Очевиден тот факт,
что для нормального развития
системы бюджетного федерализма
способы и приемы бюджетного
выравнивания нуждаются в серьезных
переменах.
Тем не менее, само
по себе бюджетное выравнивание
не является решающим признаком
бюджетного федерализма, ибо может
иметь место и в унитарном
государстве. Оно, таким образом, лишь
по форме выражает отношения
бюджетного федерализма, а по
своей сущности, выступает как
объективно необходимый способ
функционирования единого государства,
единой финансовой и экономической
системы общества. Оно объединяет
федеративное государство, его народы,
его граждан.
В настоящее время
судьба бюджетного федерализма
в России зависит не столько
от той или иной его модели,
сколько от способности государства
как единого целого преодолеть
разрушительный экономический кризис,
спад производства, осуществить
переход в масштабах страны
к иной рыночной стратегии
финансовой стабилизации. Нельзя
допустить ситуации, когда развитие
бюджетного федерализма само
превратится в фактор усиления
экономического и политического
кризиса: еще более ослабит федеральный
бюджет, вместо борьбы за оздоровление
реального сектора экономики
активизирует борьбу за дележ
федеральных налогов, приведет к
кризису общероссийского рынка
ценных бумаг из-за конкуренции
федеральных и региональных государственных
облигаций, заблокирует усилия центра
в проведении единой эмиссионной,
кредитной и процентной политики
и политики сокращения бюджетного
дефицита. Бюджетный федерализм
необходимо все более осознанно
сближать с общей макроэкономической
политикой рыночных реформ. Решение
проблем бюджетного федерализма
в конечном итоге позволит
стабилизировать российскую государственность,
повысить управляемость и объективность
нашей рыночной экономической системы.
Реформирование межбюджетных
отношений
Современное состояние
межбюджетных отношений требует
серьезного реформирования. Практика
трансфертов из федерального
бюджета в бюджеты субъектов
РФ не привела к выравниванию
уровней социально-экономического
развития регионов. Нарастает зависимость
регионов от помощи федерального бюджета.
В таких условиях
необходимы коренные изменения
трансфертной политики, направленные
на повышение финансовой самостоятельности
и ответственности регионов, поощрение
их собственных усилий в преодолении
бюджетного кризиса, наращивание
доходной базы как регионального,
так и федерального бюджета, ускорение
социально-экономических реформ.
Намечается повысить
финансовую самостоятельность бюджетов
субъектов РФ. При этом безусловным
должен быть принцип возмещения
субъектам РФ расходов, вызванных
принятыми решениями на федеральном
уровне.
Для повышения заинтересованности
регионов в наполнении федерального
бюджета доходами должна быть
установлена зависимость получения
финансовой помощи из федерального
центра от степени выполнения
задания по мобилизации доходов
в федеральный бюджет. Необходимо
в этом вопросе стимулирование
и регионов-доноров.
Следует исключить
практику многоканального финансирования
одних и тех же бюджетных
потребностей субъекта РФ. Вся
поддержка по текущим бюджетным
расходам должна осуществляться
через федеральный фонд финансовой
поддержки регионов по единой
методике. В федеральном бюджете
следует предусматривать капитальные
субвенции, определяемые по единой
формуле, направляемые на развитие
инфраструктуры субъектов РФ.
Для повышения заинтересованности
регионов в наращивании налогооблагаемой
базы и в условиях среднесрочного
бюджетного прогнозирования на
региональном уровне требуется
обеспечить стабильность устанавливаемых
в рамках межбюджетных отношений
нормативов отчислений от ФФП
регионов. Их следует закрепить,
как правило, на три года с
фиксацией на тот же срок
удельного веса ФФП регионов
в доходной части федерального
бюджета. Федеральный центр должен
разработать и довести до регионов
рекомендации по программам бюджетного
оздоровления, следование которым
будет важнейшим условием выделения
финансовой помощи. Основными параметрами
при этом будут:
• доля приоритетных
расходов (образование, здравоохранение,
культура) в расходах регионального
бюджета;
• доля населения
в оплате издержек ЖКХ и общественного
транспорта;
• наличие административного
контроля цен;
•предельные бюджетные
заимствования и гарантия, а также
объем налоговых освобождений и льгот.
