Методология планирования бюджетных расходов и доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:31, контрольная работа

Описание работы

Потребление материальных и трудовых ресурсов в процессе воспроизводства обуславливается движением денежных средств, образованием доходов и расходов субъектов хозяйствования. Их взаимодействие по поводу создания и использования фондов денежных средств приобретает форму финансовых отношений. Обращение денежных средств обеспечивает финансовая система страны, включающая государственные финансы, финансы предприятий, организаций, страхование, кредитование.

Содержание работы

Введение .
1. Разработка государственного финансового плана. 5
2. Расчеты доходов и расходов. 9
3. Планирование снижения государственного долга и дефицита бюджета. 16
Заключение. Ошибка! Закладка не определена.
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Нестерова.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач.

Доходы  от использования государственного и муниципального имущества планируются  по видам:

  • средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества;
  • средства, получаемые в виде процентов по ставкам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества под залог, в доверительное управление;
  • средства от возврата государственных кредитов, бюджетных ссуд;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных платежей.

Доходы  федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным законодательством РФ, и распределяются между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным в законе о федеральном бюджете на очередной год.

Государственные расходы основываются  на принципах  целевого и безвозвратного использования  средств.

Расходы — это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Категория расходов бюджета  проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может  быть охарактеризован с качественной и количественной стороны. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Расходы в новой бюджетной классификации  распределяются в соответствии с международными рекомендациями по функциональному, экономическому и ведомственному принципам группировки бюджетных расходов. Традиционные и приоритетные для конкретного исторического этапа направления деятельности государства вытекают из его основных функций. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направления финансов на выполнение основных функции государства (государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие научно-техническому прогрессу, социально-экономическое и культурное развитие).

Функциональная классификация  расходов бюджетов Российской Федерации включает в себя:

    1. государственное управление и местное самоуправление
    2. судебная власть
    3. международная деятельность
    4. национальная оборона
    5. правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
    6. фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
    7. промышленность, энергетика и строительная индустрия
    8. сельское хозяйство и рыболовство
    9. охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метрология
    10. транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
    11. развитие рыночной инфраструктуры
    12. жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство
    13. предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
    14. образование
    15. культура и искусство
    16. средства массовой информации
    17. здравоохранение и физическая культура
    18. социальная политика
    19. обслуживание и погашение государственного долга
    20. пополнение государственных запасов и резервов
    21. региональное развитие
    22. утилизация и ликвидация вооружения, включая выполнение международных договоров
    23. прочие расходы.

Для большей части государственных  расходов можно однозначно определить, к какой из функций государства они относятся. Для некоторых функций в связи с их обширностью требуется конкретизация (особенно это относится к задаче развития экономики страны). Так, в настоящее время среди подобных функций государства наиболее актуальными являются обеспечение конверсии военного производства, содействие структурной перестройке промышленности, проведение аграрной реформы. Отдельные узкоспециализированные функциональные разделы неизбежно могут иметь временный характер и подлежат отмене, когда соответствующая функция государства перестает быть основной.

Функциональная классификация дополняется экономической классификацией расходов бюджета.   В ней выделены три группы расходов:

  1. Текущие расходы (закупки товаров и оплата услуг, выплаты процентов, субсидии и текущие трансферты);
  2. Капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты);
  3. Предоставление кредитов за вычетом погашения (платежи учреждений государственного управления, в результате которых у них появляются финансовые требования по отношению к другим экономическим единицам  либо они приобретают долевое участие в акционерном капитале предприятий, минус поступления, уменьшающие объем подобных требований или  долевого участия в акционерном капитале).

В ведомственной классификации расходы бюджета группируются по  ведомственному признаку. Первым уровнем ведомственной классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Этот перечень содержит 168 адресов. Выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Кроме того, как принято и в  других странах, в качестве самостоятельных организационных компонентов показаны органы законодательной, судебной власти и исполнительный аппарат Президента и правительства.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует второй уровень ведомственной классификации и отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Третий уровень ведомственной  классификации расходов федерального бюджета детализирует направления финансирования по целевым статьям и по прямым получателям средств.

