Методика оценки товарных знаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:46, реферат

Описание работы

Оценщик вправе сам определять, в рамках каждого подхода, метод оценки товарного знака. Также учитывается достоверность полученной рыночной информации, доступной для использования того или иного метода.
1. Затратный подход оценки товарного знака.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word ДОХОД.docx

— 34.43 Кб (Скачать файл)

Методика  оценки товарных знаков. Часть 1

 

Оценщик вправе сам определять, в рамках каждого  подхода, метод оценки товарного  знака. Также учитывается достоверность  полученной рыночной информации, доступной  для использования того или иного метода.

1. Затратный подход оценки товарного знака.

Затратный метод  основан на том, что хороший инвестор не заплатит за цену товарного знака  больше чем та, которая была затрачена  на его создание (либо точной его  копии, либо идентичного по нескольким параметрам). Затратный подход используется в тех случаях, когда возможно восстановление или замещение оцениваемого знака.

 

Затратный подход определяет стоимость товарного  знака из опыта создание прошлых, идентичных по функциям и параметрам товарных знаков.

 

Ниже представлены основные методы, применяемые при  использовании затратного подхода  по отношению к товарным знакам:

 

Метод индексации затрат – заключается в индексировании затрат, которые понес обладатель товарного знака на его создание к моменту оценки.

Метод стоимости создания – заключается в подсчете всех ресурсов, необходимых для создания оцениваемого товарного знака.

 

2. Сравнительный подход оценки товарных знаков.

Сравнительный метод заключается в том, что  хороший инвестор никогда не заплатит за товарный знак стоимости, большей, чем  та, за которую был продан товарный знак аналогичной полезности. То есть стоимость аналогичных товарных знаков, проданных на рынке, должна отражать стоимость оцениваемого товарного  знака.

 

Использование данного подхода возможно лишь при  наличии достоверной информации о цене аналогичного товарного знака  и условиях сделки с ним.

 

Расчет рыночной стоимости оцениваемого товарного  знака производится путем корректировки  цен аналогов, уменьшающих их отличие  от оцениваемого товарного знака.

 

Ниже представлены основные методы, применяемые при  использовании сравнительного подхода  по отношению к товарным знакам:

 

Прямой анализ сравнения продаж;

Качественный  анализ для осуществления корректировки  данных;

Метод параметрической  оценки;

Помимо вышеописанных  методов принципов оценки товарных знаков, существует несколько других, нестандартных методов.

 

В отличие  от других товаров промышленной собственности, у товарных знаков своя устоявшаяся  методика оценки, основывающаяся на основных принципах оценки.

 

3. Доходный подход.

Доходный подход основан на том, что стоимость оцениваемого товарного  знака зависит от величины дохода, который собственник имеет, владея данным товарным знаком. Применяя данный подход, оценивается то, как данный товарный знак может обеспечить доход  своему владельцу.

Существует несколько методов  для реализации данного подхода:

1. Метод дисконтирования  денежных потоков – основан на прогнозировании денежных потоков, которые генерирует оцениваемый товарный знак. Поток строится на прогнозировании реального экономического эффекта, получаемого от реализации данного товарного знака.

2. Метод избыточной прибыли – основан на том, что избыточные прибыли приносит тот товарный знак, Который обеспечивает доходность на собственный капитал выше среднестатистического уровня. Использовать этот метод можно только тогда, когда данный знак является товарным знаком всей компании, а не отдельный ряд товарных знаков, принадлежащих одной компании.

 

Дополнительная прибыль, получаемая компанией от единого товарного  знака, рассчитывается не с учетом отдельных  видов товаров и услуг, а путем  определения рентабельности собственного капитала. Избыточная прибыль определяется путем вычета из рассчитанного процента рентабельности среднеотраслевого  процента, это число впоследствии умножается на размер собственного капитала.

 

3. Метод освобождения  от роялти. При использовании следующего метода делается предположение о том, какой поток капитала мог бы создавать оцениваемый товарный знак, если бы был заключен лицензионный договор. То есть, От каких платежей освобождается данный обладатель оцениваемого товарного знака из-за того, что ему, как собственнику данного товарного знака, не нужно платить роялти за право пользования данным товарным знаком.

 

Роялти – это регулярные выплаты  процента от прибыли, при использовании  лицензионной продукции.

