Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:29, курсовая работа
Цель работы - поиск резервов повышения эффективности использования основных фондов предприятия и разработка мероприятий по их реализации. Задачами данной работы являются:
изучение состава основных фондов и методов их оценки;
изучение методов начисления амортизации;
поиск путей повышения эффективности использования основных фондов;
разработка мероприятий по улучшению основных фондов предприятия.
Введение
1. Классификация основных производственных фондов
2. Методика управления основными фондами
3. Анализ и оценка основных фондов МУП "Спецавтохозяйство"
3.1 Общая производственно-экономическая характеристика предприятия
3.2 Анализ основных фондов предприятия
Заключение
Список литературы
Важным фактором, влияющим на структуру основных производственных фондов, является размер предприятия. На крупных предприятиях по сравнению с небольшими, как правило, более высокий удельный вес имеют машины и оборудование и более низкий - здания и инвентарь, так как производственная площадь используется более рационально, на ней размещается больше оборудования, что экономит капиталовложения на зданиях (производственных площадях), сооружениях и инвентаре.
На структуру основных фондов оказывает влияние форма организации производства и его размер. Так, например, соотношение между стоимостью зданий и оборудования меняется от уровня специализации и кооперирования производства, так как в этих условиях производственная площадь используется более рационально, на ней размещается больше оборудования. Комбинирование производства относительно сокращает потребность в складских помещениях. Перевод предприятия на поточные методы производства, особенно с принудительным ритмом, повышает удельный вес внутрицеховых транспортных средств. Освобождение производственных площадей от подсобных служб и ненужных данному предприятию средств производства, правильное расположение оборудования, совершенствование технологических процессов, внедрение автоматизированных и малогабаритных машин способствуют повышению удельного веса оборудования во всей массе основных производственных фондов.
Наконец, структура основных фондов зависит от особенностей данной отрасли народного хозяйства. Так, например, различается структура основных фондов в промышленности, на транспорте, в строительстве, между добывающими и обрабатывающими производствами.
Поэтому в разных отраслях народного хозяйства - даже при всех прочих равных условиях - должна быть различная структура основных производственных фондов.
Структура основных фондов может быть использована для оценки эффективности их использования. Поэтому классификация основных фондов может быть построена с использованием иного методического подхода. Главным здесь является отказ от рассмотрения основного капитала как совокупности индивидуальных капиталов, имеющих тысячи видов и разновидностей, и переход к "новой" концепции - построению широких классификационных групп, для каждой из которых разрабатывается "нормативный срок службы" основного капитала, т.е. срок списания его стоимости.
Подобный подход используется в ряде экономически развитых стран при создании классификации основного капитала.
Для целей амортизации с 1 января 1997 г. Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. № 685 была введена совершенно иная группировка, как сказано в Указе, имущества, подлежащего амортизации. Здесь также в состав основных производственных фондов включается имущество, стоимость которого превышает 100-кратный размер установленного законодательством Российской Федерации МРОТ и полезный срок использования которого более одного года. Причем участки земли, недр и лесов (а также финансовые активы) к имуществу, подлежащему амортизации, не относятся.
Имущество, подлежащее амортизации (а практически основные фонды), объединяется в четыре категории со следующими сроками амортизации:
1) здания, сооружения и их структурные компоненты - 20 лет;
2) легковой и легкий
грузовой автотранспорт,
3) технологическое,
4) нематериальные активы;
для них берется ожидаемый
срок использования, а если
определить его невозможно, то
срок амортизации
Подобная группировка сформирована для конкретных целей - исчисления амортизации основных фондов, ускорения и улучшения возмещения их стоимости.
Если внимательно посмотреть на эту группировку (именно группировку, а не классификацию) основных фондов, то можно заметить, что первая группа фактически объединяет пассивную (а точнее - неподвижную) часть основных фондов, в третьей объединено все оборудование, что в определенной степени позволяет проводить сопоставления с приведенной выше классификацией основных фондов.
Хотелось бы отметить, что с 1 января 2002 г. по Постановлению Правительства Российской Федерации №1 была разработана и введена в действие новая классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. Основанием для отнесения тех или иных видов основных фондов (имущества) к конкретной классификационной группе является срок полезного их использования.
Анализируя вышеприведенную
классификацию, можно сделать вывод
о том, что она более совершена,
чем предложенная 8 мая 1996 г. и ближе
к классической классификации. Однако
следует считать необходимым
использование и так называемой
классической классификации, поскольку
она, как представляется, более подходит
для планирования, воспроизводства
и анализа использования
Основными задачами анализа основных фондов является:
изучение состава и динамики основных фондов, технического состояния и темпов обновления, технического перевооружения, внедрение новой техники, модернизации;
определение показателей использования основных производственных фондов, а также факторов, влияющих на них;
установление степени эффективности использования активной части основных фондов;
выявление влияния использования основных фондов на объем перевозок, себестоимость, производительность труда и другие показатели;
выявление резервов повышения эффективности использования основных фондов.
В качестве источников информации
используют отчет о движении основных
фондов и амортизационного фонда, отчет
о движении уставного фонда, инвентарную
картотеку основных фондов и технические
паспорта. Кроме того, привлекают информацию,
содержащуюся в статистических и
бухгалтерских отчетных формах, справках
и расшифровках, представляемых предприятиями
в соответствии с указаниями о
порядке составления
В них содержатся сведения о наличии и движении основных фондов в целом по предприятию и с выделением основных производственных фондов транспорта, других отраслей народного хозяйства, непроизводственных основных фондов. С изучения объема основных средств, их динамики и структуры и начинается анализ. Детализация структуры необходима для выявления резервов повышения эффективности их использования на основе оптимизации их структуры.
