Кредитование малого и среднего бизнеса в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Развитие рыночной экономики предполагает формирование предпринимательства и воспитание предпринимателя. Решить эту задачу, сопряженную с преодолением довольно серьезных трудностей и психологических преград, непросто. Экономическая реформа, проводимая в Казахстане, открыла новые перспективы для развития предпринимательства. Социально - экономическое значение предпринимательства возрастает в силу того, что оно придает рыночной экономике:
- гибкость;
- способствует привлечению финансовых и производственных ресурсов населения, несет в себе антимонопольный потенциал;
- создает предпосылки для прорыва по ряду направлений научно-технического прогресса;
- во многом решает проблемы занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

Файлы: 1 файл

кредитование малого и среднего бизнеса.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

В апреле-мае 2008 года Центром изучения общественного мнения (ЦИОМ) по заказу Ассоциации «Форум предпринимателей Казахстана» было проведено исследование среди предпринимателей в Акмолинской, Костанайской, Карагандинской областях и в г. Астане. В задачи исследования входило получение информации, мнений, отношений предпринимателей региона по разным аспектам предпринимательства, в том числе и по отношению доступа к финансовым инструментам, кредитам.

По результатам исследования было выявлено, что в течение последних  двенадцати месяцев примерно половина предпринимателей (48 % в Астане, 45 % в Костанае, 41 % в Караганде, 55 % в Кокшетау) обращались в коммерческие банки для получения кредитов; 36 % респондентов, или 77 % от числа обратившихся, получили его. Такой показатель, как соотношение получивших к обратившемся, в Астане составил 77 %, в Костанае – 69 %, в Караганде – 88 %, в Кокшетау – 74 %.

В таблице 8 отражена степень доступности банковских кредитов для разных предпринимателей.

 

Таблица 6. Оценка доступности банковских кредитов для разных предпринимателей

 

Доступны

Скорее доступны, чем нет

Скорее не доступны, чем доступны

Не доступны

Затруднились ответить

Для вас лично

44,5 %

30,8 %

10,8 %

8,8 %

5,3 %

Для начинающих предпринимателей

16,0 %

21,8 %

27,5 %

23,8 %

11,0 %

Для малого Бизнеса

25,0 %

42,8 %

12,5 %

8,5 %

11,3 %

Для среднего Бизнеса

43,3 %

37,8 %

5,0 %

4,5 %

9,5 %

Для крупного Бизнеса

59,0 %

24,8 %

2,3 %

4,0 %

10,0 %


 

В целом, примерно 75 % респондентов считают, что для них банковские кредиты доступны. Лишь в начале предпринимательской деятельности доступ к кредитам ограничен. По мнению 51 % респондентов кредиты недоступны для начинающих предпринимателей.

В таблице 9 отражена приемлемость различных характеристик банковских кредитов для предпринимателей.

 

 

Таблица 7. Оценка приемлемости характеристик банковских кредитов

Оцените приемлемость требований и характеристик выдачи банковских кредитов лично для себя.

 

Совсем не приемлемо

Скорее не приемлемо

Скорее приемлемо

Приемлемо

Сумма кредита

6,8 %

15,3 %

43,0 %

34,9 %

Срок кредита

6,8 %

16,6 %

44,7 %

31,9 %

Процентная ставка

21,1 %

39,4 %

23,6 %

11,8 %

Размер залога

21,6 %

37,9 %

20,4 %

20,1 %

Оценка стоимости залога

25,1 %

41,7 %

19,1 %

14,1 %

Процедура выдачи кредита

11,6 %

34,4 %

32,9 %

21,1 %


 

Согласно результатам исследования, сумма и срок кредита не вызывают нареканий со стороны предпринимателей малого и среднего бизнеса. Наибольшей критике подвергается оценка стоимости  залога, его размер и процентная ставка по кредиту.

Но не смотря на то, что коммерческие банки являются основным источником заёмных финансовых средств, такую возможность малому и среднему бизнесу представляют также специализированные финансовые и инвестиционные организации. По мнению респондентов, их существование оправдано и необходимо. В отношении микрокредитных организаций так считают 69 % опрошенных, Инвестиционного фонда Казахстана – 80 %, Банка Развития Казахстана – 82 %. Опыт взаимодействия с государственными институтами развития имеют лишь 16 % опрошенных предпринимателей, в том числе 11 % - положительный и 5 % - отрицательный; 15 % предпринимателей не знали, что в эти организации можно обратиться, 69 % осведомлены о существовании этих организаций, но не имели никакого опыта взаимодействия с ними.

