Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:29, реферат
Межбюджетные отношения в РФ – это взаимоотношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.
Межбюджетные отношения должны основываться на следующих положениях, содержащихся в Бюджетном кодексе РФ:
распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы - закрепление расходов за федеральным бюджетом, за бюджетами субъектов Федерации, за местными бюджетами;
разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам доходов по бюджетам бюджетной системы РФ;
Межбюджетные отношения в РФ и пути их совершенствования
Межбюджетные отношения в РФ – это взаимоотношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.
Межбюджетные отношения должны основываться на следующих положениях, содержащихся в Бюджетном кодексе РФ:
Главная проблема межбюджетных
отношений в современной России
- дефицитность подавляющего большинства
территориальных и местных
Федеральная власть взимает все косвенные налоги в федеральный бюджет, затем часть их направляет в территориальные бюджеты. Порядок формирования доходов и расходов бюджетов несовершенен, что порождает разногласия между уровнями власти.
Несмотря на проводимую работу по совершенствованию межбюджетных отношений (в 2004 г. с этой целью принят федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части совершенствования межбюджетных отношений»; Правительством РФ утверждена программа совершенствования межбюджетных отношений) проблема расширения собственной доходной базы бюджетов субъектов РФ и, особенно, местных бюджетов остается по-прежнему актуальной.
Бюджетные взаимоотношения федерального центра и субъектов Федерации продолжают оставаться наиболее сложной проблемой бюджетного устройства России.
Проблема межбюджетных отношений является по существу не только финансовой проблемой. От её решения зависит будущее Российской Федерации как единого государства. В конечном итоге задача заключается в том, чтобы каждый уровень власти, каждый бюджет мог формировать собственную доходную базу, достаточную для выполнения всех возложенных на него расходных обязательств.
В России традиционно
распределение доходов между
уровнями бюджетной системы
Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в %) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год и плановый период. Нормативы отчислений определяются законами о соответствующих бюджетах.
С 1 января 2005г. в Бюджетном кодексе РФ исключено понятие "регулирующие доходы". Важным источником формирования региональных и местных бюджетов являются межбюджетные трансферты. Межбюджетные трансферты – средства, представляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ (дотации, субвенции, субсидии).
Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Субсидии – межбюджетные трансферты, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субвенция выдается на определенный срок. В случае, если субвенция не израсходована в этот срок или израсходована не по назначению, она должна быть возвращена в соответствующий бюджет.
В практике межбюджетных
отношений применяется также бю
Для выравнивания уровней
социально-экономического развития субъектов
Федерации и муниципальных
Механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором стал выступать целевой Фонд финансовой поддержки регионов, введен с 1994 г. Средства этого фонда распределяются для всех регионов по единому принципу.
В соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете с 2001 г. ежегодно образовывается Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР), основное предназначение которого – выравнивание уровня их бюджетной обеспеченности.
В действующем БК РФ предусмотрено, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Уровень расчетной бюджетной
В перспективе финансовую помощь из ФФПР предполагается определять на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. Последние должны выступать как гарантированные государством минимально допустимые уровни социальных услуг, предоставляемых на всей территории Российской Федерации гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет финансирования из бюджетов бюджетной системы РФ.
В составе доходов федерального бюджета наряду с Федеральным фондом финансовой поддержки субъектов Российской Федерации образуются также Федеральный фонд софинансирования расходов (как совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации), и Федеральный фонд компенсаций (совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации).
Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определены в ст. 135-142 Бюджетного Кодекса РФ.
Информация о работе Межбюджетные отношения в РФ и пути их совершенствования