Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и прогнозирования.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть методы бюджетного планирования и прогнозирования, и их характеристики;
- изучить, какие методы бюджетного планирования и прогнозирования применяются в России;
- выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.
В России программный подход к планированию приходит на смену составлению бюджета "от достигнутого" и отличается главным образом методами планирования бюджетных расходов – способами расчета объема бюджетных ассигнований для исполнения расходных обязательств [13, с.67].
Программный подход к формированию расходов бюджета позволяет при оценке финансовых ресурсов, необходимых для реализации принятого решения (бюджетной программы), применять различные методы бюджетного планирования, обусловленные спецификой планируемых расходов: нормативный, предметно-целевой, балансовый, метод коэффициентов, метод экономического анализа и другие.
В России бюджеты ведомств
составляются на основе метода постатейного
распределения бюджетных
Главным достоинством данного
метода является то, что целевая
программа способствует соблюдению
единого подхода к
Согласно информации Минэкономразвития России за последние пять лет произошел существенный рост расходов федерального бюджета, распределенных по целевым программам; к 2010 г. предполагается по программному принципу распределять до 70 % бюджетных ассигнований (Таблица 3.1).
Таблица 3.1. Доля средств федерального бюджета, распределённого по программному принципу
Год |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Доля программных расходов, % |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
Применение того или иного
из рассмотренных методов
Таким образом, применение указанных выше методов бюджетного планирования повышает обоснованность и эффективность расходов бюджетов при расчете бюджетных ассигнований.
3. Совершенствование методов,
используемых в бюджетном
Внедрение БОР в практику управления общественными финансами, как правило, сопровождается переходом на многолетнее (среднесрочное) планирование: планирование деятельности учреждения и выделение бюджетных средств на ее реализацию осуществляется не на один год, а на несколько лет вперед, обычно на три года. Причины перехода на многолетнее планирование заключаются в следующем:
- для достижения некоторых
запланированных результатов
- измеримый эффект от
реализации ряда программ не
может быть выявлен в течение
одного финансового года (например,
при оценке эффективности
Успех внедрения данного метода зависит от эффективной взаимоувязки концепций бюджетной и административной реформ и практических шагов по их проведению, а также от реализации ряда других направлений политики по повышению эффективности государственного сектора и мероприятий по совершенствованию качества услуг, предоставляемых государством населению, которые намечены в программных документах по реформированию государственного сектора. [6, с. 3]
Первые годы внедрения
БОР в практику бюджетного планирования
на федеральном уровне выявили определенные
недостатки и пробелы как в
действующей нормативно-
1) В первую очередь
необходимо, на наш взгляд, перейти
от существующей структуры "
Далее для обеспечения
прозрачности вклада деятельности отдельных
СБП в достижение целей правительства
РФ каждому СБП необходимо выбрать
из трехуровневой системы целей
правительства те, которые соответствуют
направлениям его деятельности в
течение планового периода
Затем определяются тактические
задачи СБП, отражающие объем государственных
услуг, который СБП намеревается
реализовать в течение
После формулирования своих
тактических задач каждый СБП
должен разработать план мероприятий,
определив основные этапы достижения
целей и, главное, организационные
структуры (подведомственные агентства
и службы, департаменты министерств),
отвечающие за осуществление каждой
конкретной цели или задачи. Эти
отдельные однородные услуги или
схожие виды деятельности, ориентированные
на решение конкретных задач, объединяются
в целевые программы. Программой,
таким образом, может называться
специфический вид
2) В целях создания
действенной системы
Под прямым результатом в этом случае будем понимать объем предоставляемых государством товаров и услуг. К примеру, показателями непосредственных результатов являются такие, как количество учеников, которым предоставлены образовательные услуги по заданной программе; количество пролеченных в соответствии с установленными стандартами пациентов и т.п.
Показатели же конечных результатов отражают достижение социальных результатов в виде определенного уровня удовлетворения общественных потребностей (например, повышение качества образования, снижение смертности от отдельных заболеваний, снижение уровня преступности, повышение безопасности дорожного движения и т.п.).
Очевидно, что достижение
конечных результатов и есть цель
государственной социально-
Измерение результатов деятельности
получателей бюджетных средств
наиболее целесообразно осуществлять
на основе показателей прямых результатов
(хотя из этого правила могут быть
исключения). В то же время главные
распорядители бюджетных
Для повышения объективности оценки деятельности СБП необходимо рассчитывать конечные результаты в чистом виде, т.е. без учета воздействия внешних факторов (макроэкономическая конъюнктура, вклад других министерств и т.п.), для чего должна быть разработана соответствующая методика оценки.
Следует обратить внимание
на то, что в настоящее время
СБП, участвующие в эксперименте,
предпринимают активные попытки
вовлечения в процесс внедрения
БОР основной части бюджетной
сети, т.е. нижестоящих распорядителей
и получателей бюджетных
Таким образом, через систему применяемых показателей БОР в перспективе должен стать не просто новым методом планирования и инструментом анализа исполнения бюджета, а действенным механизмом, позволяющим увидеть за выявленными отклонениями то, что можно улучшить.
Помимо совершенствования
процедур подготовки докладов СБП или
сводного доклада правительства
РФ принципиально важным остается вопрос
о повышении эффективности
Представляется логичным,
чтобы контроль за использованием министерствами
и ведомствами бюджетных
В пользу необходимости совершенствования системы мониторинга результатов внедрения БОР свидетельствует и то, что ежегодный расчет эффективности деятельности СБП позволяет критически осмыслить сложившиеся направления расходования средств и отказаться от тех видов расходов, которые осуществляются "по инерции", без надлежащего социально-экономического обоснования их объективной необходимости.
Совершенствовать процедуру
мониторинга результативности бюджетных
расходов необходимо путем как повышения
уровня подготовки персонала и степени
проработанности целевых
Наряду с государственным контролем необходимо укреплять меры общественного контроля за объемом и качеством предоставляемых услуг, расширять практику создания наблюдательных советов при бюджетных учреждениях, усиливать роль общества потребителей в данном процессе.
На втором уровне контроль за результативностью деятельности самих СБП должен осуществляться Правительственной комиссией по повышению результативности бюджетных расходов. Такой контроль необходимо реализовывать в процессе рассмотрения комиссией разделов докладов главных распорядителей бюджетных средств, посвященных результатам их деятельности в отчетном периоде, а также отчетов о результатах реализации межведомственных и ведомственных целевых программ. Итоги оценки результативности деятельности главных распорядителей бюджетных средств должны содержаться в Сводном бюджетном докладе. При этом должна быть разработана методика оценки качества управления бюджетными средствами субъектами планирования.
И, наконец, законченность
системы мониторинга
Информация о работе Методы бюджетного планирования и прогнозирования