О значении разных источников финансовых средств говорит  распределение ответов на вопрос, каким из них в случае необходимости  попытаются воспользоваться предприниматели: 79 % опрошенных предпринимателей собираются прибегнуть к личным сбережениям, 51 % попросят деньги взаймы у друзей и родственников, 48 % попытаются получить банковский кредит, 29 % - кредит микрокредитных организаций, 38 % - кредит Банка Развития Казахстана, 26 % - средства Инвестиционного фонда Казахстана.

Итак, изучив точку  зрения предпринимателей, необходимо ознакомиться со взглядом на процесс  кредитования субъектов малого и среднего бизнеса самих коммерческих банков.

 

    1.  Анализ банковского участия в кредитовании малых и средних предприятий на примере АО «Народный банк Казахстана»

 

Проведем анализ кредитования субъектов малого и  среднего бизнеса банками второго  уровня на примере АО «Народный банк Казахстана» и рассмотрим этот процесс  с позиции конкретного коммерческого  банка.

Осуществляя финансирование малого и среднего бизнеса и строя свою внутреннюю политику на определенных принципах, банк определяет некоторые приоритеты в своей кредитной деятельности. Понимая всю важность работы с крупными корпоративными клиентами, менеджмент банка в то же время отдает отчет о невозможности достижения доходности банка без привлечения средних корпоративных клиентов и создания из их числа надежной клиентской базы. Данная задача обусловлена размерами банка, без ориентации на среднего корпоративного клиента региональная сеть банка не может быть доходной. Основными направлениями работы с такими клиентами является предоставление им всего спектра банковских услуг на стандартных условиях. Что касается работы с малым бизнесом, с учетом перспектив банк не может оставить вне зоны своих приоритетов малый бизнес. Имея широкую региональную сеть и традиционно сильные позиции в розничном бизнесе, банк в состоянии произвести привлечение и отбор наиболее жизнеспособных субъектов малого предпринимательства и предложить им соответствующий спектр услуг. Работу с малым бизнесом банк строит на основе различного рода кредитных программ. При этом банк по возможности принимает участие в программах, направленных на поддержку малого бизнеса государством и международными финансовыми институтами.

Кредитование фермерских хозяйств и предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность в сельской местности, проводится АО «Народный банк Казахстана» по таким программам как /15.C.467/:

- Проект «Постприватизационной поддержки сельского хозяйства» (ППСХ);

- Программа «Малый и средний агробизнес» (МиСАБ)

- Программа «Софинансирование» (СОФ).

Целью проекта ППСХ является ускорение  коммерциализации сельскохозяйственных предприятий в Акмолинской и  Алматинской областях.

Займ, предоставляемый финансовому  учреждению, подлежит финансированию в направлении земледелия и прочей аграрной деятельности, такой как агропереработка, агрослужбы, которые непосредственно связаны с сельскохозяйственными предприятиями, получающими субкредиты в рамках данного проекта, а также нефермерской коммерческой деятельности в сельских районах, включающей поставку, торговлю, прокат оборудования и предоставление таких услуг, как кафе, мелкая торговля, аптеки и т.д. При этом следует учесть, что кредитные ресурсы не могут быть использованы на цели финансирования покупки или аренды земли, строительства или ремонта жилых зданий или рефинансирования долга. В настоящее время было принято положение от Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) об открытии кредитной линии для производителей сельскохозяйственной продукции, которые отвечают требованиям ЕБРР. Основными условиями данной кредитной линии являлись следующие элементы:

- Предоставление кредитной линии – производителям сельско- хозяйственной продукции, использующих зерно (урожай масличных, зерновых и бобовых культур) для потребления населением, или будущего посева, либо для выращивания скота или для технических целей, хранящиеся как залог в Государственных хранилищах, имеющие лицензию Министерства сельского хозяйства;

- Сумма и валюта – 5 млн. долларов США;

- Процентная ставка – ЛИБОР + 3,5 %;

- Дата определения процентов – на месячной основе;

- Организационная комиссия – 1 %

- Минимальная сумма выплаты по кредиту – 500 тыс. долларов США;

- Проценты в случае дефолта – 2 % годовых сверх процентной ставки плюс стоимость финансирования просроченной суммы;

- Комиссия за неиспользованную часть кредитной линии – 0,5 % годовых от невыплаченной суммы кредита, начиная с 30-го дня после заключения Кредитного соглашения;

Учитывая условия финансирования малого и среднего бизнеса, требованиями по залогу являются земельный участок (за исключением сельскохозяйственных угодий): право собственности (пользования), площадь, тип (пашня, сенокос), обводненность, здания и сооружения, участвующие в производственном процессе, вспомогательные здания и сооружения (склады, дороги, передаточные устройства), незавершенное капитальное строительство, объекты социально-культурной сферы, рабочие машины, вычислительная техника, силовое оборудование, металлорежущие станки, электронное оборудование, автотранспорт, производственный инвентарь, прочее.

