Межбюджетные отношения в РФ и пути их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:29, реферат

Описание работы

Межбюджетные отношения в РФ – это взаимоотношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.
Межбюджетные отношения должны основываться на следующих положениях, содержащихся в Бюджетном кодексе РФ:
распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы - закрепление расходов за федеральным бюджетом, за бюджетами субъектов Федерации, за местными бюджетами;
разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам доходов по бюджетам бюджетной системы РФ;

Файлы: 1 файл

Межбюджетные отношения.doc

— 39.00 Кб (Скачать файл)

Межбюджетные  отношения в РФ и пути их совершенствования

Межбюджетные  отношения в РФ – это взаимоотношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения должны основываться на следующих положениях, содержащихся в Бюджетном кодексе  РФ:

  • распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы - закрепление расходов за федеральным бюджетом, за бюджетами субъектов Федерации, за местными бюджетами;
  • разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам доходов по бюджетам бюджетной системы РФ;
  • равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований;
  • выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом;
  • равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Главная проблема межбюджетных отношений в современной России - дефицитность подавляющего большинства  территориальных и местных бюджетов.

Федеральная власть взимает все  косвенные налоги в федеральный  бюджет, затем часть их направляет в территориальные бюджеты. Порядок формирования доходов и расходов бюджетов несовершенен, что порождает разногласия между уровнями власти.

Несмотря на проводимую работу по совершенствованию межбюджетных отношений (в 2004 г. с этой целью принят федеральный  закон «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части совершенствования межбюджетных отношений»; Правительством РФ утверждена программа совершенствования межбюджетных отношений) проблема расширения собственной доходной базы бюджетов субъектов РФ и, особенно,  местных бюджетов остается по-прежнему актуальной.

Бюджетные взаимоотношения федерального центра и субъектов Федерации  продолжают оставаться наиболее сложной  проблемой бюджетного устройства России.

Проблема межбюджетных отношений  является  по существу не только финансовой проблемой. От её решения зависит будущее Российской Федерации как единого государства. В конечном итоге задача заключается в том, чтобы каждый уровень власти, каждый бюджет мог формировать собственную доходную базу, достаточную для выполнения  всех возложенных на него расходных обязательств.

В России традиционно  распределение доходов между  уровнями бюджетной системы осуществлялось посредством закрепления за каждым уровнем собственных доходов  и использования регулирующих доходов. Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные налоговым и бюджетным законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за определенным бюджетом. Например, НДС, акцизы, таможенные пошлины на все 100% закреплены как собственные доходы федерального бюджета; налог на доходы физических лиц – это на 100% собственные доходы соответствующего территориального бюджета; налог на прибыль организаций (20% от налогооблагаемой базы) распределен на постоянной основе между бюджетами разных уровней следующим образом: 2% –  в  федеральный бюджет;18% – в бюджеты субъектов РФ.

Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в %) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год и плановый период. Нормативы отчислений определяются законами о соответствующих бюджетах.

С 1 января 2005г. в Бюджетном кодексе  РФ исключено понятие "регулирующие доходы". Важным источником формирования региональных и местных бюджетов являются межбюджетные трансферты. Межбюджетные  трансферты – средства, представляемые  одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ (дотации, субвенции, субсидии).

Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Субсидии – межбюджетные трансферты, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных  целевых расходов. Субвенция выдается на определенный срок. В случае,  если субвенция не израсходована в этот срок или израсходована не по назначению, она  должна быть возвращена в соответствующий бюджет.

В практике межбюджетных отношений применяется также бюджетные кредиты - денежные средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ на возвратной и возмездной основах.

Для выравнивания уровней  социально-экономического развития субъектов  Федерации и муниципальных образований  невозможно обойтись без финансовой поддержки их соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов  Федерации. В то же время требуется совершенствовать методику оказания такой поддержки, чтобы экономически отсталые территории (их властные структуры) становились полноправными участниками бюджетного процесса, а не выступали в унизительной роли просителей финансовой помощи.

Механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором стал выступать целевой Фонд финансовой поддержки регионов, введен с 1994 г. Средства этого фонда распределяются для всех регионов по единому принципу.

В соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете с 2001 г. ежегодно образовывается Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР), основное предназначение которого – выравнивание уровня их бюджетной обеспеченности.

В действующем БК РФ предусмотрено, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые  могут быть получены консолидированным  бюджетом субъекта Российской Федерации  исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

В перспективе финансовую помощь из ФФПР предполагается определять на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. Последние должны выступать как гарантированные государством минимально допустимые уровни социальных услуг, предоставляемых на всей территории Российской Федерации гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет финансирования из бюджетов бюджетной системы РФ.

В составе доходов федерального бюджета наряду с Федеральным фондом финансовой поддержки субъектов Российской Федерации образуются также Федеральный фонд софинансирования расходов (как совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации), и Федеральный фонд компенсаций (совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации).

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых  из бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов, определены в  ст. 135-142 Бюджетного Кодекса РФ.

 


Информация о работе Межбюджетные отношения в РФ и пути их совершенствования