Критерии выравнивания бюджетной обеспеченности регионов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 17:18, реферат

Описание работы

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы живущего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие,сущность и задачи бюджета…………………………………4
Глава 2. Региональные бюджеты………………………………………………5
Глава 3. Критерии выравнивания бюджетной обеспеченности регионов России……………………………………………………………………………..9
Заключение;……………………………………………………………………...16
Список литературы …………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 38.43 Кб (Скачать файл)

 Очевиден тот факт, что для нормального развития  системы бюджетного федерализма  способы и приемы бюджетного  выравнивания нуждаются в серьезных переменах.

 Тем не менее, само  по себе бюджетное выравнивание  не является решающим признаком  бюджетного федерализма, ибо может  иметь место и в унитарном  государстве. Оно, таким образом, лишь  по форме выражает отношения  бюджетного федерализма, а по  своей сущности, выступает как  объективно необходимый способ  функционирования единого государства, единой финансовой и экономической  системы общества. Оно объединяет  федеративное государство, его народы, его граждан.

 В настоящее время  судьба бюджетного федерализма  в России зависит не столько  от той или иной его модели, сколько от способности государства  как единого целого преодолеть  разрушительный экономический кризис, спад производства, осуществить  переход в масштабах страны  к иной рыночной стратегии  финансовой стабилизации. Нельзя  допустить ситуации, когда развитие  бюджетного федерализма само  превратится в фактор усиления  экономического и политического  кризиса: еще более ослабит федеральный  бюджет, вместо борьбы за оздоровление  реального сектора экономики  активизирует борьбу за дележ  федеральных налогов, приведет к  кризису общероссийского рынка  ценных бумаг из-за конкуренции  федеральных и региональных государственных  облигаций, заблокирует усилия центра  в проведении единой эмиссионной, кредитной и процентной политики  и политики сокращения бюджетного  дефицита. Бюджетный федерализм  необходимо все более осознанно  сближать с общей макроэкономической  политикой рыночных реформ. Решение  проблем бюджетного федерализма  в конечном итоге позволит  стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность  нашей рыночной экономической системы.

Реформирование межбюджетных отношений

 Современное состояние  межбюджетных отношений требует  серьезного реформирования. Практика  трансфертов из федерального  бюджета в бюджеты субъектов  РФ не привела к выравниванию  уровней социально-экономического  развития регионов. Нарастает зависимость  регионов от помощи федерального бюджета.

 В таких условиях  необходимы коренные изменения  трансфертной политики, направленные  на повышение финансовой самостоятельности  и ответственности регионов, поощрение  их собственных усилий в преодолении  бюджетного кризиса, наращивание  доходной базы как регионального, так и федерального бюджета, ускорение  социально-экономических реформ.

 Намечается повысить  финансовую самостоятельность бюджетов  субъектов РФ. При этом безусловным  должен быть принцип возмещения  субъектам РФ расходов, вызванных  принятыми решениями на федеральном уровне.

 Для повышения заинтересованности  регионов в наполнении федерального  бюджета доходами должна быть  установлена зависимость получения  финансовой помощи из федерального  центра от степени выполнения  задания по мобилизации доходов  в федеральный бюджет. Необходимо  в этом вопросе стимулирование  и регионов-доноров.

 Следует исключить  практику многоканального финансирования  одних и тех же бюджетных  потребностей субъекта РФ. Вся  поддержка по текущим бюджетным  расходам должна осуществляться  через федеральный фонд финансовой  поддержки регионов по единой  методике. В федеральном бюджете  следует предусматривать капитальные  субвенции, определяемые по единой  формуле, направляемые на развитие инфраструктуры субъектов РФ.

