Консолидированный бюджет субъектов федерации:сущность,функции и структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 17:47, реферат

Описание работы

Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов Федерации.
Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов Федерации и населением, живущим на территории данного субъекта Федерации, а также хозяйствующими субъектами.

Содержание работы

Введение
1. Консолидированный бюджет субъекта федерации в структуре бюджетной системы России
1.1 Основы бюджетного устройства Российской Федерации
1.2 Сущность, структура и функции консолидированного бюджета субъекта федерации
2. Консолидированный бюджет субъекта федерации и бюджетный федерализм. Налоги в системе источников формирования доходов консолидированного бюджета региона
2.1 Особенности консолидированного бюджета субъекта федерации в системе бюджетного федерализма России
2.2 Доходы консолидированного бюджета субъекта федерации как объект планирования и управления
3.Примеры по Тюменской области.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.05 Кб (Скачать файл)

В сегодняшних быстроменяющихся условиях планирование можно классифицировать как достаточно рискованный вид деятельности. Дело в том, что доходы бюджета в момент их осуществления могут существенно отличаться от предполагаемых плановых значений. Поток поступлений не может быть спланирован вполне точно, поскольку нет и не может быть полной определенности относительно будущего. И чем продолжительнее плановый период (а это, к примеру, неминуемо при переходе к среднесрочному бюджетному планированию), тем ниже степень определенности и выше риск наступления непредвиденных событий.

Сказанное выше, подчеркивает актуальность изучения доходов как объекта бюджетирования. Для повышения эффективности бюджетного планирования необходимо иметь представление, насколько данный объект стабилен, предсказуем, управляем; какие события могут негативно повлиять на поступление доходов бюджета и как эти события можно предупредить. Другими словами, необходимо иметь представление о рисках, возникновение которых возможно как в ближайшем, так и в отдаленном будущем.

В общем объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов федерации стабильно мал вес доходов, которые региональные и местные власти непосредственно извлекают от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. При этом следует отметить, что величина доходов от имущества находится в прямой зависимости от профессиональных навыков и предприимчивости собственника. Данное обстоятельство позволяет классифицировать данный подвид доходов бюджета как достаточно управляемый, причем прирост доходов может быть, вполне обеспечен в краткосрочной перспективе.

С налоговыми доходами ситуация диаметрально противоположная. Установление новых видов налогов, их отмена или изменение относятся к полномочиям федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Полномочия законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по формированию налоговых доходов соответствующих бюджетов ограничиваются введением на своей территории региональных и местных налогов и сборов в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством.

При этом перечень региональных и местных налогов невелик, более того на протяжении последних лет он в основном сокращался, что привело к снижению поступлений как в целом по региональным и местным налогам и сборам, так и в каждой группе отдельно. В некоторых регионах этому "способствовали" отмены: налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налога с продаж и вместе с ним целого ряда местных налогов и сборов; выбытие из состава региональных единого налога на вмененный доход. Кроме того, принимая решение о повышении ставок по региональным и местным налогам, региональным и местным властям необходимо учитывать, что ставки налогов не должны превышать некий разумный максимум, за которым следует регрессия хозяйства и уклонение от уплаты налога.

Очевидно, что обеспечить рост поступлений обязательных платежей в консолидированный бюджет субъекта можно не через увеличение налоговой нагрузки на экономику, а за счет мероприятий по повышению уровня собираемости налогов.

Практика показала, что положительное влияние на повышение уровня собираемости налоговых доходов оказали меры по реструктуризации накопившейся налоговой задолженности по платежам в бюджеты всех уровней в соответствии с порядком, установленным правительством Российской Федерации, поскольку основным условием для осуществления такой реструктуризации является своевременная и полная уплата налогоплательщиком текущих налоговых платежей.

Замечено, что общеэкономическая ситуация по-разному влияет на поведение налогов. Так, поступления косвенных налогов по сравнению с прямыми налогами оказывается более устойчивым к экономическим неурядицам. В этом плане формирование бюджета за счет прямых и косвенных налогов на паритетных началах было бы своего рода гарантией большей устойчивости бюджета в чрезвычайных случаях, обусловленных неблагоприятной экономической ситуацией.

Как показал анализ внутри группы прямых налогов, поступления, приносимые имущественными налогами, более стабильны по отношению к поступлениям от подоходных налогов. Причина кроется в том, что величина доходов юридических и физических лиц во многом предопределяется текущей макроэкономической ситуацией, складывающейся под воздействием экономической политики центрального правительства. Кроме того, наличие различных легальных схем оптимизации налога на прибыль организаций позволяет налогоплательщикам размещать центры прибыли на любой территории, выбранной по собственному усмотрению. В складывающейся ситуации региональные власти по большому счету не в состоянии влиять на положение вещей.

