Особенности финансирования бюджетных учреждений разного спектра оказываемых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:06, реферат

Описание работы

В настоящее время все существующие системы здравоохранения можно описать с помощью трех основных экономических моделей. Однозначных, общепринятых названий у этих моделей нет, но описания их основных параметров дается специалистами, в общем, одинаково

Файлы: 1 файл

73147.rtf

— 147.91 Кб (Скачать файл)

     Особенности финансирования бюджетных учреждений разного спектра оказываемых услуг 

     Особенности финансирования бюджетных учреждений здравоохранения 

     1. Модели финансирования учреждений здравоохранения 

     В настоящее время все существующие системы здравоохранения можно описать с помощью трех основных экономических моделей. Однозначных, общепринятых названий у этих моделей нет, но описания их основных параметров дается специалистами, в общем, одинаково. Это:

     - платная медицина, основанная на рыночных принципах с использованием частного медицинского страхования (например, США);

     - государственная медицина с бюджетной системой финансирования (например, СССР);

     - система здравоохранения, основанная на принципах социального страхования и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования (например, Германия). 

     1.1 Обязательное медицинское страхование (ОМС) - практика Германии 

     Данная модель определяется как социально-страховая или система регулируемого страхования здоровья. Данная модель здравоохранения опирается на принципы смешанной экономики, сочетая в себе рынок медицинских услуг с развитой системой государственного регулирования и социальных гарантий, доступности медицинской помощи для всех слоев населения. Она характеризуется в первую очередь наличием обязательного медицинского страхования всего или почти всего населения страны при определенном участии государства в финансировании страховых фондов. Государство здесь играет роль гаранта в удовлетворении общественно необходимых потребностей всех или большинства граждан в медицинской помощи независимо от уровня доходов, не нарушая рыночных принципов оплаты медицинских услуг. Многоканальная система финансирования (из прибыли страховых организаций, отчислений от зарплаты, государственного бюджета) создает необходимую гибкость и устойчивость финансовой базы социально-страховой медицины и механизма социальной защиты ее работников.

     В Германии система обязательного медицинского страхования введена в 1883 году. Социальное (обязательное) медицинское страхование предусматривает: диагностику и профилактику заболеваний; лечение в амбулаторных и стационарных условиях; снабжение лекарствами и вспомогательными средствами при амбулаторном и стационарном лечении; выплату пособий в связи с временной утратой трудоспособности (до 6 недель оплачивают работодатели); выплата пособий на прерывание беременности, по материнству, по смерти и т.д. В структуре застрахованных по обязательному медицинскому страхованию (92% населения) 44% составляют работающие, 27% - члены семьи, 21% - пенсионеры. Обязательное медицинское страхование (ОМС) осуществляют некоммерческие страховые организации - больничные кассы (БК). Это - самоуправляемые независимые организации, структура которых определена законодательно. В зависимости от состава и дохода, застрахованных разброс взносов составляет от 9 до 15% к фонду оплаты труда.

     Такая модель также типична для большинства экономически развитых стран: Франции, Нидерландов, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Канады и Японии.

 

      1.2 Добровольное медицинское страхование (ДМС) - практика США 

     Для данной модели характерно предоставление медицинской помощи преимущественно на платной основе, за счет самого потребителя медицинских услуг, отсутствие единой системы государственного медицинского страхования. Главным инструментом удовлетворения потребностей в медицинских услугах является рынок медицинских услуг. Ту часть потребностей, которая не удовлетворяется рынком (малообеспеченные слои населения, пенсионеры, безработные) берет на себя государство путем разработки и финансирования общественных программ медицинской помощи. Таким образом, масштабы государственного сектора малы.

     В настоящее время правительство США также оплачивает более 40% расходов на здравоохранение. Большая часть затрат на медицинские услуги в США покрывается за счет добровольного медицинского страхования, которое оплачивается работодателями, а также правительством. Тем не менее, на долю граждан приходится значительная часть расходов за предоставленные медицинские услуги.

     В США основой организации здравоохранения является частный рынок медицинских услуг, дополняемый государственными программами медицинского обслуживания бедных «Medicade» и пенсионеров «Medicare». Такую модель обычно называют платной, рыночной, американской, иногда - системой частного страхования.

     Программа «Medicade» предусматривает страхование малообеспеченных американцев, преимущественно женщин и детей из бедных семей. Программа «Medicade» финансируется как федеральным правительством, так и органами управления штатов.

     В соответствии с программой «Medicare» осуществляется страхование всех американцев старше 65 лет, а также тех, кто приближается к этому возрасту и у кого есть серьезные нарушения состояния здоровья.

     1.3 Бюджетное финансирование здравоохранения - практика СССР 

     Данная модель характеризуется значительной (исключительной) ролью государства. Все медицинские услуги оказываются государственным сектором, финансирование которого осуществляется главным образом из госбюджета, за счет налогов с предприятий и населения. Население страны получает медицинскую помощь бесплатно (за исключением небольшого набора медицинских услуг). Таким образом, государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения. Рынку здесь отведена второстепенная роль, как правило, под контролем государства. Государство является главным гарантом защиты доходов медицинских работников от инфляции (минимальная заработная плата, пенсионное обеспечение, отпуска и т.д.).

     К 1970-м годам в СССР государственная система здравоохранения в основном была сформирована. Работала сеть и структура органов и учреждений здравоохранения, подготовлен кадровый потенциал, населению оказывалась бесплатная, общедоступная, квалифицированная медицинская помощь в полном объеме на основе применяемых в тот период времени медицинских технологий. В то же время, с начала 1970-х годов шло постепенное снижение выделяемых бюджетных средств.