Динамика бюджетных  показателей свидетельствует, что бюджет, особенно  в последние  годы,  был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства, тогда как его социальная функция, ориентированная непосредственно на человека,  не получала необходимого финансового подкрепления для своей реализации. С переходом на рыночные основы  хозяйствования  акценты  в  распределении  бюджетных средств непременно сместятся,  отразив,  во-первых, усиление социальной  функции  государства,  во-вторых,  изменения  в содержании и направленности экономической функции.

В общем случае, расходы  бюджета подразделяются на две группы: бюджет текущих расходов и бюджет развития,  куда включаются расходы,  связанные с расширенным воспроизводством.

Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников. Сокращение может производиться только по защищенным статьям. Президентам РФ разработана и одобрена программа сокращения расходов федерального бюджета, включающая:

  • сокращение количества главных распорядителей бюджетных средств;
  • оптимизацию занятости в бюджетном секторе;
  • установление лимитов потребления тепла и энергии для бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета;
  • слияние, передачу или закрытие целого ряда организаций и учреждений, финансируемых из федерального бюджета;
  • приостановление работ и поставок для государственных нужд, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

Итак, уровень государственных расходов и налогов, несомненно, играет ведущую роль в определении объема выпуска продукции и занятости в экономике. Разница же между расходами и доходами правительства, а в частности способ покрытия этой разницы имеет не менее серьезные последствия для макроэкономики страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Планирование снижения государственного долга и дефицита бюджета

 

Для обеспечения капитальных  затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики, и для покрытия текущих бюджетных расходов используются государственные займы. Заемные средства привлекают и федеральное Правительство, и органы власти субъектов РФ.

В зависимости от источника  получения различают внутренние (от резидентов) и внешние (от нерезидентов) займы; соответственно образуется внутренний и внешний долг.

Государственный долг – это сумма  накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов  за вычетом имевшихся в это  время положительных сальдо бюджета.

Внутренний долг государства  представляет собой обязательства перед резидентами – юридическими и физическими лицами. К ним относятся кредиты, полученные Правительством РФ, займы в форме ценных бумаг, выпущенных от имени Правительства.

Привлекаемые государством из иностранных источников займы  составляют финансовые обязательства России как заемщика или гаранта их погашения другими заемщиками и образуют государственный внешний долг.

Наличие государственного долга имеет  реальные негативные последствия.

  1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.
  2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов развития производства.
  3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, т.к. это обстоятельство приводит к сокращению капиталовложений внутри страны.
  4. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом  каждого гражданина в отдельности.

Предельный размер государственных  внешних заимствований не должен, как правило, превышать годовой  объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга. Он утверждается на планируемый год федеральным законом.

Привлечение больших  кредитов, переориентация на них отечественной  финансовой системы создают опасный  дестабилизирующий потенциал.

Бюджетный дефицит –  это сумма денег, на которую за данный год расходы правительства превосходят его доходы.

Основные причины значительного  бюджетного дефицита, проявившегося  в условиях перехода к рыночной экономике в России – это низкая эффективность производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджетные механизмы, а также разрыв хозяйственных связей в связи с распадом бывшего единого союзного государства. В связи с этим в середине 90-х годов дефицит государственного бюджета России достигал уровня 20, а то и 25% доходов и превышал 5% ВВП.

Меры по снижению бюджетного дефицита:

1. Конверсия.

2. Переход от финансирования к кредитованию.

3. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.

4. Снижение расходов на управление государством.

5. Изменение системы налогообложения.

6. Повышение роли местных бюджетов.

В качестве внутренних источников покрытия бюджетного дефицита в России широко использовалась денежная эмиссия (в 1990-1995 гг.), а с 1995 г. – государственные  ценные бумаги – ГКО, ОФЗ, государственные сберегательные займы и пр.

Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат международные  кредиты (займы).

Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать  приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов.

Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться  на развитие производства, на обеспечение  финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства. Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может быть достигнуто путем изменения направления инвестирования бюджетных средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями уменьшения расходов является сокращение избыточных административных, военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ, недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной финансовой базы. Не исключается привлечение в страну иностранного капитала в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой основе бюджетных расходов.

Информация о работе Методология планирования бюджетных расходов и доходов