 Для повышения заинтересованности  регионов в наращивании налогооблагаемой  базы и в условиях среднесрочного  бюджетного прогнозирования на  региональном уровне требуется  обеспечить стабильность устанавливаемых  в рамках межбюджетных отношений  нормативов отчислений от ФФП  регионов. Их следует закрепить, как правило, на три года с  фиксацией на тот же срок  удельного веса ФФП регионов  в доходной части федерального  бюджета. Федеральный центр должен  разработать и довести до регионов  рекомендации по программам бюджетного  оздоровления, следование которым  будет важнейшим условием выделения  финансовой помощи. Основными параметрами  при этом будут:

 • доля приоритетных  расходов (образование, здравоохранение, культура) в расходах регионального бюджета;

 • доля населения  в оплате издержек ЖКХ и общественного транспорта;

 • наличие административного контроля цен;

 •предельные бюджетные  заимствования и гарантия, а также  объем налоговых освобождений и льгот.

 Оздоровлению региональных  бюджетов должно способствовать  упорядочение бюджетного процесса  в регионах: обеспечение «прозрачности»  статей бюджета, их соответствие  федеральному классификатору, консолидация  в бюджет региональных внебюджетных  фондов, казначейское исполнение  бюджетов. Должна быть установлена  стандартная финансовая и отраслевая  отчетность, обеспечивающая возможность  своевременного, качественного и  эффективного контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Российская Федерация  – суверенное, целостное, федеративное  государство, состоящее из равноправных  субъектов. Одной из центральных  проблем упорядочения бюджетной  системы страны и взаимоотношений  Федерации и регионов является  проведение в жизнь принципа  бюджетного федерализма. Для бюджетного  процесса федеративных государств  характерно единство бюджетного  процесса и его децентрализация («горизонтальная» и «вертикальная»). Для устранения «горизонтальных»  и «вертикальных» диспропорций  бюджетного федерализма необходима  система межбюджетного выравнивания. Бюджетный федерализм определяет  взаимоотношения между бюджетами  различных уровней в рамках  единого государства. Построение  подлинного бюджетного федерализма  немыслимо при нерешенности основных  проблем федерализма в государстве. Наиболее значимыми проблемами  бюджетной системы РФ являются: проблема несоответствия доходов  региональных и местных бюджетов  расходным обязательствам региональных  и местных органов власти; проблема  рентных отношений – проблема  государственной поддержки регионов, богатых природными ресурсами, а  также проблема исключения регионов  и их населения из участия  в процессе совместного владения  государственным фондом недр; проблема  укрупнения регионов, решение которой  может сгладить чрезмерную межрегиональную  дифференциацию. Для решения проблем  бюджетного федерализма и региональных  проблем бюджетной системы РФ  необходимо: более четко установить  круг расходов, финансируемых из  федерального, республиканских и  региональных, а также муниципальных  бюджетов; отладить строгую и  объективную систему рассмотрения  заявок регионов на получение  средств; обеспечивать определенные  финансовые преимущества для  регионов-доноров; осуществить предложенные  программы по переселению населения  и укрупнению регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Федеральный Закон о  Бюджетной системе Российской  Федерации от 31.07.98г. №145 – ФЗ.

2. Бюджетный кодекс Российской  Федерации. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 240с.

3. Евсеев П.И. Бюджетный  федерализм и проблемы разграничения  полномочий РФ и ее субъектов  в бюджетной сфере, Москва АЛЕВ-В 2003г. – 66с.

4. Родионова А.К. Политический  институт современного бюджетного  федерализма в условиях демократизации  российского государства, ЗИП СибУПК, 2006г. - 165с.

5. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Юнити – Дана, 2002. – 550с.

6. Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и К °, 2003. -343 с.

7. Журавлев В.В. Государственный  бюджет: Конспект лекций. – СПб.: Политехника, 2002. – 196 с.

8. Конституция Российской  Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993. – 96 с.

9. Павлова М.И. Источники  финансирования бюджетного дефицита // Экономист.- 2004. - №1. – С. 20-24.

10. Сабанти Б.М. Теория финансов. – М.: Менеджер, 2003. – 192с.

11. Самсонов Н.Ф., Баранникова  Н.П., Строкова И.И. Финансы на макроуровне: Учеб. пособие для вузов. – М.:Высшая школа, 1998.–192 с.


Информация о работе Критерии выравнивания бюджетной обеспеченности регионов России