Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:24, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
исследованы теоретические и методические основы бюджета и бюджетного устройства;
проведен ретроспективный анализ этапов становления бюджетной системы в России
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 4
1.1. Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетное устройство 4
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система 7
ГЛАВА 3. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
3.1. Бюджетная система дореволюционной России 10
3.2. Бюджетная система СССР 14
3.3. Современное бюджетное устройство Российской Федерации 19
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
3.1. Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы РФ в среднесрочной перспективе 24
3.2. Основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и на среднесрочную перспективу 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Применяемые механизмы
закупки товаров и услуг для
государственных нужд зачастую не способствуют
рациональному использованию
До сих пор не выработаны эффективные механизмы, обеспечивающие реализацию права на получение доступной и качественной медицинской помощи для всех слоев населения, и в первую очередь для неработающих граждан. Формирование новой системы обязательного медицинского страхования задерживается.
Хотя общая налоговая
нагрузка на предпринимательскую
Налоговая реформа пока в малой степени затрагивает вопросы налогового администрирования. Не произошло существенных сдвигов в упрощении налогового учета, улучшении взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками.
Основные задачи бюджетной политики на 2005 год и среднесрочную перспективу
Бюджетная политика призвана
способствовать эффективному решению
важнейших социально-
Важнейшей задачей бюджетной политики остается обеспечение общей макроэкономической сбалансированности. Основные параметры бюджета должны обеспечивать:
гарантированное исполнение заложенных в бюджет обязательств;
связывание избыточной денежной ликвидности;
последовательное сокращение расходов на обслуживание государственного долга с учетом приходящегося на 2005 год значительного объема платежей по внешнему долгу.
В этих условиях использование
средств Стабилизационного
Акценты бюджетного процесса необходимо перенести с управления затратами на управление результатами. Бюджет следует формировать, исходя из целей и планируемых результатов государственной политики, а бюджетные ассигнования должны иметь четкую привязку к государственным функциям.
В этих целях необходимы действия по следующим направлениям.
Первое. Реформа бюджетной классификации и бюджетного учета.
На федеральном уровне
должны определяться лишь основные, обязательные
для всех уровней бюджетной системы
позиции экономической и
Второе. Упорядочение процедур
составления и рассмотрения бюджета,
включая аналитическое
Действующие обязательства подлежат безусловному включению в расходную часть бюджета, если не принято решение об их отмене или приостановлении. Новые расходные обязательства могут приниматься лишь при наличии соответствующих финансовых возможностей на весь период их действия и при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности. Это позволит упростить процедуру рассмотрения бюджета, повысит степень прогнозируемости всей системы бюджетирования, обеспечит определенность в финансировании долгосрочных программ и проектов.
Третье. Повышение роли перспективного финансового плана в бюджетном процессе.
Начиная с 2006 года этот документ должен утверждаться Правительством Российской Федерации. Это позволит расширить горизонт планирования, повысить предсказуемость бюджетной политики и качество подготовки бюджета, создать стимулы для оптимизации бюджетных расходов.
Четвертое. Распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных перед ними целей, в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.
Это предполагает расширение
самостоятельности
Пятое. Четкое определение показателей результативности деятельности федеральных государственных органов.
Шестое. Ориентация федеральных
целевых программ на решение крупных
и требующих длительных сроков реализации
инвестиционных, научно-технических
и структурных проектов межотраслевого
характера с четко
Необходимо ввести в
практику формирование ведомственных
целевых программ. В эти программы
целесообразно перенести
Седьмое. Создание новой
нормативной базы и обеспечение
четкого соблюдения правил государственных
закупок, распространяемых на все осуществляемые
в интересах государства
На 2005 год планируется
изменение налогового законодательства,
предусматривающее централизаци
После одобрения Государственной
Думой Федерального Собрания Российской
Федерации законодательных
В целях повышения эффективности государственных расходов Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 мая 2004 г. № 249 “О мерах по повышению результативности бюджетных расходов“, которым одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах.
Начиная с формирования проекта федерального бюджета на 2005 год, бюджетному процессу на всех стадиях будет сопутствовать системная оценка планов и показателей работы всех органов исполнительной власти, при этом повышение самостоятельности бюджетополучателей в распоряжении средствами должно сопровождаться ростом их ответственности за результаты работы.
Тем же постановлением Правительства Российской Федерации одобрена новая бюджетная классификация, необходимая для осуществления намеченных реформ.
Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации предлагается при определении рекомендуемых федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг установить уровень оплаты населением жилья и коммунальных услуг в размере 100%, а максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг – в размере 22 процентов.
В 2005 году отменяются жесткие требования по установлению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления будут не только самостоятельно решать вопросы по определению уровня оплаты труда, в том числе – по различным категориям отраслей и должностей, но и не зависеть от решений Федерального центра по срокам и темпам повышения этих расходов.
Будут переведены в денежную форму льготы для федеральных государственных служащих и сотрудников силовых ведомств по бесплатному проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) путем повышения размеров надбавок к оплате труда.
С 2005 года в соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 “О мерах по повышению результативности бюджетных расходов“ средства финансовой помощи и бюджетных компенсаций из федерального бюджета будут предоставляться в рамках нового раздела расходов “Межбюджетные трансферты“, который состоит из подразделов “Финансовая помощь бюджетам других уровней“, “Фонды компенсаций“, “Фонд регионального развития“ и “Трансферты внебюджетным фондам“
В целом раздел “Межбюджетные трансферты“ в части средств, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам, сформирован на основе соответствующих расходов федерального бюджета с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства, а также необходимости повышения результативности решения задачи обеспечения текущих задач территориальных бюджетов. Основу раздела, как и в предшествующие годы, составляют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.
Федеральный фонд финансовой
поддержки субъектов Российской
Федерации (ФФПР) сформирован в объеме
189 875 735 тыс. рублей исходя из объема ФФПР,
утвержденного Федеральным
Распределение средств ФФПР между субъектами Российской Федерации с целью повышения доходов наименее обеспеченных регионов будет произведено в соответствии с методикой, которую предусматривается утвердить постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с новым
бюджетным законодательством
Как и в предшествующие годы, распределение ФФПР будет осуществлено на основе сопоставления налогового потенциала регионов с учетом различий в стоимости предоставления населению бюджетных услуг по субъектам Российской Федерации.
Для повышения качества оценки доходных возможностей консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в Методику распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации предполагается внесение необходимых изменений, позволяющих использовать оперативные данные статистической отчетности – объема промышленного производства. Кроме того, в целях упрощения методологии распределения средств данного фонда предлагается существенное сокращение количества используемых показателей, что обеспечит повышение прозрачности расчетов и, как следствие, получаемых результатов выравнивания бюджетной обеспеченности.
В 2005 году предусматривается повысить эффективность выравнивания бюджетной обеспеченности при сохранении стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации к развитию собственной налоговой базы. В этих целях первая часть финансовой помощи будет распределяться таким образом, чтобы гарантировать минимальный уровень доходов регионов с наименьшим уровнем социально-экономического развития. При этом, выравнивание будет производиться пропорционально отставанию показателя бюджетной обеспеченности этих субъектов Российской Федерации от заданного для данной группы регионов уровня.
Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы РФ