Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:04, доклад
Межбюджетные отношения в Российской Федерации – это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Переход от централизованной системы управления к рыночной во многом зависит от адекватных преобразований в бюджетной сфере. Речь идет прежде всего о необходимости децентрализации бюджетной политики. При этом ключевая роль отводится сбалансированному функционированию всех звеньев бюджетной системы, применению бюджетных методов в регулировании территориального развития.
Межбюджетные отношения: необходимость, принципы и формы
Межбюджетные отношения в Российской Федерации – это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Переход от централизованной системы управления к рыночной во многом зависит от адекватных преобразований в бюджетной сфере. Речь идет прежде всего о необходимости децентрализации бюджетной политики. При этом ключевая роль отводится сбалансированному функционированию всех звеньев бюджетной системы, применению бюджетных методов в регулировании территориального развития.
Другими словами, одной из приоритетных целей государственной бюджетной политики в ее территориальном аспекте в настоящее время является реализация принципов разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ, равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований, самостоятельности и сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (законодательное обеспечение всех региональных и местных бюджетов доходными источниками в достаточной мере для реализации ими возложенных на них расходных полномочий), которые основываются в настоящее время на модели бюджетного устройства и бюджетного процесса федеративного государства, получившей название бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм определяется как процесс регулирования баланса интересов всех участников федеративных отношений с помощью инструментария бюджетно-налоговой политики на базе согласуемых правил, которые включают:
В настоящее время в России имеются следующие виды взаимоотношений в рамках бюджетного федерализма (формы межбюджетных отношений):
Межбюджетные отношения, построенные на принципах бюджетного федерализма, предполагают самостоятельность в нахождении средств для финансирования децентрализовано принимаемых решений и региональных программ субъектами РФ. Только в этом случае можно говорить о реальной самостоятельности регионов, а также муниципальных образований.
В то же время во многих случаях действительность такова, что финансовой базы для формирования бюджетных источников реализации принимаемых субъектами РФ и органами местного самоуправления решений недостаточно. В этих случаях децентрализация управления, предусматривающая передачу регионам и органам местного самоуправления определенных прав в области управления, подкрепляется соответствующей передачей им денежных средств соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в виде межбюджетных трансфертов.
Межбюджетные трансферты – средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты, являясь частью системы межбюджетных отношений, призваны выполнять следующие функции:
Информация о работе Межбюджетные отношения: необходимость, принципы и формы