Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:15, курсовая работа
Развитие рыночной экономики предполагает формирование предпринимательства и воспитание предпринимателя. Решить эту задачу, сопряженную с преодолением довольно серьезных трудностей и психологических преград, непросто. Экономическая реформа, проводимая в Казахстане, открыла новые перспективы для развития предпринимательства. Социально - экономическое значение предпринимательства возрастает в силу того, что оно придает рыночной экономике:
- гибкость;
- способствует привлечению финансовых и производственных ресурсов населения, несет в себе антимонопольный потенциал;
- создает предпосылки для прорыва по ряду направлений научно-технического прогресса;
- во многом решает проблемы занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.
В апреле-мае 2008 года Центром изучения общественного мнения (ЦИОМ) по заказу Ассоциации «Форум предпринимателей Казахстана» было проведено исследование среди предпринимателей в Акмолинской, Костанайской, Карагандинской областях и в г. Астане. В задачи исследования входило получение информации, мнений, отношений предпринимателей региона по разным аспектам предпринимательства, в том числе и по отношению доступа к финансовым инструментам, кредитам.
По результатам исследования было выявлено, что в течение последних двенадцати месяцев примерно половина предпринимателей (48 % в Астане, 45 % в Костанае, 41 % в Караганде, 55 % в Кокшетау) обращались в коммерческие банки для получения кредитов; 36 % респондентов, или 77 % от числа обратившихся, получили его. Такой показатель, как соотношение получивших к обратившемся, в Астане составил 77 %, в Костанае – 69 %, в Караганде – 88 %, в Кокшетау – 74 %.
В таблице 8 отражена степень доступности банковских кредитов для разных предпринимателей.
Таблица 6. Оценка доступности банковских кредитов для разных предпринимателей
Доступны |
Скорее доступны, чем нет |
Скорее не доступны, чем доступны |
Не доступны |
Затруднились ответить | |
Для вас лично |
44,5 % |
30,8 % |
10,8 % |
8,8 % |
5,3 % |
Для начинающих предпринимателей |
16,0 % |
21,8 % |
27,5 % |
23,8 % |
11,0 % |
Для малого Бизнеса |
25,0 % |
42,8 % |
12,5 % |
8,5 % |
11,3 % |
Для среднего Бизнеса |
43,3 % |
37,8 % |
5,0 % |
4,5 % |
9,5 % |
Для крупного Бизнеса |
59,0 % |
24,8 % |
2,3 % |
4,0 % |
10,0 % |
В целом, примерно 75 % респондентов считают, что для них банковские кредиты доступны. Лишь в начале предпринимательской деятельности доступ к кредитам ограничен. По мнению 51 % респондентов кредиты недоступны для начинающих предпринимателей.
В таблице 9 отражена приемлемость различных характеристик банковских кредитов для предпринимателей.
Таблица 7. Оценка приемлемости характеристик банковских кредитов
Оцените приемлемость требований и характеристик выдачи банковских кредитов лично для себя. | ||||
Совсем не приемлемо |
Скорее не приемлемо |
Скорее приемлемо |
Приемлемо | |
Сумма кредита |
6,8 % |
15,3 % |
43,0 % |
34,9 % |
Срок кредита |
6,8 % |
16,6 % |
44,7 % |
31,9 % |
Процентная ставка |
21,1 % |
39,4 % |
23,6 % |
11,8 % |
Размер залога |
21,6 % |
37,9 % |
20,4 % |
20,1 % |
Оценка стоимости залога |
25,1 % |
41,7 % |
19,1 % |
14,1 % |
Процедура выдачи кредита |
11,6 % |
34,4 % |
32,9 % |
21,1 % |
Согласно результатам
Но не смотря на то, что коммерческие банки являются основным источником заёмных финансовых средств, такую возможность малому и среднему бизнесу представляют также специализированные финансовые и инвестиционные организации. По мнению респондентов, их существование оправдано и необходимо. В отношении микрокредитных организаций так считают 69 % опрошенных, Инвестиционного фонда Казахстана – 80 %, Банка Развития Казахстана – 82 %. Опыт взаимодействия с государственными институтами развития имеют лишь 16 % опрошенных предпринимателей, в том числе 11 % - положительный и 5 % - отрицательный; 15 % предпринимателей не знали, что в эти организации можно обратиться, 69 % осведомлены о существовании этих организаций, но не имели никакого опыта взаимодействия с ними.
О значении разных
источников финансовых средств говорит
распределение ответов на вопрос,
каким из них в случае необходимости
попытаются воспользоваться
Итак, изучив точку зрения предпринимателей, необходимо ознакомиться со взглядом на процесс кредитования субъектов малого и среднего бизнеса самих коммерческих банков.
Проведем анализ
кредитования субъектов малого и
среднего бизнеса банками второго
уровня на примере АО «Народный банк
Казахстана» и рассмотрим этот процесс
с позиции конкретного
Осуществляя финансирование малого и среднего бизнеса и строя свою внутреннюю политику на определенных принципах, банк определяет некоторые приоритеты в своей кредитной деятельности. Понимая всю важность работы с крупными корпоративными клиентами, менеджмент банка в то же время отдает отчет о невозможности достижения доходности банка без привлечения средних корпоративных клиентов и создания из их числа надежной клиентской базы. Данная задача обусловлена размерами банка, без ориентации на среднего корпоративного клиента региональная сеть банка не может быть доходной. Основными направлениями работы с такими клиентами является предоставление им всего спектра банковских услуг на стандартных условиях. Что касается работы с малым бизнесом, с учетом перспектив банк не может оставить вне зоны своих приоритетов малый бизнес. Имея широкую региональную сеть и традиционно сильные позиции в розничном бизнесе, банк в состоянии произвести привлечение и отбор наиболее жизнеспособных субъектов малого предпринимательства и предложить им соответствующий спектр услуг. Работу с малым бизнесом банк строит на основе различного рода кредитных программ. При этом банк по возможности принимает участие в программах, направленных на поддержку малого бизнеса государством и международными финансовыми институтами.