 

Построив прогноз объема выпускаемой  продукции, которая защищена товарным знаком, с учетом ставки роялти, можно  подсчитать доходы, которые получит  в будущем владелец оцениваемого товарного знака.

 

4. Метод преимущества  в прибыли – основан на росте прибыли за счет использования данного товарного знака за счет выпуска более качественной продукции. Эта прибыль равна разнице между прибылью, которую получает предприниматель, используя товарный знак и прибылью без использования товарного знака. Эта разница и есть та стоимость, которая создается за счет использования данного товарного знака.

 

 

Ноу-хау или секрет производства — это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и  могут быть предметом купли-продажи  или использоваться для достижения конкурентного преимущества над  другими субъектами предпринимательской  деятельности.

Это определённый набор информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, необходимых  для успешного ведения дела в  какой-либо области или профессии. В некоторых юрисдикциях сюда включены патенты, а также любая  другая конфиденциальная информация, способная обеспечить превосходство  над конкурентами.

 

Под ноу-хау подразумевают инновации, имеющие коммерческую ценность в  силу неизвестности иным лицам в  отношении которой введен режим  коммерческой тайны. В высокотехнологичной  экономике ноу-хау составляет ключевую часть активов компании.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Обязательства из договора о  передаче ноу-хау

 

1. Понятие и условия договора  о передаче ноу-хау

Договор о передаче ноу-хау может  заключаться по инициативе как обладателя ноу-хау, так и его покупателя. По своей юридической природе он имеет консенсуальный, возмездный и двусторонний характер.

Поскольку законом практически  не регламентированы условия, необходимые  для договора о передаче ноу-хау, в качестве его существенных условий  выступают прежде всего условия о:

- предмете договора;

- порядке и сроке передачи ноу-хау;

- вознаграждении за передаваемое ноу-хау;

- территории и сроке действия  договора.

Передавая ноу-хау, его обладатель может сохранить за собой право  использования данного ноу-хау  и передачи его третьим лицам. Напротив, в договоре может быть предусмотрено, что ноу-хау вправе использовать и даже передавать по договору третьим лицам только покупатель ноу-хау. В зависимости от вида договора устанавливается и его цена, т.е. форма и размер вознаграждения, уплачиваемого  покупателем за ноу-хау. Обычно в  этой связи говорят о передаче ноу-хау на исключительной и неисключительной основе, а также о сублицензиях (по аналогии с патентно-лицензионными  и авторскими договорами) <1>. Наиболее популярным является договор о передаче ноу-хау на исключительных условиях.

--------------------------------

<1> См.: Штумпф Г. Договор о передаче ноу-хау. М., 1976. С. 81.

 

Предметом договора передачи ноу-хау  на исключительных условиях служит передача не права использования, поскольку  такового нет, а самого ноу-хау как  совокупности разнородной неохраняемой информации. Конечно, можно допустить  применение терминов "лицензия" ("лицензионный договор") и к договору о передаче ноу-хау, но только в том смысле, что, передавая само ноу-хау как неохраняемую конфиденциальную информацию, обладатель ноу-хау, прежде всего его разработчик, разрешает получателю ознакомиться с этой информацией. Поскольку слово "разрешение" обычно трактуется как "лицензия", то в этом смысле можно употребить термин "лицензия" и в договоре о передаче ноу-хау. В остальном же термины "лицензия" и "лицензионный договор" адекватны лишь договору патентной лицензии, по которому лицензиату передается исключительное право, принадлежащее лицензиару.

В тексте договора обычно отмечается, что обладатель ноу-хау, имея на него фактическую монополию и являясь  его единственным разработчиком, согласен передать ноу-хау покупателю за вознаграждение. Поскольку по договору передается не право, нет нужды говорить об уступке  права использования. Передается сама информация, и в договоре необходимо дать ее исчерпывающую характеристику.

Ноу-хау передается в форме его  описания обладателем. Если содержание ноу-хау велико, его описание (в  том числе на машиночитаемом носителе) дается в приложении, являющемся неотъемлемой частью договора. Описание должно содержать  все сведения, которыми располагает  передающая сторона и которые  необходимы и достаточны для использования  ноу-хау покупателем.

Передача ноу-хау служит одновременно разрешением на ознакомление с ним  покупателя в целях использования  на условиях договора. Передача ноу-хау  осуществляется путем вручения его  описания по акту, подписываемому сторонами. Обычно это происходит после выплаты  покупателем вознаграждения (либо его  паушальной части).