     Наряду с достоинствами, советская система здравоохранения имела и ряд существенных недостатков, основные из которых:

     - ориентация на экстенсивные показатели;

     - отсутствие действенной мотивации труда;

     - гиперцентрализация управления (ограничение прав руководителей органов и учреждений здравоохранения);

     - жёстко отработанные внутриотраслевые связи;

     - несовершенство системы финансирования, хозяйственных отношений;

     - отсутствие свободного доступа к достижениям мировой науки и практики;

     - отсутствие механизма защиты прав пациентов и медицинских работников;

     - перекос в подготовке квалифицированных кадров в ущерб материально-техническому оснащению. 

     1.4 Смешанная модель финансирования здравоохранения - практика России в настоящее время 

     В настоящее время в России финансирование здравоохранения имеет смешанный бюджетно-страховой характер, при котором за счет государства оплачиваются целевые программы, капитальные вложения и некоторые другие расходы, а финансирование основной медицинской помощи осуществляется через систему медицинского страхования.

     В 1991 году вышел закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". В соответствии с законом предусматривалось введение двух видов медицинского страхования граждан: обязательного и добровольного.

     Вся система российского здравоохранения базируется, как известно, на финансировании из трех источников. Это средства федерального и регионального бюджетов и ФОМС, которые можно объединить в два канала - бюджетный и страховой. В большинстве регионов эти два канала сосуществуют, формируя бюджетно-страховое финансирование здравоохранения, в отдельных субъектах имеет место только бюджетное финансирование.

     Финансовая основа государственной системы обязательного медицинского страхования - отчисления страхователей на обязательное медицинское страхование и бюджетные платежи за обязательное медицинское страхование неработающего населения. Финансовые средства аккумулируются в фондах обязательного медицинского страхования: Федеральном и территориальных, являющихся самостоятельными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и созданных для обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фондов не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию.

     ОМС является всеобщим для населения Р.Ф. и реализуется в соответствии с программами медицинского страхования, которое гарантирует объём и условия оказания медицинской, лекарственной помощи гражданам.

     ДМС выступает дополнительным источником финансирования здравоохранения. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ ДМС и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программ ОМС.

     Согласно данным Минздрава РФ за последние 10 лет государственные ассигнования на здравоохранение из бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования (ОМС) сократились в реальном выражении не менее чем на треть. Дефицит финансовых средств в отрасли в среднем по стране составляет более 30%, а доля средств, выделяемых на здравоохранение, в общем объеме валового регионального продукта не превышает 3%.

     2. Проблемы финансирования учреждений здравоохранения в современных условиях

     Постоянные изменения в структуре управления системой здравоохранения, недофинансирование отрасли не могли не отразиться на функционировании системы оказания медицинской помощи населению на различных этапах взаимодействия с пациентами: в поликлинике, при оказании скорой (первичной) помощи, в проведении профилактических мероприятий.

     На сегодняшний день проблемы финансирования здравоохранения в стране являются самыми острыми в системе финансового обеспечения социальной защиты

     Как показывают исследования, консолидированный бюджет здравоохранения РФ составляет на протяжении последних лет примерно 4,5% от ВВП, из которых порядка 2,3% финансировались за счет средств региональных бюджетов. За счет средств обязательного и добровольного медицинского страхования финансировалось около 1% расходов. При этом рекомендуемый норматив составляет 5-8%. В странах ЕС данный показатель составляет 8-13% ВВП, в США - 17% ВВП. Однако, по прогнозам к 2020 г. в систему здравоохранения может попасть 6% ВВП.

           По справедливости финансовых взносов населения в систему здравоохранения Россия оказалась на 185 месте из 191.

     Реформирование здравоохранения с началом 2000-х продолжилось в составе уже не только экономических, но и социальных реформ

     В 2006 году началась реализация приоритетных национальных проектов, в состав которых, проект «Здоровье». В соответствии с национальным проектом, преобразования в российской медицине с 2006 года должны пойти по трем основным направлениям: совершенствование работы учреждений здравоохранения первичного звена, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи и профилактика заболеваний.

     К 2009 году планируется перевести здравоохранение на новую модель, принципом которой является иной подход к системе финансирования здравоохранения. Эта система построена таким образом, что государство выделяет средства не на медицинскую помощь, а на финансирование сети лечебных учреждений (расходы на оборудование, инвентарь, зарплаты, оплата жилищно-коммунального хозяйства). Причем, около 30-35% расходов на финансирование медицинской помощи доплачивает само население.

     В это же время российские регионы продолжают реализовывать свои планы действий по оптимизации оказания медицинской помощи населению, а также начинают разрабатывать новые программы.

     Мероприятия, направленные на повышение уровня здоровья:

     - Установление государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, а также условий и порядка ее оказания, обеспечение населения жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, финансовое обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

     - Увеличение объема профилактической и амбулаторно-поликлинической помощи.

     - Эффективное использование коечного фонда, внедрение новых ресурсосберегающих технологий.

     - Разработка и внедрение стандартизированных методов лечения и реабилитации.

     - Повышение доступности для граждан высокотехнологичной (дорогостоящей медицинской помощи).

     - Обеспечение доступности санаторно-курортной помощи и повышение адресности санаторно-курортного лечения.

     - Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Информация о работе Особенности финансирования бюджетных учреждений разного спектра оказываемых услуг