Образование и погашение государственного долга страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 11:41, реферат

Описание работы

Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при его определенной экономической независимости. В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике, госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Файлы: 1 файл

ГОТОВОЕ.docx

— 36.19 Кб (Скачать файл)
  • формирование государственной долговой политики;
  • определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
  • установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом;
  • установление границ задолженности.

Под управлением  долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных  с выпуском и размещением государственных  долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием  госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

Процесс управления госдолгом как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности. В процессе управления госдолгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования госдолга. В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое - это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств.

Таким образом, под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства  перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Основания для  образования, формы и виды государственного долга определены в Бюджетном Кодексе Российской Федерации.

Управление  государственным долгом осуществляется с помощью основных методов управления государственным долгом, и в его  основе лежат определенные принципы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ расходов на обслуживание государственного долга России в 2011-2013 гг.

Государственный долг Российской Федерации, расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации

Основные выводы подраздела

• Объем государственного долга  Российской Федерации (далее государственный долг) увеличился с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.

• Увеличение   государственного долга произошёл в основном за   счет роста государственного внутреннего долга с 3 726,7 млрд. рублей в 2010 году  до 8 826,3 млрд. рублей (14,2 % ВВП) в 2013 году.

•   С ростом объемов государственного долга увеличились бюджетные ассигнования на его обслуживание (процентные расходы) с 0,6 % ВВП в 2010 году до 0,97 % ВВП в 2013 году, объем процентных расходов в 2013 году больше в 2,1 раза, чем в 2010 году.

•   Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга в 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличился в 2,5 раза.

•   Объем консолидированного внешнего долга Российской Федерации (перед нерезидентами) на 1 июля 2010 года составил 456,1 млрд. долларов США (31,7 % ВВП), в 2009 году и I квартале 2010 года указанный долг превышал объем международных резервов Российской Федерации. По состоянию на 1 июля 2010 года указанный долг стал меньше на 5,1 млрд. долларов США объема международных резервов Российской Федерации.

В соответствии с Основными направлениями  долговой политики Российской Федерации  на 2011-2013 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 23 сентября 2010 года, государственная политика в области  государственного долга Российской Федерации была направлена на обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований, создание условий для осуществления корпоративных заимствований.

Согласно законопроекту в 2011 - 2013 годах в целях обеспечения  сбалансированности федерального бюджета предусматривалось осуществление  значительных заимствований на внутреннем финансовом рынке.

Всего за 2011-2013 годы предусматривается  общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в  объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей.

Государственный долг Российской Федерации  при этом увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.

Динамика объема и структуры  государственного долга Российской Федерации в 2009 -2013 годах представлена в следующей таблице.

 

На 1 января 2010 года

На 1 января 2011 года

На 1 января

2012 года

На 1 января 2013 года

На 1 января 2014 года

Изменение 2013 г. к 2010 г.

отчет 2009 г.

Закон №308-ФЗ (с изм.)

проект

проект

проект

млрд. руб.

%

Государственный долг Российской Федерации,

млрд. рублей

3 233,1

5 316,7

6 844,7

8 976,8

11 170,3

5853,6

ПО

% к ВВП

8,3

11,8

13,6

16

18

   

в том числе:

             

Государственный внутренний

долг, млрд. руб.

2 094,7

3 726,7

5 148,4

6 976,4

8 826,3

5099,6

137

% к ВВП

5,4

8,3

10,2

12,5

14,2

   

Государственный внешний

долг, млрд. руб.

1 138,4

1 590,0

1 696,3

2 000,4

2 344,0

754,0

47,4

% к ВВП

2,9

3,5

3,4

3,5

3,8

   

Анализ динамики показывает, что  государственный долг увеличился за 2011 - 2013 годы в 2,1 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего  долга. Он увеличится в 2,4 раза в 2013 году по сравнению с 2010 годом, или с 8,3 % ВВП в 2010 году до 14,2 % ВВП в 2013 году.

Доля государственного внутреннего  долга в совокупном объеме государственного долга в 2013 году составило 79,0 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.02.2006);
  2. Головачёв Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика: Учебник –2008.
  3. Крохина, Ю.А. Финансовое право России. Учебник / Ю.А. Крохина. - М.: Норма, 2010. – 691 с.
  4. Финансовое право. Учебник / под ред. Е.Ю. Грачева. - М.: Велби, 2009. – 536 с.
  5. Вавилов А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления. – М., 2007. – 304 с.
  6. Финансы / Под ред. М.В.Романовского– М.: Юрайт, 2000
  7. Государственный долг-Алёхин Б.И.-Учебное пособие-Из.:Юнити-Дана,2009.
  8. Сайт Министерства финансов Российской Федерации – Режим доступа: http://www1.minfin.ru.
  9. Сайт Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) – Режим доступа: http://www.cbr.ru.

1 Вавилов А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления. – М., 2007. – 304 с.

2 Вавилов А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления. – М., 2007. – 304 с.

3 Головачёв Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика: Учебник –2008.

 


Информация о работе Образование и погашение государственного долга страны