Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 06:43, контрольная работа
Процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере общества, представляет собой инновационный процесс. Инновационные процессы зарождаются в отдельных отраслях науки, а завершаются в сфере производства, вызывая в ней прогрессивные, качественно новые изменения.
Введение 3
1. Факторы, влияющие на эффективность инновационного процесса 4
2. Экономическая эффективность нововведений 6
3. Народнохозяйственная и коммерческая эффективность нововведений 9
Заключение 12
Список использованной литературы 13
ВАГС «Критерии эффективности нововведений»
Оглавление
Введение 3
1. Факторы, влияющие на эффективность инновационного процесса 4
2. Экономическая эффективность нововведений 6
3. Народнохозяйственная и коммерческая эффективность нововведений 9
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, новая продукция или технология, новое явление.
Процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере общества, представляет собой инновационный процесс. Инновационные процессы зарождаются в отдельных отраслях науки, а завершаются в сфере производства, вызывая в ней прогрессивные, качественно новые изменения.
Инновации могут относиться как
к технике и технологии, так
и к формам организации производства
и управления. Все они тесно
взаимосвязаны и являются качественными
ступенями в развитии производительных
сил, повышения эффективности
Эффективность нововведений
выступает мерой
Эффективность инновационного процесса как совокупности операций, реализованных в течение определенного периода времени, зависит от ряда взаимозависимых факторов.
Во-первых, инновационный потенциал организации – показатель, характеризующий способность компании к осуществлению процессов нововведений.
Во-вторых, направление инновационной деятельности. Направление инновационного процесса зависит от целей, которые должны быть достигнуты при осуществлении нововведений:
1) сохранение позиций на рынке;
2) завоевание новых сегментов рынка;
3) структурное преобразование предприятия. При выборе направления разработки учитывается величина достигаемого экономического эффекта, которая сопоставляется с уровнем потенциальных рисков.
В-третьих, скорость осуществления инновационного процесса. Скорость осуществления инновационного процесса характеризует показатель, именуемый инновационным лагом. Инновационный лаг – временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций (получение положительной прибыли). От величины данного показателя зависит результативность всего процесса нововведений. При создании и внедрении новинки фирма стремится монополизировать рынок и получить максимально возможную прибыль от коммерциализации нововведения. Время, в течение которого предприятие-инноватор удерживает монополию, определяется скоростью реагирования конкурентов. Таким образом, чем быстрее компания разработает новшество и выведет его на рынок, тем быстрее окупит капиталовложения и опередит конкурентов.
В-четвертых, маркетинговая стратегия фирмы. Маркетинговые исследования фирмы позволяют уменьшить риск отторжения нововведения на рынке. Они осуществляются на различных стадиях инновационной деятельности. На этапе зарождения инновационной идеи задачи маркетинговых исследований заключаются в анализе рыночной ситуации, прогнозировании тенденций развития отрасли и нахождении сегмента рынка, не занятого фирмой-конкурентом. На основе полученных данных определяется направление инновационного процесса. Конъюнктурные исследования на последующих этапах инновационной деятельности позволяют своевременно скорректировать ход процесса нововведений и адаптировать его к изменившимся условиям. На заключительных стадиях инновационной деятельности маркетинговые исследования проводятся для выявления оптимальных форм коммерциализации, определения благоприятного момента вывода новинки на рынок, разработки эффективной сбытовой политики и форм ценового продвижения.
Экономическая эффективность нововведений, как категория, отражает складывающиеся в обществе отношения по поводу соизмерения полученных экономических результатов и затрат по всем стадиям инновационного процесса. Экономическая эффективность нововведений является важнейшей составляющей эффективности общественного производства. Ее определяют в зависимости от цели анализа. Здесь возможны три варианта2:
1) абсолютной эффективности;
2) относительной эффективности нововведений по отношению к предшествующему состоянию;
3) их сравнительной
Абсолютная эффективность
нововведений определяется отношением
экономического результата к соответствующим
(совокупным) затратам. Она показывает
норму прибыли (рентабельность) и
характеризует окупаемость
Относительная экономическая эффективность нововведений исчисляется сопоставлением экономических показателей инновационного и традиционного производства или показателей осуществляемых и предыдущих нововведений.
Эффективность имеет многофакторную природу. К составляющим экономической эффективности процесса научно-технических нововведений, т.е. моментам, оказывающим существенное влияние на результаты и затраты, относят фактор качества наукоемкой продукции, фактор времени, темпы нововведений.
