Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 03:25, реферат
В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов. С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение экономических задач, т. е. на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......…3
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ........6
1.1 Сущность, структура и функции бюджетной системы Российской Федерации…………………………………………………………………..…......6
1.2 Принципы построения бюджетной системы ……………………………....12
1.3 Система межбюджетных отношений……………………………………....19
2.1 Понятие межбюджетных отношений…………………………………...….22
2,2Финансово-бюджетного,федерализма  
2,3 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……32
Принцип единства или централизации бюджета подразумевает наличие единого и целостного документа, определяющего доходную и расходную части бюджета и позволяющего реально осуществлять контроль за формированием бюджета и его исполнением органами власти соответствующего уровню бюджетной системы. На уровне РФ таким документом является Федеральный закон "О федеральном бюджете на год", на уровне субъекта РФ - Закон "О бюджете на год", которые ежегодно принимаются и утверждаются соответствующим законодательным органом1.
Принцип плановости бюджета рассматривается с точки зрения государственного финансового плана по накоплению доходов и расходованию денежных средств бюджета в соответствии с планом социально-экономического развития на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной классификацией. Плановая природа бюджета исторична с момента его зарождения с середины XIX в. и находится в неразрывной связи с планами развития народного хозяйства, социальной сферы, образования, науки, культуры и других сфер деятельности государства.
Принцип равновесия, или сбалансированности бюджета характеризует в первую очередь его бездефицитность, под которой понимается соразмерность между объемом доходов бюджета и объемом его расходов. Нарушение равновесия в сторону расходов образует дефицит средств в бюджете и ставит перед органами власти проблему его покрытия. Проблема может решаться только за счет изыскания новых источников дохода. В качестве таких источников могут выступать внутренние и внешние заимствования, государственные резервы и другие источники дохода.
Принцип многосторонности бюджета подразумевает, что бюджет представляет собой сложное явление и одновременно отражает многие сферы деятельности: экономики, финансов, политики, права, социальной жизни и его невозможно сводить только к росписи по статьям доходов и расходов бюджетной классификации. Бюджет — это не только роспись, это еще и денежные отношения, фонд денежных средств, плановый государственный документ.
Принцип многофункциональности бюджета подразумевает, что бюджет — это прежде всего совокупность доходов и расходов, собираемых и расходуемых в течение целого финансового года в соответствии со сметами доходов и расходов. Многофункциональность бюджета определяется не только значительным количеством источников дохода, но еще большим количеством статей расхода по сферам деятельности, основным направлениям и конкретным мероприятиям.
     Принцип 
самостоятельности бюджетов различных 
уровней бюджетной системы 
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета и внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иных обязательных поступлений и расходов отражаются в бюджетах и внебюджетных фондах в соответствии с бюджетной классификацией.
     Принцип 
гласности или публичности 
     Принцип 
достоверности бюджета 
Принцип обязательности исполнения бюджета означает, что после принятия и утверждения бюджета органы исполнительной власти, ответственные за исполнение бюджета, не имеют права переводить денежные ресурсы из одного направления, параграфа или статьи бюджетной классификации в другие без решения законодательного органа власти. Все денежные ресурсы бюджета используются в строгом соответствии с росписью бюджетной классификации по целевому направлению и в сроки, определенные целевыми программами и проектами развития народного хозяйства страны и социальной сферы.
     Принцип 
эффективности и экономичности 
использования бюджетных 
Среди множества принципов, характеризующих бюджетную систему, можно выделить наиболее важные.
     Принцип 
единства бюджетной системы 
     Принцип 
разграничения доходов и 
     Кроме 
того, принцип подразумевает 
Принцип общего или совокупного покрытия расходов бюджета предполагает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений от источников финансирования дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования дефицита могут быть направлены на финансирование определенных расходов бюджета и только при финансировании целевых бюджетных фондов и программ. Кроме того, в случае централизации средств из бюджетов других уровней осуществляется принцип совокупного покрытия расходов бюджетов, в том числе дефицита бюджета.
     Принцип 
адресности и целевого характера 
использования бюджетных 
     Принцип 
вертикальности бюджетной системы 
предполагает вертикальное структурное 
строительство бюджетной 
Принцип межбюджетных отношений характеризует бюджетную систему с позиций распределения и закрепления расходов по уровням бюджетной системы, установления равновесия бюджетных прав всех органов власти в отношении своих бюджетов, принятия мер по выравниванию уровней минимальной бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований.
Принцип межбюджетных отношений означает, что отдельные виды бюджетных расходов из бюджета вышестоящего уровня по решению органа власти могут передаваться в бюджеты нижестоящих уровней.
     Принцип 
универсальности бюджетов предполагает, 
что бюджеты субъектов РФ во взаимоотношениях 
с федеральными бюджетами, а местные 
бюджеты во взаимоотношениях с региональными 
бюджетами (бюджетами субъектов 
РФ) используют единые методики расчета 
нормативных финансовых затрат на предоставление 
государственных и 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Взаимосвязи 
звеньев бюджетной системы РФ 
реализуются через механизм межбюджетных 
отношений, в основу которых заложены 
принципы бюджетного федерализма. Необходимость 
реформирования системы межбюджетных 
отношений в России возникла с 
провозглашением. Декларации о государственном 
суверенитете РФ, подписанием Федеративного 
договора и принятием новой Конституции 
которая закрепила 
     Межбюджетные 
отношения представляют собой совокупность 
отношений между органами государственной 
власти РФ, органами государственной 
власти субъектов РФ и местного самоуправления 
по поводу разграничения полномочий 
и закрепления бюджетных 
Бюджетный кодекс РФ установил следующие принципы межбюджетных отношений:
В настоящее время можно выделить несколько проблем межбюджетных отношений в РФ:
     Структурный 
дисбаланс бюджетной системы 
РФ: передача на нижестоящий уровень 
бюджетных полномочий и ответственности 
не подкрепляется соответствующей 
финансово-бюджетной и 
Уровень вертикали власти, из бюджета которого должно осуществляться финансирование соответствующего полномочия, не всегда совпадает с уровнем, где непосредственно происходит его реализация.
     Низкая 
доля собственных доходов в бюджетах 
субъектов Федерации и местных 
бюджетах заметно снижает 
Единый норматив отчислений по территориям от регулирующих налогов не учитывает особенности каждого региона (численность населения, уровень развития). Поиск объективного подхода к осуществлению дифференциации нормативов по регулирующим налогам вызывает необходимость разработки и использования для этой цели соответствующей формулы.
Ежегодные изменения нормативов отчислений в местные бюджеты от регулирующих налогов лишают органы местного самоуправления возможности планировать свою бюджетную политику даже в краткосрочной перспективе, не говоря о возможности реализации долгосрочных программ развития муниципальных образований. В результате – резкое сокращение капитальных вложений в структуре расходов местных бюджетов.
Информация о работе Межбюджетные отношения и их развитие в РФ