Кредитование фермерских хозяйств и предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность в сельской местности, проводится АО «Народный банк Казахстана» по таким программам как /15.C.467/:
- Проект «Постприватизационной поддержки сельского хозяйства» (ППСХ);
- Программа «Малый и средний агробизнес» (МиСАБ)
- Программа «Софинансирование» (СОФ).
Целью проекта ППСХ является ускорение коммерциализации сельскохозяйственных предприятий в Акмолинской и Алматинской областях.
Займ, предоставляемый финансовому учреждению, подлежит финансированию в направлении земледелия и прочей аграрной деятельности, такой как агропереработка, агрослужбы, которые непосредственно связаны с сельскохозяйственными предприятиями, получающими субкредиты в рамках данного проекта, а также нефермерской коммерческой деятельности в сельских районах, включающей поставку, торговлю, прокат оборудования и предоставление таких услуг, как кафе, мелкая торговля, аптеки и т.д. При этом следует учесть, что кредитные ресурсы не могут быть использованы на цели финансирования покупки или аренды земли, строительства или ремонта жилых зданий или рефинансирования долга. В настоящее время было принято положение от Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) об открытии кредитной линии для производителей сельскохозяйственной продукции, которые отвечают требованиям ЕБРР. Основными условиями данной кредитной линии являлись следующие элементы:
- Предоставление кредитной линии – производителям сельско- хозяйственной продукции, использующих зерно (урожай масличных, зерновых и бобовых культур) для потребления населением, или будущего посева, либо для выращивания скота или для технических целей, хранящиеся как залог в Государственных хранилищах, имеющие лицензию Министерства сельского хозяйства;
- Сумма и валюта – 5 млн. долларов США;
- Процентная ставка – ЛИБОР + 3,5 %;
- Дата определения процентов – на месячной основе;
- Организационная комиссия – 1 %
- Минимальная сумма выплаты по кредиту – 500 тыс. долларов США;
- Проценты в случае дефолта – 2 % годовых сверх процентной ставки плюс стоимость финансирования просроченной суммы;
- Комиссия за неиспользованную часть кредитной линии – 0,5 % годовых от невыплаченной суммы кредита, начиная с 30-го дня после заключения Кредитного соглашения;
Учитывая условия
Перечень основных документов, представляемых для проведения правовой экспертизы и оценки имущества, предлагаемого в залог, состоит из акта на право собственности на земельный участок; договора купли-продажи земельного участка; платежного документа об оплате права собственности на земельный участок; расчета стоимости земельного участка; справки об отсутствии задолженности по налогу на землю /15.C.468/.
Далее приведем методику расчета оценки финансового состояния заемщика АО «Народный банк Казахстана». В качестве наглядного примера рассчитаем согласно методике кредитоспособность заемщика – субъекта малого предпринимательства ТОО «Тритон» – действующей карагандинской фирмы. Все финансовые показатели, представленные в Приложении 2 и на основании которых будет проводиться расчет параметров, являются достоверными.
Данная система скоринга разработана
для определения уровня финансового
положения корпоративных
Оценка производится на основе балансового отчета (прил. 1), отчета о доходах и расходах (прил. 2), отчета о движении денежных средств (прил. 3), а также первичной документации предприятия.
Расчет параметров.
Динамика изменения финансовых показателей.
Данный анализ производится на базе следующих показателей:
1. «Изменение
отношения затрат на
(1)
В нашем случае в данную формулу
подставляем следующие
(2)
Значение данного коэффициента нормируется следующим образом:
Значение показателя (доли) |
Балл |
Ниже -20 % |
1 |
От -20 % до -5 % |
В зависимости от полученного значения осуществляется пропорциональный перенос его на диапазон между 0,8 и 1 |
От -5 % до 5 % |
В зависимости от полученного значения осуществляется пропорциональный перенос его на диапазон между 0,2 и 0,8 |
От 5 % до 20 % |
В зависимости от полученного значения осуществляется пропорциональный перенос его на диапазон между 0 и 0,2 |
Свыше 20 % |
0 |
Как видим, рассчитанное нами значение попадает в диапазон свыше 20 %. Соответственно балл, который необходимо присвоить при данном значении, будет равен 0.
(3)
где ОСпред, ОСнаст - стоимость основных средств за предыдущий завершенный финансовый год и на дату анализа соответственно.
Подставив в формулу (18) значения ТОО «Тритон», получим следующее выражение:
( (999(99
В соответствии с характером изменения показателю присваивается балл
Значение показателя |
Балл |
Уменьшение |
0,5 |
Без изменения |
0,75 |
Увеличение |
1 |
При этом переоценка в качестве изменений не учитывается.
Подставив в оценочную таблицу полученное нами значение, приходим к выводу, что изменения стоимости основных средств за анализируемый период не произошло. Поэтому присваиваем балл, равный 0,75.
(4)
где СКпред, СКнаст - величина собственного капитала за предыдущий завершенный финансовый год и на дату анализа соответственно.
Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнеса в развитии экономики