Межбюджетные отношения и их развитие в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 03:25, реферат

Описание работы

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов. С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение экономических задач, т. е. на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......…3

ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ........6

1.1 Сущность, структура и функции бюджетной системы Российской Федерации…………………………………………………………………..…......6

1.2 Принципы построения бюджетной системы ……………………………....12

1.3 Система межбюджетных отношений……………………………………....19

2.1 Понятие межбюджетных отношений…………………………………...….22

2,2Финансово-бюджетного,федерализма

2,3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……32

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 73.06 Кб (Скачать файл)

     Принцип единства или централизации бюджета  подразумевает наличие единого  и целостного документа, определяющего  доходную и расходную части бюджета  и позволяющего реально осуществлять контроль за формированием бюджета  и его исполнением органами власти соответствующего уровню бюджетной  системы. На уровне РФ таким документом является Федеральный закон "О  федеральном бюджете на год", на уровне субъекта РФ - Закон "О бюджете  на год", которые ежегодно принимаются  и утверждаются соответствующим  законодательным органом1.

     Принцип плановости бюджета рассматривается  с точки зрения государственного финансового плана по накоплению доходов и расходованию денежных средств бюджета в соответствии с планом социально-экономического развития на очередной финансовый год  в соответствии с бюджетной классификацией. Плановая природа бюджета исторична  с момента его зарождения с  середины XIX в. и находится в неразрывной  связи с планами развития народного  хозяйства, социальной сферы, образования, науки, культуры и других сфер деятельности государства.

     Принцип равновесия, или сбалансированности бюджета характеризует в первую очередь его бездефицитность, под  которой понимается соразмерность  между объемом доходов бюджета  и объемом его расходов. Нарушение  равновесия в сторону расходов образует дефицит средств в бюджете  и ставит перед органами власти проблему его покрытия. Проблема может решаться только за счет изыскания новых источников дохода. В качестве таких источников могут выступать внутренние и внешние заимствования, государственные резервы и другие источники дохода.

     Принцип многосторонности бюджета подразумевает, что бюджет представляет собой сложное  явление и одновременно отражает многие сферы деятельности: экономики, финансов, политики, права, социальной жизни и его невозможно сводить  только к росписи по статьям доходов  и расходов бюджетной классификации. Бюджет — это не только роспись, это еще и денежные отношения, фонд денежных средств, плановый государственный  документ.

     Принцип многофункциональности бюджета  подразумевает, что бюджет — это  прежде всего совокупность доходов  и расходов, собираемых и расходуемых  в течение целого финансового  года в соответствии со сметами доходов  и расходов. Многофункциональность  бюджета определяется не только значительным количеством источников дохода, но еще большим количеством статей расхода по сферам деятельности, основным направлениям и конкретным мероприятиям.

     Принцип самостоятельности бюджетов различных  уровней бюджетной системы предполагает:

  • право законодательных и исполнительных органов власти на своем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов формирования бюджета соответствующего уровня бюджетной системы;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий органов власти по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  • право органов власти самостоятельно определять направления расходов бюджетных средств;
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, или суммы превышения доходов над расходами, или сумм экономики по расходам бюджетов.

     Принцип полноты отражения доходов и  расходов бюджета и внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иных обязательных поступлений  и расходов отражаются в бюджетах и внебюджетных фондах в соответствии с бюджетной классификацией.

     Принцип гласности или публичности бюджетов подразумевает:

  • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;
  • полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;
  • обязательную открытость для граждан и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;
  • понимание гражданами языка бюджета и его цифр, за которыми скрываются отношения органов власти к своему государству, обществу и гражданам.

     Принцип достоверности бюджета предполагает надежность показателей прогноза социально  экономического развития соответствующих  территорий, реалистичность расчета  доходов и расходов бюджета, конкретность, определенную точность и объективность  исполнения бюджета или выполнения контрольных мероприятий, предусмотренных  целевыми программами и проектами.

     Принцип обязательности исполнения бюджета  означает, что после принятия и  утверждения бюджета органы исполнительной власти, ответственные за исполнение бюджета, не имеют права переводить денежные ресурсы из одного направления, параграфа или статьи бюджетной  классификации в другие без решения  законодательного органа власти. Все  денежные ресурсы бюджета используются в строгом соответствии с росписью бюджетной классификации по целевому направлению и в сроки, определенные целевыми программами и проектами развития народного хозяйства страны и социальной сферы.

     Принцип эффективности и экономичности  использования бюджетных средств  подразумевает, что при исполнении бюджетов органы исполнительной власти и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов в выполнении плановых заданий в соответствии с объемом средств, определенных бюджетом на соответствующее мероприятие.

     Среди множества принципов, характеризующих  бюджетную систему, можно выделить наиболее важные.

     Принцип единства бюджетной системы предполагает:

  • единство правовой базы;
  • единство денежной системы;
  • единство форм бюджетной классификации и документации;
  • использование единых принципов и правил в бюджетном процессе;
  • применение единых санкций за нарушение бюджетного законодательства;
  • применение единого порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы;
  • ведение бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней по единым стандартам, формам учета и отчетности.