Итак, в силу ряда факторов региональные власти нередко оказываются лишенными возможности контролировать будущее либо имеют весьма ограниченные для этого полномочия. Тем не менее, бюджеты должны быть сверстаны, законодательно утверждены и действия по их исполнению осуществлены. А положительный эффект этой работы может быть достигнут только в результате комплексной оценки планового периода, в том числе путем выявления вероятных рисков, способных негативно сказаться на доходах бюджета, и разработки мероприятий по их предупреждению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Примеры по Тюменской области

Состояние консолидированного бюджета на 1 мая 2013 года.

Было потрачено:

  • на образование  9 млрд 28 млн рублей
  • на  здравоохранение  5 млрд 225 млн рублей
  • на транспорт, дорожное хозяйство  4 млрд 509 млн рублей
  • социальную политику  4 млрд 710 млн рублей
  • Затраты на культуру, спорт, сельское хозяйство и ЖКХ составили около 1,5 млрд рублей по каждому направлению.  

Расходы консолидированного бюджета на 1 августа 2013 года составили 70 млрд 649 млн рублей.

  • На здравоохранение было направлено 8 млрд 908 млн рублей
  • на образование – 16 млрд 496 млн рублей
  • на соцполитику – 9 млрд 611 млн рублей
  • на культуру, кинематографию – 2 млрд 588 млн рублей
  • на сельское хозяйство и рыболовство – 3 млрд 377 млн рублей
  • на транспорт и дорожное хозяйство – 14 млрд 403 млн рублей
  • на ЖКХ – 3 млрд 302 млн рублей
  • на физкультуру и спорт – 2 млрд 224 млн рублей.

 

Зафиксировано снижение перечислений в консолидированный бюджет РФ в 1,3 раза по сравнению с 2012 годом – до 73,5 млрд рублей против 96,8 млрд рублей. Как сообщает «Интерфакс»

  • в федеральный бюджет перечислено 16,48 млрд рублей (снижение на 47%)
  • в территориальный – 57,7 млрд рублей (снижение на 13%).

 

Без учета нефтегазовых доходов поступления в консолидированный бюджет РФ составили 69,66 млрд рублей (снижение на 7%), из них в:

  • федеральный бюджет – 12,59 млрд рублей (рост на 35%)
  • в территориальный – 57,7 млрд рублей (снижение на 13%).

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время консолидированный бюджет Российской Федерации в целом, а также субъектов федерации в частности, почти не имеют активных функций в финансовой политике и финансовом механизме, в виду того, что это скорее аналитическая, статистическая категория, но не реальный фонд денежных ресурсов, и не финансовый инструмент.

Консолидированный бюджет не может служить предметом сравнительного анализа регионов, поскольку не отражает экономического состояния этих регионов, а определяет изъятую государством часть национального дохода -- ведь не за счет роста налогов увеличивается богатство территории.

Консолидированный бюджет не подлежит утверждению в законодательном порядке, а представляет собой лишь информационную базу для корректировки бюджетной политики соответствующего региона.

На наш взгляд, для повышения устойчивости всей системы бюджетного федерализма необходимо развивать функции консолидированного бюджета Российской Федерации и соответственно консолидированных бюджетов субъектов федерации.

Считаем, что необходимо терминологически более четко разделить понятия «бюджет субъекта РФ» и «консолидированный бюджет субъекта РФ» с тем, чтобы первый термин не применялся в значении второго. В этой связи уместно однозначно называть бюджеты субъектов РФ территориальными или региональными, а сводные бюджеты - консолидированными бюджетами субъектов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации: Новая редакция (вступает  в силу с 1 января 2008 года). Особенности  применения при формировании  бюджетов на 2006-2008 годы. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - 302 с.

2. Литовченко В.П., Соловьёв В.И. Финансы  и кредит. Часть 1. Государственные  финансы. Рабочая тетрадь студента / Под редакцией В.П. Литовченко. - М.: Национальный институт "Высшая  школа управления", 2006. - 197 с.

3. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во  ТРТУ, 2008. - 135 с.

4. http://fedpress.ru/news/econom/budget/1377059659-raskhody-konsolidirovannogo-byudzheta-tyumenskoi-oblasti-prevysili-dokhody-na-8-milliardov.

5. http://q99.it/UJm6xRo

 

 

 

 

 


Информация о работе Консолидированный бюджет субъектов федерации:сущность,функции и структуры