Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 10:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и прогнозирования.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть методы бюджетного планирования и прогнозирования, и их характеристики;
- изучить, какие методы бюджетного планирования и прогнозирования применяются в России;
- выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.
Введение
1. Методы бюджетного планирования и прогнозирования и их характеристики
2. Методы бюджетного планирования и прогнозирования, применяемые в России
3. Совершенствование методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании
Заключение
Список использованных источников
В России программный подход к планированию приходит на смену составлению бюджета "от достигнутого" и отличается главным образом методами планирования бюджетных расходов - способами расчета объема бюджетных ассигнований для исполнения расходных обязательств [13, с.67].
Программный подход к формированию расходов бюджета позволяет при оценке финансовых ресурсов, необходимых для реализации принятого решения (бюджетной программы), применять различные методы бюджетного планирования, обусловленные спецификой планируемых расходов: нормативный, предметно-целевой, балансовый, метод коэффициентов, метод экономического анализа и другие.
В России бюджеты ведомств составляются
на основе метода постатейного распределения
бюджетных средств, что обусловлено
Бюджетным кодексом. Однако в долгосрочной
перспективе такой подход может
привести к финансированию избыточных
структур, предоставлению услуг, которые
не отвечают потребностям общества по
качеству, времени или месту
Главным достоинством данного метода является то, что целевая программа способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию бюджетных средств, направленных на решение наиболее актуальных проблем региона, муниципального образования, государства в целом.
Согласно информации Минэкономразвития России за последние пять лет произошел существенный рост расходов федерального бюджета, распределенных по целевым программам; к 2010 г. предполагается по программному принципу распределять до 70 % бюджетных ассигнований (Таблица 3.1).
Таблица 3.1. Доля средств федерального бюджета, распределённого по программному принципу
Год |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
Доля программных расходов, % |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
|
Применение того или иного из
рассмотренных методов
Таким образом, применение указанных выше методов бюджетного планирования повышает обоснованность и эффективность расходов бюджетов при расчете бюджетных ассигнований.
3. Совершенствование методов,
Внедрение БОР в практику управления общественными финансами, как правило, сопровождается переходом на многолетнее (среднесрочное) планирование: планирование деятельности учреждения и выделение бюджетных средств на ее реализацию осуществляется не на один год, а на несколько лет вперед, обычно на три года. Причины перехода на многолетнее планирование заключаются в следующем:
- для достижения некоторых
- измеримый эффект от
Успех внедрения данного метода
зависит от эффективной взаимоувязки
концепций бюджетной и
Первые годы внедрения БОР в
практику бюджетного планирования на
федеральном уровне выявили определенные
недостатки и пробелы как в
действующей нормативно-
1) В первую очередь необходимо,
на наш взгляд, перейти от существующей
структуры "стратегическая цель
- тактическая задача - целевая программа"
к многоступенчатой, типа "миссия
субъекта бюджетного
Далее для обеспечения прозрачности
вклада деятельности отдельных СБП
в достижение целей правительства
РФ каждому СБП необходимо выбрать
из трехуровневой системы целей
правительства те, которые соответствуют
направлениям его деятельности в
течение планового периода
Затем определяются тактические задачи
СБП, отражающие объем государственных
услуг, который СБП намеревается
реализовать в течение
После формулирования своих тактических задач каждый СБП должен разработать план мероприятий, определив основные этапы достижения целей и, главное, организационные структуры (подведомственные агентства и службы, департаменты министерств), отвечающие за осуществление каждой конкретной цели или задачи. Эти отдельные однородные услуги или схожие виды деятельности, ориентированные на решение конкретных задач, объединяются в целевые программы. Программой, таким образом, может называться специфический вид деятельности, функция или несколько видов деятельности, объединенных в одну функциональную группу. Выделение мероприятий в отдельный элемент планирования способствует повышению как ответственности сотрудников СБП за результат, так и качества мониторинга промежуточных результатов (ежемесячно, ежеквартально) выполнения задач и программ.
2) В целях создания действенной
системы количественных
Под прямым результатом в этом случае будем понимать объем предоставляемых государством товаров и услуг. К примеру, показателями непосредственных результатов являются такие, как количество учеников, которым предоставлены образовательные услуги по заданной программе; количество пролеченных в соответствии с установленными стандартами пациентов и т.п.
Показатели же конечных результатов отражают достижение социальных результатов в виде определенного уровня удовлетворения общественных потребностей (например, повышение качества образования, снижение смертности от отдельных заболеваний, снижение уровня преступности, повышение безопасности дорожного движения и т.п.).
Очевидно, что достижение конечных
результатов и есть цель государственной
социально-экономической
Измерение результатов деятельности
получателей бюджетных средств
наиболее целесообразно осуществлять
на основе показателей прямых результатов
(хотя из этого правила могут быть
исключения). В то же время главные
распорядители бюджетных
Для повышения объективности оценки деятельности СБП необходимо рассчитывать конечные результаты в чистом виде, т.е. без учета воздействия внешних факторов (макроэкономическая конъюнктура, вклад других министерств и т.п.), для чего должна быть разработана соответствующая методика оценки.
Следует обратить внимание на то, что
в настоящее время СБП, участвующие
в эксперименте, предпринимают активные
попытки вовлечения в процесс
внедрения БОР основной части
бюджетной сети, т.е. нижестоящих
распорядителей и получателей бюджетных
средств. При этом деятельность значительного
числа СБП, в первую очередь тех,
которые организуют предоставление
государственных услуг, было бы логично
оценивать по показателям деятельности
подведомственной бюджетной сети. Это
требует разработки концепции реформирования
бюджетного процесса на внутриведомственном
уровне, включая механизмы
Таким образом, через систему применяемых показателей БОР в перспективе должен стать не просто новым методом планирования и инструментом анализа исполнения бюджета, а действенным механизмом, позволяющим увидеть за выявленными отклонениями то, что можно улучшить.
Помимо совершенствования
Представляется логичным, чтобы
контроль за использованием министерствами
и ведомствами бюджетных
В пользу необходимости
Совершенствовать процедуру
Наряду с государственным
На втором уровне контроль за результативностью
деятельности самих СБП должен осуществляться
Правительственной комиссией по
повышению результативности бюджетных
расходов. Такой контроль необходимо
реализовывать в процессе рассмотрения
комиссией разделов докладов главных
распорядителей бюджетных средств,
посвященных результатам их деятельности
в отчетном периоде, а также отчетов
о результатах реализации межведомственных
и ведомственных целевых
И, наконец, законченность системы
мониторинга достигается за счет
внедрения третьего уровня контроля
за результативностью деятельности
правительства РФ со стороны Государственной
Думы РФ с привлечением Счетной палаты
РФ. В целях обеспечения
Информация о работе Методы бюджетного планирования и прогнозирования