Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:48, контрольная работа
Министерство путей сообщения — орган государственного управления в Российской империи, СССР и Российской Федерации (до 9 марта 2004 года), обеспечивавший проведение единой политики в сфере водного, сухопутного и железнодорожного транспорта, а также осуществлявший общее руководство в области транспортного сообщения. В СССР и РФ Министерство занималось исключительно железнодорожным транспортом.
Сегодня представить себе Россию без железных дорог просто немыслимо. Так сложились географические, исторические, экономические условия, что железная дорога стала своего рода символом России. Железнодорожная сеть раскинулась с запада на восток по восьми часовым поясам, а с севера на юг простирается от Заполярья до зоны субтропиков.
ВВЕДЕНИЕ
Министерство путей сообщения — орган государственного управления в Российской империи, СССР и Российской Федерации (до 9 марта 2004 года), обеспечивавший проведение единой политики в сфере водного, сухопутного и железнодорожного транспорта, а также осуществлявший общее руководство в области транспортного сообщения. В СССР и РФ Министерство занималось исключительно железнодорожным транспортом.
Сегодня представить себе Россию без железных дорог просто немыслимо. Так сложились географические, исторические, экономические условия, что железная дорога стала своего рода символом России. Железнодорожная сеть раскинулась с запада на восток по восьми часовым поясам, а с севера на юг простирается от Заполярья до зоны субтропиков.
Общая протяженность железнодорожных
путей составляет 151200 км, из них 86200
км приходится на дороги общего пользования,
а 65000 км - на ведомственные. Наиболее густая
и разветвленная сеть железных дорог
расположена в европейской
1.История образования
Датой образования МПС России считается 16 июня 1865 года, но систематическая деятельность правительства в области путей сообщения началась еще в 1649 году, когда царь Алексей Михайлович издал Уложение об охране судоходства. При Петре I столица государства была перенесена в Санкт-Петербург. Была учреждена Коммерц-Коллегия, наблюдавшая за сухопутными дорогами. Перенос столицы привёл к необходимости строительства новых путей сообщений для новой столицы: в первую очередь в 1709 году заработала речная Вышневолоцкая водная система, а во вторую — в 1712 году начато строительство тракта Санкт-Петербург ↔ Москва, для чего учреждена Канцелярия перспективной дороги, к которой в 1742 году перешли функции наблюдения за сухопутными дорогами от Коммерц-Коллегии, а, после того, как в 1746 году она была достроена, в 1748 году она назвалась Комиссией о дорогах в Государстве, которая в 1755 году образовала Канцелярию строения государственных дорог[1].
В 1798 году император Павел I утвердил проект образования Департамента водных коммуникаций, который возглавил Н. П. Румянцев. При Румянцеве в департаменте был расширен отдел «по учебной части». Николай Петрович осознавал остроту дефицита инженеров-строителей, требующихся для ускоренного строительства путей сообщений. Он выдавал рекомендации для обучения группы специалистов в Англии и Франции, с другой стороны приглашал в Россию ученых и инженеров для проектирования и строительства шоссейных дорог, мостов, обводных каналов, каменных устоев и других технических сооружений. Он создал в департаменте первую в России транспортную библиотеку, а также модельный кабинет, с копиями инженерных сооружений и механизмов. Департамент при Румянцеве действовал успешно и в 1809 году расширил свои полномочия и был переименован в Управление водяными и сухопутными сообщениями. На базе, построенной Румянцевым, в том же 1809 году был создан военный Институт корпуса путей сообщения.[1]
20 ноября 1809 года последовал Высочайший манифест Его Императорского Величества по созданию Корпуса Инженеров Путей сообщения и в его составе Института Инженеров Корпуса Путей Сообщения.
C 1820 года по 1832 год департамент носил название «Главное управление путей сообщения», а с 1833 года по 1842 год — Главным управлением путей сообщения и публичных зданий. В 1842 году в управлении был создан Департамент железных дорог.
Департамент
возглавил строительство Петерб
Современное
устройство Министерства путей сообщения
представляется в следующем виде.
Во главе центрального управления —
министр, с товарищем. Высшие учреждения
Министерства: 1) совет Министерства,
2) инженерный совет и 3) совет по железнодорожным
делам. Совет Министерства учрежден
на основании общих узаконений о
советах министров. Инженерный совет
образован для разработки и обсуждения
технических вопросов общего значения
и проектов, смет и технических
условий важных работ, сопряженных
со значительными и
На обязанности
инспекции лежит производство расследований
по важнейшим несчастным случаям
и происшествиям на железных дорогах.
На однородных основаниях действует
главная инспекция шоссейных
и водяных путей. Управление казенных
железных дорог составляют: председатель,
семь членов от Министерства путей
сообщения, два члена от Министерства
финансов и один член от Министерства
внутренних дел; в заседаниях управления
участвуют также главный
Департаменты железных дорог и шоссейных и водяных сообщений разделяются на различные отделы, заведующие административно-хозяйственными или техническими вопросами. На обязанности юрисконсульта и его помощника лежит судебная защита имущественных интересов казны по Министерству путей сообщения. Временный статистический отдел образован для собирания, проверки и рациональной обработки статистических материалов по всем вопросам, касающимся устройства, улучшения и эксплуатации различных путей сообщения. В неопределенные сроки отделом издается "Статистический Сборник Министерства Путей Сообщения".
Главная
заводская инспекция имеет
2.Народный комиссариат путей сообщения (НКПС)
Первая
мировая война подорвала
В 1932 г. принято решение СНК о реконструкции железных дорог, которое предусматривало:
3.Министерство путей сообщения СССР
1946 г. - НКПС был преобразован в МПС СССР.
1954 г. - из состава МПС выделилось Министерство транспортного строительства СССР (с 1992 г. преобразовано в концерн "Трансстрой").
В послевоенное время, завершив восстановление разрушенного хозяйства, МПС выступило с инициативой перспективного (на 20 лет) развития и модернизации железнодорожного транспорта. Программой предусматривалось:
Благодаря реализации программы в 1975 г. протяжённость сети увеличилась на 17,6 тыс. км, объёмы перевозок выросли в 3 раза (3621,1 млн т); 51,7% перевозок осуществлялось электровозами и 47,9% тепловозами; 38,9 тыс. км были электрифицированы; 62,4 тыс. км оснащены автоблокировкой.
В 1982 был
предложен план развития железнодорожной
отрасли, в основу которого положена
стратегия внедрения во все звенья
транспортного конвейера
В 1991 г. в
МПС была разработана третья программа
развития и реконструкции
Министерство путей сообщения Российской Федерации
20 января 1992 г. - образование МПС Российской Федерации.
В 1998 году постановлением Правительства РФ была утверждена "Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта", в которой были определены основные задачи и цели перестройки отрасли.
9 марта 2004 г. - МПС России упразднено Указом Президента Российской Федерации № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
Функции упраздненного министерства - федерального органа исполнительной власти переданы Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству железнодорожного транспорта.
Заключение
В истории государства
Список используемой литературы