Возрастной состав активных
основных фондов характеризует технический
уровень основных фондов и степень
их морального износа, что дает возможность
для выявления устаревших транспортных
средств, оборудования, требующих замены.
Характеризуя структуру производственных
фондов, нужно иметь в виду, что
эффективность всех основных фондов
зависит от качества использования
их активной части и, прежде всего
транспортных средств, от обеспечения
оптимальных пропорций в
При анализе важно изучить
состав основных фондов не только по их
отношению к производственному
процессу или по их видам, но и по
другим признакам (например, всех основных
фондов - по характеру их эксплуатации,
по отраслям хозяйства и т.д.). Тенденции
изменения структуры или
Важное значение имеет анализ движения и технического состояния основных производственных фондов.
Движение основных фондов изучают по данным приложений к бухгалтерским отчетам с привлечением справок, составляемых к этим отчетам.
Для характеристики роли различных видов поступления или выбытия основных фондов в формировании их величины на конец года определяют долю:
поступивших основных фондов (по видам поступления) в общем, их наличии на конец года (исчисляют коэффициенты общего, нового и безвозмездного поступления основных фондов);
выбывших основных фондов (по видам выбытия) в общем, их наличии на начало года (исчисляют коэффициенты общего выбытия, ликвидации и безвозмездной передачи основных фондов).
При необходимости может быть дана более подробная характеристика движения основных фондов по данным справок к бухгалтерскому балансу, ведомости учета ликвидированных основных фондов.
2. Методика управления основными фондами.
Роль основных средств
в оказании определенных видов бюджетных
услуг может существенно
При определении полномочий по управлению основными средствами также важно учитывать общий уровень финансовой самостоятельности бюджетной организации. Если бюджетная организация обладает высокой финансовой самостоятельностью и отвечает за результат своей деятельности, то управление основными средствами также необходимо выстраивать на основе широких полномочий по продаже, покупке и модернизации основных средств.
К основным средствам, закрепленным за бюджетной организацией, могут применяться различные режимы управления - в зависимости от специфики основных средств и деятельности бюджетной организации. Управление основными средствами может осуществляться организацией самостоятельно либо по согласованию в соответствии с заранее утвержденными процедурами. Необходимость согласования также может касаться не всех, а только отдельных действий в отношении основных средств.
В ряде случаев бюджетные
организации могут выполнять
управление основными средствами по
поручению вышестоящего ведомства.
Подобная ситуация характерна для объектов,
имеющих историческую или культурную
ценность. Управление такими основными
средствами, как правило, представляет
собой отдельную бюджетную
Последовательная реализация таких принципов предполагает высокую степень самостоятельности в управлении большей частью объектов основных средств, закрепленных за бюджетной организацией. В частности, бюджетная организация имеет возможность продавать и покупать объекты основных средств без согласования с вышестоящим ведомством. Уровень самостоятельности может регулироваться через установление предельной стоимости объектов основных средств, которые бюджетная организация может продавать или покупать без согласования с вышестоящим ведомством.
Самостоятельность в управлении основными средствами предполагает механизмы планирования основных средств с участием вышестоящего ведомства, выполняющего функции собственника бюджетной организации. В силу специфики финансовых полномочий бюджетные организации могут управлять структурой и размером основных средств лишь в определенных рамках. Общее определение состава и объема основных средств, необходимых для оказания бюджетных услуг, входит в функции вышестоящего ведомства. Решение данной задачи - составная часть процесса годового финансового планирования, а финансовые потоки, связанные с движением основных средств, отражаются в годовом финансовом плане.
Поскольку деятельность многих бюджетных организаций связана с широким использованием офисных помещений, стоимость содержания, обслуживания, аренды помещений и зданий составляет существенную долю в себестоимости бюджетных услуг. По этой причине потребности в помещениях и использовании могут рассматриваться на регулярной основе в рамках процесса годового финансового планирования.
Бюджетная организация, как
правило, не имеет прав на средства,
полученные от реализации основных средств.
Тем не менее, продажа основных средств
может служить одним из источников
для закупки новых основных средств,
с целью повышения качества бюджетных
услуг или перепрофилирования деятельности
бюджетной организации на предоставление
других бюджетных услуг. Таким образом,
сохранение средств от продажи основных
средств за бюджетной организацией
может быть обусловлено капитальными
вложениями, согласованными с вышестоящим
ведомством. При этом не следует
использовать такие средства для
оплаты оказываемых бюджетной
Стратегические цели субъекта муниципальных образований и параметры качества и объема бюджетных услуг предъявляют определенные требования к технологии оказания бюджетных услуг. Каждая бюджетная услуга подразумевает определенную стратегию ее предоставления в будущем: сохранение на неизменном уровне или увеличение объема таких услуг, улучшение качества, изменение принципов предоставления услуги и т.п. Решения по приобретению, модернизации и продаже основных средств следует рассматривать в контексте принятой или подразумеваемой стратегии предоставления бюджетных услуг.
Ведение централизованного реестра основных средств может преследовать стратегические и тактические цели. К стратегическим целям относятся формирование информационной базы для управления качеством и объемом бюджетных услуг и полный учет объектов, находящихся под прямым контролем высших органов власти. К тактическим целям относится выявление неиспользуемых или нерационально используемых основных средств. Прежде всего, это касается крупных объектов основных средств, таких как здания, сооружения и транспорт, и объектов, которые находятся в казне и не закреплены за бюджетными организациями. По мере расширения финансовой самостоятельности бюджетных организаций роль централизованного реестра объектов основных средств может снижаться.