Перечень основных документов, представляемых для проведения правовой экспертизы и оценки имущества, предлагаемого  в залог, состоит из акта на право  собственности на земельный участок; договора купли-продажи земельного участка; платежного документа об оплате права собственности на земельный участок; расчета стоимости земельного участка; справки об отсутствии задолженности по налогу на землю /15.C.468/.

Далее приведем методику расчета оценки финансового состояния заемщика АО «Народный банк Казахстана». В качестве наглядного примера рассчитаем согласно методике кредитоспособность заемщика – субъекта малого предпринимательства ТОО «Тритон» – действующей карагандинской фирмы. Все финансовые показатели, представленные в Приложении 2 и на основании которых будет проводиться расчет параметров, являются достоверными.

Данная система скоринга разработана  для определения уровня финансового  положения корпоративных заемщиков  АО «Народный банк Казахстана» в целях установления их класса, в соответствии с утвержденными 16 ноября 2002 года Правлением Национального банка РК Правилами классификации активов, условных обязательств и создания провизий против них, с отнесением их к категории сомнительных и безнадежных.

Оценка производится на основе балансового отчета (прил. 1), отчета о доходах и расходах (прил. 2), отчета о движении денежных средств (прил. 3), а также первичной  документации предприятия.

  1. При оценке скоринга используются пять параметров, характеризующих финансовую деятельность заемщика.
  2. Исходные данные определяются на основе бухгалтерской отчетности заемщика, первичной финансовой документации предприятия.
  3. Каждому оценочному параметру присваивается соответствующий балл, устанавливаемый экспертным или расчетным путем, и устанавливается вес значимости.
  4. Скоринг рассчитывается как сумма произведений баллов и соответствующих весов. Полученное значение находится в интервале между нулем и единицей, то есть не требует нормировки.
  5. Полученное значение используется для определения уровня финансового состояния предприятий и присвоения соответствующего балла по данной категории, который в дальнейшем принимает участие в процессе установления класса заемщиков.

Расчет параметров.

Динамика изменения финансовых показателей.

Данный анализ производится на базе следующих показателей:

1. «Изменение  отношения затрат на производство  к выручке от реализации» вычисляется  по следующей формуле:

 

     (1)

 

В нашем случае в данную формулу  подставляем следующие значения:

 

    (2)

 

Значение данного коэффициента нормируется следующим образом:

 

Значение показателя (доли)

Балл

Ниже -20 %

1

От -20 % до -5 %

В зависимости  от полученного значения осуществляется пропорциональный перенос его на диапазон между 0,8 и 1

От -5 % до 5 %

В зависимости  от полученного значения осуществляется пропорциональный перенос его на диапазон между 0,2 и 0,8

От 5 % до 20 %

В зависимости  от полученного значения осуществляется пропорциональный перенос его на диапазон между 0 и 0,2

Свыше 20 %

0


 

Как видим, рассчитанное нами значение попадает в диапазон свыше 20 %. Соответственно балл, который необходимо присвоить при данном значении, будет равен 0.

  1. «Изменение стоимости основных средств» вычисляется по формуле:

 

       (3)

 

где ОСпред, ОСнаст - стоимость основных средств за предыдущий завершенный финансовый год и на дату анализа соответственно.

Подставив в  формулу (18) значения ТОО «Тритон», получим  следующее выражение:

 

 ( (999(99

 

В соответствии с характером изменения показателю присваивается балл

 

Значение показателя

Балл

Уменьшение

0,5

Без изменения

0,75

Увеличение

1


 

При этом переоценка в качестве изменений не учитывается.

Подставив в  оценочную таблицу полученное нами значение, приходим к выводу, что  изменения стоимости основных средств за анализируемый период не произошло. Поэтому присваиваем балл, равный 0,75.

  1. «Изменение собственного капитала» за последний период вычисляется по следующей формуле:

 

       (4)

 

где СКпред, СКнаст - величина собственного капитала за предыдущий завершенный финансовый год и на дату анализа соответственно.

Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнеса в развитии экономики