Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 14:10, реферат
1. Понятие и принципы организации системы бюджетирования
2. Факторы повышения эффективности производства при внедрении системы бюджетирования
3. Система бюджетов предприятия
4. Реализация системы бюджетирования
Бюджет производствено-
4. Реализация системы бюджетирования
Система, реализующая управление бюджетом предприятия, включает следующие части:
а) экономическую, б) организационную, в) информационную, г) компьютерную.
Экономическая часть обеспечивающей системы представлена своеобразным хозяйственным механизмом, действующим в рамках предприятия. Этот механизм предполагает:
Разработка бюджета требует значительного объема нормативной информации - норм расхода, расценок, тарифов и т.п. Для ее получения проводится значительная подготовительная аналитическая работа. В ее процессе осуществляется тщательная инвентаризация доходов и затрат предприятия. Выявляются резервы и потери.
Организационное обеспечение
включает модификацию организационной
структуры управления предприятием
и изменение его
Компьютерная часть обеспечения включает
В качестве примеров специализированных программных комплексов можно привести R/3 (фирма SAAP), <Галактика> (фирма <Галактика>), (фирма ) и др. Большинство из этих комплексов позиционируются их разработчиками как универсальный инструмент, пригодный для применения на любом предприятии.
Однако опыт внедрения
подобных систем показал, что в каждом
случае необходима индивидуальная настройка
системы на каждое конкретное предприятие.
Эта настройка сводится к учету
специфики предприятия в
Как неоднократно отмечалось, система бюджетирования реализует все функции управления предприятием, в том числе и учетную. По отношению к системе бухгалтерского учета предприятия возможны автономный и адаптированный варианты системы бюджетирования.
Адаптированный вариант базируется на использовании учетной бухгалтерской информации. Автономный вариант предполагает создание собственной независимой от бухгалтерии системы учета.
Каждый из этих вариантов имеет определенные достоинства и недостатки.
Адаптированный вариант опирается на хорошо отлаженные информационные бухгалтерские потоки. Он свободен от дублирования учетной информации и в этом отношении более дешев, чем автономный. Особенно привлекательно использование адаптированного варианта при хорошо развитом аналитическом учете, когда имущество, доходы и затраты учитываются по подразделениям предприятия. Следует отметить, что такой учет иногда отождествляют с бюджетированием.
Однако существенной проблемой здесь является планирование бюджетов. Важным принципом системы управления бюджетом является сопоставимость плановой и учетной информации. Поэтому в адаптированном варианте планирование должно быть выдержано в <бухгалтерском> стиле. То есть, если учет ведется в разрезе бухгалтерских счетов, планирование также должно вестись соответствующим образом. При этом возникает ряд сложных методических проблем, которые до настоящего времени не имеют удовлетворительного решения. И чем сильнее аналитический учет, тем сложнее планирование.
Автономный вариант использует собственную систему учета. Это вызывает дублирование учетной информации. Управленческие расходы возрастают. Однако при этом система бюджетирования является более простой, более дешевой в разработке, а зачастую, и эксплуатации за счет применения менее сложных алгоритмов планирования и учета.
Целесообразным является
использование автономного
Для современных российских условий представляется целесообразной следующая стратегия внедрения системы управления на основе бюджетов:
Функциональный аспект системы управления бюджетом может быть представлен в виде рис.2.
Основными функциональными блоками системы являются:
Объектами планирования, учета и анализа является имущество предприятия и источники его финансирования, движение денежных средств, доходы и затраты и операционная деятельность.
При разработке бюджетов
должно быть обеспечено полное соответствие
планов производственной деятельности,
доходов и затрат, движения денежных
средств и имущества
Система бюджетирования предполагает воссоздание не только финансового, но и производственного планирования, планирования материально-технического и кадрового обеспечения.
Учетный и аналитический блоки системы должны полностью сопрягаться с плановым. Состав учетной и плановой информации должны быть полностью одинаковы.
Анализ должен сопоставлять плановую и отчетную информацию и выявлять причины отклонений.
Обязательным условием является адекватное использование администрацией аналитических данных и выработка ответных регулирующих воздействий.
Основой системы бюджетирования является нормативная база.
Она включает нормы расхода сырья и материалов, цены, тарифы, нормативы оплаты, расценки и т.п. Эта информация собирается учетным блоком, исследуется, рационализируется и затем применяется в процессе планирования.
Важным сегментом
нормативной базы являются нормативы
распределения доходов и