     Принцип разграничения доходов и расходов внутри бюджета и между уровнями бюджетной системы означает полное или частичное закрепление определенных законодательством видов источников доходов за соответствующими бюджетами, а равно внутри бюджетов и закрепление  отдельных видов доходов за определенными  статьями расходов.

     Кроме того, принцип подразумевает разграничение  полномочий органов власти внутри одного бюджета и между бюджетами  по формированию бюджетов, их исполнению и установлению контроля за расходованием  бюджетных средств и средств  внебюджетных фондов.

     Принцип общего или совокупного покрытия расходов бюджета предполагает, что  все расходы бюджета должны покрываться  общей суммой доходов бюджета  и поступлений от источников финансирования дефицита. Доходы бюджета и поступления  от источников финансирования дефицита могут быть направлены на финансирование определенных расходов бюджета и  только при финансировании целевых  бюджетных фондов и программ. Кроме  того, в случае централизации средств  из бюджетов других уровней осуществляется принцип совокупного покрытия расходов бюджетов, в том числе дефицита бюджета.

     Принцип адресности и целевого характера  использования бюджетных средств  означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств  в общей бюджетной системе  с обозначением направления их на финансирование конкретных программ или  мероприятий.

     Принцип вертикальности бюджетной системы  предполагает вертикальное структурное  строительство бюджетной системы  по формированию доходов и исполнению бюджета. То есть, с одной стороны, каждое территориальное образование  имеет свой бюджет (федеральный, региональный или местный) и решает свои задачи самостоятельно в пределах предоставленных  законодательством прав, с другой стороны, регулирование бюджетов осуществляется исключительно по вертикали "сверху - вниз" в целях перераспределения  денежных средств при решении  задач социально-экономического характера  или выравнивания доходов звеньев  бюджетной системы.

     Принцип межбюджетных отношений характеризует  бюджетную систему с позиций  распределения и закрепления  расходов по уровням бюджетной системы, установления равновесия бюджетных  прав всех органов власти в отношении  своих бюджетов, принятия мер по выравниванию уровней минимальной  бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований.

     Принцип межбюджетных отношений означает, что  отдельные виды бюджетных расходов из бюджета вышестоящего уровня по решению органа власти могут передаваться в бюджеты нижестоящих уровней.

     Принцип универсальности бюджетов предполагает, что бюджеты субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными бюджетами, а местные  бюджеты во взаимоотношениях с региональными  бюджетами (бюджетами субъектов  РФ) используют единые методики расчета  нормативных финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных  услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, порядка  расчета уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, формирующих доходную часть бюджетов всех уровней бюджетной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Система межбюджетных  отношений

 

     Взаимосвязи звеньев бюджетной системы РФ реализуются через механизм межбюджетных отношений, в основу которых заложены принципы бюджетного федерализма. Необходимость  реформирования системы межбюджетных отношений в России возникла с  провозглашением. Декларации о государственном  суверенитете РФ, подписанием Федеративного  договора и принятием новой Конституции  которая закрепила преобразование России в подлинное федеративное государство. Новая организация  межбюджетных отношений между органами государственной власти федерации  и ее субъектами должна была отвечать федеративным принципам формирования вертикальной структуры государства, являться одним из главных условий  упрочения российской государственности, укрепления целостности экономического и правового пространства страны и преодоления социально экономического кризиса.

     Межбюджетные  отношения представляют собой совокупность отношений между органами государственной  власти РФ, органами государственной  власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения полномочий и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности  органов власти в области организации  бюджетного процесса.

     Бюджетный кодекс РФ установил следующие принципы межбюджетных отношений:

  • распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
  • разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
  • равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;
  • выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований;
  • равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с Федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

     В настоящее время можно выделить несколько проблем межбюджетных отношений в РФ:

     Структурный дисбаланс бюджетной системы  РФ: передача на нижестоящий уровень  бюджетных полномочий и ответственности  не подкрепляется соответствующей  финансово-бюджетной и экономической  базой.

     Уровень вертикали власти, из бюджета которого должно осуществляться финансирование соответствующего полномочия, не всегда совпадает с уровнем, где непосредственно  происходит его реализация.

     Низкая  доля собственных доходов в бюджетах субъектов Федерации и местных  бюджетах заметно снижает заинтересованность на местах в наращивании налогового потенциала, в своевременном и  полном поступлении налогов в  бюджетную систему.

     Единый  норматив отчислений по территориям  от регулирующих налогов не учитывает  особенности каждого региона (численность  населения, уровень развития). Поиск  объективного подхода к осуществлению  дифференциации нормативов по регулирующим налогам вызывает необходимость  разработки и использования для  этой цели соответствующей формулы.

     Ежегодные изменения нормативов отчислений в  местные бюджеты от регулирующих налогов лишают органы местного самоуправления возможности планировать свою бюджетную  политику даже в краткосрочной перспективе, не говоря о возможности реализации долгосрочных программ развития муниципальных  образований. В результате – резкое сокращение капитальных вложений в  структуре расходов местных бюджетов.

Информация о работе Межбюджетные отношения и их развитие в РФ