Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 11:41, реферат
Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при его определенной экономической независимости. В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике, госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.
Процесс управления госдолгом как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности. В процессе управления госдолгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования госдолга. В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое - это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств.
Таким образом,
под государственным долгом Российской
Федерации понимаются ее долговые обязательства
перед физическими и
Управление государственным долгом осуществляется с помощью основных методов управления государственным долгом, и в его основе лежат определенные принципы.
Государственный долг Российской Федерации, расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации
Основные выводы подраздела
• Объем государственного долга Российской Федерации (далее государственный долг) увеличился с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.
• Увеличение государственного долга произошёл в основном за счет роста государственного внутреннего долга с 3 726,7 млрд. рублей в 2010 году до 8 826,3 млрд. рублей (14,2 % ВВП) в 2013 году.
• С ростом объемов государственного долга увеличились бюджетные ассигнования на его обслуживание (процентные расходы) с 0,6 % ВВП в 2010 году до 0,97 % ВВП в 2013 году, объем процентных расходов в 2013 году больше в 2,1 раза, чем в 2010 году.
• Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга в 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличился в 2,5 раза.
• Объем консолидированного внешнего долга Российской Федерации (перед нерезидентами) на 1 июля 2010 года составил 456,1 млрд. долларов США (31,7 % ВВП), в 2009 году и I квартале 2010 года указанный долг превышал объем международных резервов Российской Федерации. По состоянию на 1 июля 2010 года указанный долг стал меньше на 5,1 млрд. долларов США объема международных резервов Российской Федерации.
В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011-2013 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 23 сентября 2010 года, государственная политика в области государственного долга Российской Федерации была направлена на обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований, создание условий для осуществления корпоративных заимствований.
Согласно законопроекту в 2011 - 2013 годах в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета предусматривалось осуществление значительных заимствований на внутреннем финансовом рынке.
Всего за 2011-2013 годы предусматривается общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей.
Государственный долг Российской Федерации при этом увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.
Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 -2013 годах представлена в следующей таблице.
На 1 января 2010 года |
На 1 января 2011 года |
На 1 января 2012 года |
На 1 января 2013 года |
На 1 января 2014 года |
Изменение 2013 г. к 2010 г. | ||
отчет 2009 г. |
Закон №308-ФЗ (с изм.) |
проект |
проект |
проект |
млрд. руб. |
% | |
Государственный долг Российской Федерации, млрд. рублей |
3 233,1 |
5 316,7 |
6 844,7 |
8 976,8 |
11 170,3 |
5853,6 |
ПО |
% к ВВП |
8,3 |
11,8 |
13,6 |
16 |
18 |
||
в том числе: |
|||||||
Государственный внутренний долг, млрд. руб. |
2 094,7 |
3 726,7 |
5 148,4 |
6 976,4 |
8 826,3 |
5099,6 |
137 |
% к ВВП |
5,4 |
8,3 |
10,2 |
12,5 |
14,2 |
||
Государственный внешний долг, млрд. руб. |
1 138,4 |
1 590,0 |
1 696,3 |
2 000,4 |
2 344,0 |
754,0 |
47,4 |
% к ВВП |
2,9 |
3,5 |
3,4 |
3,5 |
3,8 |
Анализ динамики показывает, что государственный долг увеличился за 2011 - 2013 годы в 2,1 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга. Он увеличится в 2,4 раза в 2013 году по сравнению с 2010 годом, или с 8,3 % ВВП в 2010 году до 14,2 % ВВП в 2013 году.
Доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга в 2013 году составило 79,0 %.
Список литературы:
1 Вавилов А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления. – М., 2007. – 304 с.
2 Вавилов А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления. – М., 2007. – 304 с.
3 Головачёв Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика: Учебник –2008.
Информация о работе Образование и погашение государственного долга страны