Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:32, лекция
1. Организация бюджетной системы РФ, принципы ее построения
2. Бюджетное право и его источники
3. Бюджетные полномочия, основы их разграничения
Среди федеральных конституционных законов в качестве источника бюджетного права можно выделить Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в котором, среди полномочий Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, называются следующие:
-
разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
- представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;
-
обеспечение совершенствования бюджетной системы;
-
управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации.
Основным федеральным законом, регулирующим бюджетные отношения, является Бюджетный кодекс РФ, что прямо закреплено в ст. 2 БК РФ. БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Наряду с БК РФ, источником права служат принятые на его основе федеральные законы о федеральном бюджете, федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Важнейшим источником бюджетного права является Налоговый кодекс РФ. Кроме того, источником бюджетного права выступает ФЗ №131-ФЗ Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором закреплены полномочия местных органов власти в бюджетной сфере.
Среди подзаконных актов, служащих источниками бюджетного права, можно назвать Указы Президента и Правительства РФ; акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, регулирующие бюджетные правоотношения. Приказы Министерства финансов РФ составляют довольно многочисленную группу подзаконных актов, таких, например, как приказы Минфина России «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ на очередной финансовый год и плановый период».
Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, принятые на уровне субъектов РФ, можно систематизировать аналогично федеральным нормативным правовым актам - по юридической силе:
Основные законы субъектов РФ - уставы и конституции данных субъектов, как правило, содержат общие нормы о бюджетной системе субъекта РФ и о бюджетных полномочиях государственных органов власти субъекта РФ.
Источниками бюджетного права на региональном уровне являются законы субъектов РФ, регулирующие бюджетные отношения, например, Бюджетный кодекс РТ, а также законы субъектов РФ о бюджетах субъектов Российской Федерации и законы субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов.
В систему региональных нормативных правовых актов в бюджетной сфере входят и подзаконные акты - акты исполнительных органов власти субъектов РФ (например, Постановление Кабинета Министров РТ №279 от 30.04.2008 "О введении нормативного финансирования дошкольных образовательных учреждений Республики Татарстан").
Акты органов местного самоуправления также можно систематизировать по юридической силе и разделить на нормативные правовые акты:
Следует иметь в виду, что все нормативные правовые акты регионального и местного уровня не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ, который возглавляет структуру бюджетного законодательства РФ, определенную в ст. 2 БК РФ.
Кроме того бюджетные правоотношения могут регулироваться нормами международного права. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.
Вопрос 3
Бюджетные полномочия –
это права и обязанности
Согласно ст. 152 БК РФ участниками бюджетного процесса являются:
- Президент Российской Федерации;
- высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
- законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
- исполнительные органы государственной
власти (исполнительно-
- Центральный банк Российской Федерации;
- органы государственного (муниципального) финансового контроля;
- органы управления государственными внебюджетными фондами;
- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
- получатели бюджетных средств.
Основы разграничения бюджетных полномочий участников бюджетного процесса заложены в Конституции РФ, где в ст. 71-73, ст. 132 определены предметы ведения РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Участники бюджетного процесса осуществляют бюджетные полномочия в соответствии с БК РФ, федеральными законами "О парламентском контроле", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О Счетной палате Российской Федерации", "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Статьи 7-9 БК РФ определяют бюджетные полномочия органов государственной и муниципальной власти РФ.
Бюджетные полномочия органов
государственной и
бюджетные полномочия |
РФ |
СРФ |
МО |
установление общих
принципов организации и |
+ |
- |
- |
определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований |
+ |
- |
- |
определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
+ |
- |
- |
определение порядка установления и установление нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации |
+ |
- |
- |
определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов |
+ |
- |
- |
определение общего порядка
и принципов осуществления |
+ |
- |
- |
установление основ
бюджетной классификации |
+ |
- |
- |
установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов |
+ |
- |
- |
определение основ кассового обслуживания и осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
+ |
- |
- |
установление оснований,
видов ответственности и |
+ |
- |
- |
установление порядка составления и рассмотрения проекта соответствующего бюджета, утверждения и исполнения, осуществления контроля за его исполнением, составление, рассмотрение, утверждение, исполнение, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении соответствующего бюджета |
+ |
+ |
+ |
установление и исполнение расходных обязательств соответствующего уровня |
+ |
+ |
+ |
установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из соответствующего бюджета |
+ |
+ |
+ |
предоставление межбюджетных трансфертов из соответствующего бюджета |
+ |
+ |
+ |
осуществление государственных заимствований, предоставление государственных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и управление государственными активами соответствующего уровня |
+ |
+ |
+ |
установление, детализация
и определение порядка применен |
+ |
+ |
+ |
установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, и региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации |
- |
+ |
- |
Информация о работе Организационно-правовые основы построения бюджетной системы РФ