Оздоровлению региональных
бюджетов должно способствовать
упорядочение бюджетного процесса
в регионах: обеспечение «прозрачности»
статей бюджета, их соответствие
федеральному классификатору, консолидация
в бюджет региональных внебюджетных
фондов, казначейское исполнение
бюджетов. Должна быть установлена
стандартная финансовая и отраслевая
отчетность, обеспечивающая возможность
своевременного, качественного и
эффективного контроля
Заключение
Российская Федерация
– суверенное, целостное, федеративное
государство, состоящее из равноправных
субъектов. Одной из центральных
проблем упорядочения бюджетной
системы страны и взаимоотношений
Федерации и регионов является
проведение в жизнь принципа
бюджетного федерализма. Для бюджетного
процесса федеративных государств
характерно единство бюджетного
процесса и его децентрализация
(«горизонтальная» и «вертикальная»).
Для устранения «горизонтальных»
и «вертикальных» диспропорций
бюджетного федерализма необходима
система межбюджетного выравнивания.
Бюджетный федерализм определяет
взаимоотношения между бюджетами
различных уровней в рамках
единого государства. Построение
подлинного бюджетного федерализма
немыслимо при нерешенности основных
проблем федерализма в государстве.
Наиболее значимыми проблемами
бюджетной системы РФ являются:
проблема несоответствия доходов
региональных и местных бюджетов
расходным обязательствам региональных
и местных органов власти; проблема
рентных отношений – проблема
государственной поддержки регионов,
богатых природными ресурсами, а
также проблема исключения регионов
и их населения из участия
в процессе совместного владения
государственным фондом недр; проблема
укрупнения регионов, решение которой
может сгладить чрезмерную межрегиональную
дифференциацию. Для решения проблем
бюджетного федерализма и региональных
проблем бюджетной системы РФ
необходимо: более четко установить
круг расходов, финансируемых из
федерального, республиканских и
региональных, а также муниципальных
бюджетов; отладить строгую и
объективную систему рассмотрения
заявок регионов на получение
средств; обеспечивать определенные
финансовые преимущества для
регионов-доноров; осуществить предложенные
программы по переселению населения
и укрупнению регионов.
Список литературы
1. Федеральный Закон о
Бюджетной системе Российской
Федерации от 31.07.98г. №145 – ФЗ.
2. Бюджетный кодекс Российской
Федерации. – М.: Финансы и статистика,
2002. – 240с.
3. Евсеев П.И. Бюджетный
федерализм и проблемы разграничения
полномочий РФ и ее субъектов
в бюджетной сфере, Москва АЛЕВ-В
2003г. – 66с.
4. Родионова А.К. Политический
институт современного бюджетного
федерализма в условиях демократизации
российского государства, ЗИП СибУПК,
2006г. - 165с.
5. Бюджетная система России
/ Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Юнити
– Дана, 2002. – 550с.
6. Вахрин П. И. Бюджетная система
Российской Федерации. – М.: Дашков и К
°, 2003. -343 с.
7. Журавлев В.В. Государственный
бюджет: Конспект лекций. – СПб.:
Политехника, 2002. – 196 с.
8. Конституция Российской
Федерации. – М.: Юридическая литература,
1993. – 96 с.
9. Павлова М.И. Источники
финансирования бюджетного дефицита
// Экономист.- 2004. - №1. – С. 20-24.
10. Сабанти Б.М. Теория финансов.
– М.: Менеджер, 2003. – 192с.
11. Самсонов Н.Ф., Баранникова
Н.П., Строкова И.И. Финансы на макроуровне:
Учеб. пособие для вузов. – М.:Высшая
школа, 1998.–192 с.