Борьба за сохранение конкурентных позиций фирм ведется не столько путем снижения цен на существующие виды товаров, сколько путем выпуска новых наукоемких товаров, обладающих более высокими потребительскими качествами. Произошел переход от ценовой к инновационной конкуренции. Главные направления конкурентной борьбы - это новизна и качество товаров. В обеспечении конкурентоспособности решающую роль играет процесс нововведений. Диалектика в том и состоит, что инновационный процесс как явление прогресса производительных сил, порождая проблемы качества, одновременно выступает решающим средством их разрешения.
Если фактор качества отражается в показателях экономического результата нововведений, то фактор времени, темпа инновационного процесса приобретает самостоятельное значение для длительности использования или производства нововведений. Необходимость повышения темпов научно-технического обновления производства обусловлена значительным ускорением морального старения продукции научной подготовки, а, следовательно, и самих нововведений. Это означает, что учет фактора времени должен приобрести самостоятельное значение и в управлении процессом нововведений: осуществляемые меры должны приводить не только к росту экономических результатов и сокращению затрат, но и к уменьшению продолжительности научной подготовки производства, стадии производственного освоения результатов научных исследований, ускоренного процесса распространения нововведений. Можно сформулировать следующую закономерность: при прочих равных условиях экономическая эффективность процесса научно-технических нововведений находится в обратной зависимости от продолжительности инновационного цикла.
Эффективность процесса нововведений,
начиная с 1982 г., устойчиво и неуклонно
снижается. И в этом состоит обобщенное
выражение невосприимчивости
Отставание в научно-
Среди всех проблем социально-
Народнохозяйственный
Внутрихозяйственный (коммерческий) экономический эффект, исчисляемый на отдельных стадиях цикла «наука-производство –эксплуатация (потребление)», позволяет оценивать эффективность определенных технических новшеств и нововведений с точки зрения рыночных экономических интересов научно-исследовательских (проектно-конструкторских) организаций, предприятий-продуцентов и предприятий-потребителей. Первая форма экономического эффекта как оценочный показатель используется на стадиях обоснования целесообразности разработки и последующей реализации новых технических решений и выбора наилучшего варианта, а вторая, - в процессе реализации новшеств (нововведений), когда уже известны цены на новую научно-техническую продукцию и объем ее производства.
С целью более глубокого
экономического анализа эффективности
технических новшеств (нововведений)
целесообразно исчислять и
В современных условиях формирования
социально ориентированной
Во-первых, проводится ранжирование целей разработки производства и использования объектов технических новшеств; к высшему рангу относятся социальные цели и требования экологической безопасности, к низшему – максимизация экономической эффективности.
Во-вторых, возможные варианты
технических новшеств одинаково-функционального
назначения проходят проверку на соответствие
социальным целям и требованиям
экологической безопасности, зафиксированным
в государственных и
В-третьих, на конечной стадии процесса сравнения и выбора нужно рассматривать только социальные и экологически допустимые (в этом понимании – эффективные) варианты технических новшеств или нововведений; наилучший из них определяется уже по экономическому критерию.
Особенности оценки эффективности
организационных нововведений. Исходя
из особенностей оценки эффективности,
всю совокупность новых организационных
решений можно условно
- первую – организационные нововведения, осуществление которых требует определенных (нередко существенных) дополнительных определенных затрат (капитальных вложений);
- вторую – такие нововведения, которые не требуют инвестиций.
Определение и оценка экономической эффективности организационных нововведений, относящихся к первой группе (например, организация новых специализированных или комбинированных производств; концентрация производства на действующем предприятии, вызывающая необходимость его расширения (реконструкции, технического переоснащения), осуществляются точно также, как и новых технических решений. Одновременно нужно учитывать очень важное обстоятельство — в состав текущих затрат нужно включать дополнительно транспортные расходы, а также потери сырья (материалов) и готовой продукции в процессе их транспортировки и хранения.
Эффективность беззатратных новых организационных решений (в частности, внедрение бригадной или другой формы организации оплаты труда; совершенствование отдельных элементов хозяйственного механизма – организационных структур управления, систем планирования и финансирования, создание новых рыночных структур) определяют в большинстве случаев на основе исчисления экономии текущих затрат, обусловленной осуществлением таких нововведений. В каждом конкретном случае необходимо точно очерчивать круг показателей для оценки эффективности той или иной группы без затратных организационных решений.
Информация о работе Народнохозяйственная и коммерческая эффективность нововведений