристика бюджетной системы и принципов её построения……………………………………………………………………………….4
3. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Р.Ф……………….…..8
Список литературы………………………………………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Бюджетная система.docx

— 57.99 Кб (Скачать файл)

6. Эффективность  и экономность использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении  бюджетов органы власти и получатели  бюджетных средств должны исходить  из необходимости достижения  заданных результатов с использованием  определенного бюджетом объема  средств.

7. Общее покрытие  расходов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов из источников  финансирования его дефицита.

8. Принцип  прозрачности (открытости)– это  обязательное опубликование в  открытой печати утвержденных  бюджетов и отчетов об их  исполнении, полнота представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность  иных сведений по решению законодательных  (представительных) органов государственной  власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для  общества и средств массовой  информации процедур рассмотрения  и принятия решений по проектам  бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо  внутри законодательного (представительного)  органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной  власти.

9. Достоверность  бюджета означает надежность  показателей прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории  и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

10. Адресность  и целевой характер бюджетных  средств – бюджетные средства  выделяются в распоряжение конкретных  получателей бюджетных средств  с обозначением направления их  на финансирование конкретных  целей.

11. Принцип  равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований означает определение  бюджетных полномочий органов  государственной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных  обязательств, формирование налоговых  и неналоговых доходов бюджетов  субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка  предоставления межбюджетных трансфертов  в соответствии с едиными принципами  и требованиями, установленными  настоящим Кодексом.

12. Принцип  подведомственности расходов бюджетов  означает, что получатели бюджетных  средств имеют право получать  бюджетные ассигнования и лимиты  бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

13. Принцип  единства кассы означает зачисление  всех кассовых поступлений и  осуществление всех кассовых  выплат с единого счета бюджета,  за исключением операций по  исполнению бюджетов, осуществляемых  в соответствии с нормативными  правовыми актами различных органов.

Из всего  вышесказанного можно сделать вывод, что бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы  и принципы ее функционирования. Бюджетная  система, в свою очередь, представляет собой совокупность всех бюджетов, функционирующих на территории страны. Она состоит из трех уровней: федерального бюджета РФ, бюджета субъектов  РФ и местных бюджетов РФ. Функционирование бюджетной системы основано на 13 основополагающих принципах, которые  ее регулируют.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

Федеральный бюджет

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для  исполнения расходных обязательств РФ.

Основные  функции управления государством возложены  на центральные органы власти. Для  выполнения ими их обязанностей, для  финансового обеспечения общегосударственных  мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся  федеральный бюджет, федеральные  налоги и сборы, федеральные фонды  регионального развития.

Через федеральный  бюджет осуществляется процесс распределения  и перераспределения внутреннего  валового продукта и созданного национального  дохода страны между отраслями народного  хозяйства, регионами и социальными  слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных  органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

Доходы федерального бюджета

1. К налоговым  доходам федерального бюджета  относятся:

  • федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 

 

2. К неналоговым  доходам федерального бюджета  относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;
  • часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
  • прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Расходы федерального бюджета

1. В соответствии  с действующим в Российской  Федерации законодательством исключительно  из федерального бюджета финансируются  следующие виды расходов:

  • обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  • федеральная инвестиционная программа др.

2. Кроме того, средства федерального бюджета  используются для финансирования  мероприятий регионального и  местного значения, включаемых в  целевые региональные и местные  программы.

По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств  федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации  и средств местных бюджетов финансируются  следующие виды расходов:

  • государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
  • обеспечение социальной защиты населения;
  • обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  • обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
  • обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации;
  • финансовая помощь другим бюджетам;
  • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения  общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется  Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам  Российской Федерации выделяются дотации  и субвенции.

Бюджет субъекта РФ

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для  исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.

В современных  условиях все в большей степени  региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

Согласно  ст. 14 БК РФ:

В бюджетах субъектов Российской Федерации  в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно  предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации  в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов  Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов  Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об  общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации»), и расходных обязательств субъектов  Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Расходы бюджетов субъектов Федерации формируются  так, чтобы обеспечить субъектам  РФ выполнение закрепленных за ними полномочий. В зависимости от экономического содержания расходы делятся на текущие  и капитальные.

Текущие расходы  обеспечивают:

1) текущее  функционирование региональных  органов государственной власти  и бюджетных учреждений регионального  уровня;

2) государственную  поддержку отдельных отраслей  экономики в соответствии с  региональными целевыми нормами;

3) финансовую  помощь муниципальным образованиям;

4) осуществление  международной и внешнеэкономических  связей субъектов Федерации;

5) расходы  на обслуживание государственного  дома субъектов РФ.

Капитальные расходы предназначены для инновационной  и инвестиционной деятельности в  соответствии с инвестиционными  программами развития региона.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, (без учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Экономическая сущность бюджета