Вознаграждение за передачу ноу-хау  подобно лицензионному вознаграждению по патентно-лицензионным договорам  может определяться трояко - в форме  паушальной суммы, роялти или их сочетания. Паушальное вознаграждение выплачивается  обладателю (переводится на его счет) в установленный срок после подписания договора. Оно может по усмотрению покупателя переводиться на счет в  банке, указанный обладателем ноу-хау, или на счет, открытый покупателем  на имя обладателя в банке, выбранном  обладателем. Паушальное вознаграждение обычно считается выплаченным после вручения обладателю под расписку надлежаще оформленного документа о переводе платежа.

Текущие платежи (роялти) определяются в процентах от прибыли (дохода) покупателя, полученной от использования ноу-хау. Их выплата производится в течение  установленного срока по окончании  очередного финансового года. В целях  стимулирования покупателя к своевременному и широкому применению ноу-хау в  договоре может быть предусмотрена  его обязанность уплаты обладателю минимальных гарантированных платежей по годам действия договора независимо от объема использования ноу-хау.

Если покупатель пользуется правом передачи ноу-хау третьим лицам, то обладатель может получить по дополнительному  соглашению вознаграждение и за этот вид использования.

В случае определения вознаграждения как сочетания паушальной суммы  и роялти размер паушального платежа  обычно бывает ниже в сравнении со случаями, когда паушальной суммой исчерпывается вознаграждение за передачу ноу-хау.

Ноу-хау передается для использования  на территории, указанной в договоре. Договор действует в течение  согласованного сторонами срока, исчисляемого с даты вступления договора в действие. Эта дата, как правило, определяется по дню выплаты покупателем вознаграждения (или его паушальной части).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ  ДОГОВОР

НА ПЕРЕДАЧУ "НОУ-ХАУ"

 

Владелец«ноухау»_________________________________________________,           именуем __в дальнейшем "Лицензиар", с одной стороны, и

_________________________________________________________________,

именуем__ в дальнейшем "Лицензиат", в лице

__________________________________________________________________,

Действующий на основании устава, с другой стороны, принимая во внимание, что

а) Лицензиар обладает конфиденциальными  знаниями и опытом ("ноу-хау") в области, представляющей интерес для Лицензиата;

б) на "ноу-хау", являющееся предметом  настоящего договора, не имеется

охранных документов Лицензиара и  им не поданы заявки на территории, в отношении которой предоставляется лицензия;

в)Лицензиару предоставлено право на ведение от своего имени переговоров

о предоставлении лицензии на "ноу-хау" в целях производства, использования и продажи предмета лицензии и на заключение соответствующих договоров;

г) Лицензиат желает приобрести на условиях настоящего договора лицензию

на "ноу-хау" в целях производства, использования и продажи, договорились о нижеследующем.

1. Определение терминов

Следующие термины, которые используются в настоящем договоре, означают:

"Ноу-хау" - конфиденциальные знания и опыт, являющиеся предметом

лицензии.

"Продукция по лицензии" - продукция, которая будет изготавливаться на

основе применения "ноу-хау".

"Территория" - территория Российской Федерации.

"Продажная цена" - цена, на базе которой устанавливается размер

лицензионного

вознаграждения, эквивалентный долевому участию Лицензиара в уставном капитале Лицензиата.

"Отчетный период" - период деятельности Лицензиата по выполнению

Условий настоящего договора в течение каждых 12 месяцев начиная с даты вступления настоящего договора в силу.

2. Предмет договора

Описание "ноу-хау".

3. Объект договора

3.1. Лицензиар предоставляет Лицензиату  на срок действия настоящего

договора и за вознаграждение, уплачиваемое Лицензиатом, исключительную лицензию на "ноу-хау" на территории.

При этом Лицензиату предоставляются  права на:

производство продукции по лицензии (в частности, с использованием при

необходимости специального оборудования, комплектующих узлов, деталей и  сырья); использование продукции по лицензии, включая ее продажу.

Лицензиар не может использовать на территории указанные права сам, а также передавать их третьим лицам.

3.2. Лицензиар передает Лицензиату  техническую документацию и осуществляет оказание технической помощи.

3.3. Лицензиат получает право  предоставлять на территории  сублицензии

Информация о работе Методика оценки товарных знаков