Конституционное право РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении особенностей реализации конституционного права в Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели представляется необходимым решение ряда задач:
- рассмотреть понятие и предмет конституционного права;
- изучить конституционно-правовые нормы и институты;
- выявить особенности функционирования институтов конституционного права;
- определить препятствия на пути стабилизации регулирования институтов конституционного права.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….............................3
1 Общая характеристика конституционного права в России………....................5
1.1 Понятие и предмет конституционного права…………………………...........5
1.2 Конституционно-правовые нормы и институты…………………...….…....10
2 Тенденции и проблемы развития институтов конституционного права в России…………………………………………………………………………………….15
2.1 Особенности функционирования институтов конституционного права.....15
2.2 Препятствия на пути стабилизации регулирования институтов конституционного права………………………………………………...……...….…....20
Заключение…………………………………………………………………….......25
Глоссарий………………………………………………………….........................27
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

захарова.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования; компетенцию; формы деятельности; издаваемые ими акты, систему местного самоуправления. Посредством такой правовой регламентации обеспечивается система управления обществом, определяются основные организационные структуры, задействованные в процессе реализации социально значимых функций общества.5

Поскольку одну из незыблемых основ конституционного строя России составляет народовластие - главный фактор, обеспечивающий формирование политического единства общества, конституционное право призвано регулировать отношения, связанные с системой всех представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, итоги исследования первого параграфа позволяют сделать следующий вывод. Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное единство общества, т.е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, система органов, система органов местного самоуправления. Предмет - система общественных отношений, подлежащих конституционно-правовому регулированию. Конституционное право регулирует систему связей в отношениях: общество - государство - коллектив - личность.

1.2 Конституционно-правовые  нормы и институты

 

Познание любой отрасли права немыслимо без уяснения особенностей составляющих ее правовых норм. Следует иметь в виду, что конституционно-правовым нормам свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам безотносительно к их отраслевой принадлежности. Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете, определяются предметом самой отрасли. По сравнению с нормами других отраслей права их отличают следующие черты.6

1. Содержание, т.е. сфера общественных отношений, на регулирование которых они направлены.

2. Источники, в которых они выражены (приложение Б). Основополагающие, наиболее значимые нормы выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей правовой системе, - в Конституции Российской Федерации.

3. Своеобразие вида норм. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, а не конкретно регулирующего характера. К таким нормам относятся нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-декларации и т.п. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов. Примером такой декларативной нормы может быть ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».7 Эта норма не может быть предъявлена в суде кем-либо для защиты своих требований. Но она важна как указание государству, его должностным лицам постоянно помнить о приоритете человека по отношению к ним.

4. Учредительный характер содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первично устанавливают обязательный для создания всех правовых норм других отраслей порядок: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

5. Особый механизм реализации. Из многих конституционно-правовых норм вытекают не конкретные правоотношения, а особого вида отношения общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).

6. Специфический характер субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Среди таких особых субъектов можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы. В других отраслях права таких субъектов, как правило, нет.

7. Особенности структуры. Для конституционно-правовых норм нехарактерна трехчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Присутствует обычно диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.

Обладая специфическими чертами по сравнению с правовыми нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны, отличаются друг от друга по многим признакам. Для правильного применения нормы необходимо ее всесторонне проанализировать, выявить присущие ей особенности, характер связей с другими нормами. При этом важное значение имеет вопрос о квалификации конституционно-правовых норм.

Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям.8

1. По содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, в которых выражаются основы конституционного строя, другие - с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с системой органов государства. Внутри этих наиболее крупных группировок норм по содержанию выделяются, в свою очередь, и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений.

2. По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, место правовых актов данного вида в общей системе права, а также разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые нормы выражены в конституционных актах, и они обладают высшей юридической силой.

Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные законы и федеральные законы. На их основе издаются все другие правовые акты. От уровня юридической силы нормы зависит та юридическая база, на основе которой формируется ее содержание. Этот же фактор определяет и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их соотношение.

3. По территории действия. По этому признаку различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации или в отдельных республиках, областях и других субъектах федерации, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.

4. По характеру содержания предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Предписания, содержащиеся в норме, могут носить различный характер, определять в своеобразной форме права и обязанности субъектов, возникающие на основе правовых отношений. На основании критерия такого рода различают нормы управомачивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомачивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки полномочий субъектов.

