Организационно-правовые основы построения бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:32, лекция

Описание работы

1. Организация бюджетной системы РФ, принципы ее построения
2. Бюджетное право и его источники
3. Бюджетные полномочия, основы их разграничения

Файлы: 1 файл

Лекция.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Среди федеральных конституционных законов в качестве источника бюджетного права можно выделить Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в котором, среди полномочий Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, называются следующие:

-

разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

- представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;

-

обеспечение совершенствования бюджетной системы;

-

управление государственным  внутренним и внешним долгом Российской Федерации.

Основным федеральным законом, регулирующим бюджетные отношения, является Бюджетный кодекс РФ, что прямо закреплено в ст. 2 БК РФ. БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Наряду с БК РФ, источником права служат принятые на его основе федеральные законы о федеральном бюджете, федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Важнейшим источником бюджетного права является Налоговый кодекс РФ. Кроме того, источником бюджетного права выступает ФЗ №131-ФЗ Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором закреплены полномочия местных органов власти в бюджетной сфере.

Среди подзаконных актов,  служащих  источниками бюджетного права, можно назвать Указы Президента и Правительства РФ; акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, регулирующие бюджетные правоотношения. Приказы Министерства финансов РФ составляют довольно многочисленную группу подзаконных актов, таких, например, как приказы Минфина России «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ на очередной финансовый год и плановый период».

Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, принятые на уровне субъектов РФ, можно систематизировать аналогично федеральным нормативным правовым актам - по юридической силе:

  1. уставы и конституции субъектов РФ;
  2. законы субъектов РФ;
  3. подзаконные акты (акты исполнительных органов власти субъектов РФ).

Основные законы субъектов РФ - уставы и конституции данных субъектов, как правило, содержат общие нормы о бюджетной системе субъекта РФ и о бюджетных полномочиях государственных органов власти субъекта РФ.

Источниками бюджетного права на региональном уровне являются законы субъектов РФ, регулирующие бюджетные отношения, например, Бюджетный кодекс РТ, а также законы субъектов РФ о бюджетах субъектов Российской Федерации и законы субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов.

В систему региональных нормативных правовых актов в бюджетной сфере входят и подзаконные акты - акты исполнительных органов власти субъектов РФ (например, Постановление Кабинета Министров РТ №279 от 30.04.2008 "О введении нормативного финансирования дошкольных образовательных учреждений Республики Татарстан").

Акты органов местного самоуправления также можно систематизировать  по юридической силе и разделить  на нормативные правовые акты:

  • уставы муниципальных образований;
  • муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (решения о бюджете);
  • иные муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.

Следует иметь в виду, что все нормативные правовые акты регионального и местного уровня не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ, который возглавляет структуру бюджетного законодательства РФ, определенную в ст. 2 БК РФ.

Кроме того бюджетные  правоотношения могут регулироваться нормами международного права. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.

 

Вопрос 3

 

Бюджетные полномочия –  это права и обязанности органов  государственной власти и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Согласно ст. 152 БК РФ участниками бюджетного процесса являются:

- Президент Российской Федерации;

- высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

- законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

- исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

- Центральный банк Российской Федерации;

- органы государственного (муниципального) финансового контроля;

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

- получатели бюджетных средств.

Основы разграничения  бюджетных полномочий участников бюджетного процесса заложены в Конституции РФ, где в ст. 71-73, ст. 132 определены предметы ведения РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Участники бюджетного процесса осуществляют бюджетные полномочия в соответствии с БК РФ, федеральными законами  "О парламентском контроле", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О Счетной палате Российской Федерации", "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Статьи 7-9 БК РФ определяют бюджетные полномочия органов государственной и муниципальной власти РФ.

 

 

 

Бюджетные полномочия органов  государственной и муниципальной  власти в Российской Федерации

бюджетные полномочия

РФ

СРФ

МО

установление общих  принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений; определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов, их утверждения и исполнения, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

+

-

-

определение порядка  установления расходных обязательств публично-правовых образований

+

-

-

определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

+

-

-

определение порядка  установления и установление нормативов отчислений доходов от федеральных  налогов и сборов, региональных и  местных налогов в бюджеты  бюджетной системы Российской Федерации

+

-

-

определение общих принципов  предоставления и форм межбюджетных трансфертов

+

-

-

определение общего порядка  и принципов осуществления заимствований  и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга

+

-

-

установление основ  бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения

+

-

-

установление единого  порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов

+

-

-

определение основ кассового  обслуживания и осуществление кассового  обслуживания  исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

+

-

-

установление оснований, видов ответственности и порядка  привлечения к ответственности  за нарушение бюджетного законодательства РФ

+

-

-

установление порядка  составления и рассмотрения проекта  соответствующего бюджета, утверждения и исполнения, осуществления контроля за его исполнением, составление, рассмотрение, утверждение, исполнение, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении соответствующего бюджета

+

+

+

установление и исполнение расходных обязательств соответствующего уровня

+

+

+

установление порядка  и условий предоставления межбюджетных трансфертов из соответствующего бюджета

+

+

+

предоставление межбюджетных трансфертов из соответствующего  бюджета

+

+

+

осуществление государственных заимствований, предоставление государственных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и управление государственными активами соответствующего уровня

+

+

+

установление, детализация  и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к соответствующему бюджету

+

+

+

установление нормативов отчислений доходов в местные  бюджеты от федеральных налогов  и сборов, и региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации

-

+

-



Информация о работе Организационно-правовые основы построения бюджетной системы РФ