Такой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов. В качестве управомачивающих норм могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Хотя они и содержат установления, сформулированные в самой общей форме, обращены к неопределенному кругу субъектов, но вместе с тем их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий. Это оформляется обычно в правовых установлениях такого рода: «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п. Определение вида нормы по характеру содержащегося предписания важно при ее применении для точного понимания содержащегося в ней предписания.

5. По степени определенности. Различают императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них однозначно определяется вариант поведения субъекта в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные нормы предусматривают возможность выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

6. По назначению в механизме правового регулирования. Принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного и гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако применение многих норм данной отрасли сопряжено с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.

Если материальные нормы предусматривают содержание действия по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет порядок, в котором она должна быть реализована, организацию работы представительных органов, процедуру принятия законов и иных актов. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов представительных органов государственной власти, о проведении референдумов. В зависимости от целей, которые стоят при применении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с другими родственными ей нормами.9

В качестве конституционно-правового института рассматриваются нормы, устанавливающие основы конституционного строя, статуса человека и гражданина и другие комплексы норм, выступающие как главные части системы отрасли, ее элементы. Высказываются суждения, что только такие комплексы норм, составляющие основные структурные подразделения отрасли, можно именовать институтами. Однако, поскольку в правовой теории и практике не сложилось другого понятия, предназначенного для обозначения более узкого круга взаимосвязанных норм (а такое определение необходимо), то применяется и расширительное толкование, и использование понятия правового института. Так, можно говорить об институте гражданства, хотя входящие в него нормы являются составной частью института основ правового статуса личности.

В правовом институте объединяются нормы самого различного вида с учетом той их классификации, которая была изложена выше. В него могут входить и нормы Конституции Российской Федерации, и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие различной юридической силой. В его составе могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания, по другим признакам.

Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, так как не каждая отдельная норма проявляет свойства, присущие институту в целом.

2 Тенденции и проблемы развития институтов конституционного права в России

 

2.1 Особенности функционирования  институтов конституционного права

 

Сама постановка вопроса об институтах конституционного права, тенденциях их развития приобрела актуальность в связи со становлением в нашей стране начал конституционализма на основе принятой в 1993 г. Конституции Российской  Федерации (Приложение В). Дух свободы, изначально воплощенный в демократическом устройстве государства и правовых нормах, придал необходимый социальный смысл институтам конституционного права. Они перестали быть исключительно формами легитимации власти и в определенной мере стали важными каналами воздействия на нее общества, в том числе со стороны отдельных социальных групп и индивидов.

За прошедшие годы сложилась система законодательного регулирования этих институтов, сформировалась соответствующая правоприменительная практика. Однако современная конституционно-правовая реальность неоднозначна. Как отмечает Председатель Конституционного Суда РФ Зорькин В.Д., «в этой реальности налицо множество разрывов между оболочками - формами властных, социальных и других институтов, с одной стороны, и содержательным наполнением этих институтов - с другой. Множество разрывов между формой и содержанием, между должным и существующим, между правом как должным и политикой в ее фактическом многообразии».10 Изучение темы институтов конституционного права, их развития нацеливает на выявление этих противоречий, оценку их последствий для развития конституционного права и в целом всей правовой системы страны.

Проблематика институтов конституционного права, их правовой природы и особенностей не являлась предметом специальных исследований в российской юридической литературе. Как правило, эти вопросы рассматривались либо в контексте общей системы российского конституционного права, в связи с чем выявлялась принадлежность тех или иных правовых институтов к отрасли конституционного права, либо исследовались свойства отдельных институтов конституционного права.

Между тем для понимания общих закономерностей развития конституционного права необходимо углубленное изучение самого понятия «институт конституционного права». Это важно в силу того, что в рамках институтов конституционного права происходит актуализация важнейших проблем, стоящих перед государством и обществом, и их решение посредством методов, присущих конституционному праву. В этом смысле в рамках конституционных институтов реализуется технология конституционно-правового регулирования. Любые серьезные изменения конституционного законодательства неизбежно связаны с изменением системы институтов конституционного права либо корректировкой их содержания. Поэтому чтобы оставаться на почве объективных критериев оценки законодательной деятельности в сфере конституционного права, необходимо иметь четкое представление о правовой природе, логике развития и функционирования институтов конституционного права.

Информация о работе Конституционное право РФ