Ритуалы представляют
собой систему обрядов.
Даже определённые управленческие
решения могут становиться организационными
обрядами, которые работники интерпретируют как часть организационной
культуры. Такие обряды выступают
как организованные и спланированные
действия, имеющие важное “культурное”
значение.
В повседневной
жизни порганизации ритуалы выполняют
двойную функцию:
- они могут укреплять структуру предприятия;
- за счёт затушевывания истинного смысла совершаемых действий - ослаблять.
В положительных случаях
ритуалы являются сценическими
постановками произведений, имеющих
основополагающее значение. Ритуалы символизируют убеждения,
играющие существенную роль
на предприятии. В сочетании
с выдающимися событиями ритуалы
прямо и косвенно высвечивают
образ предприятия и господствующие на
нём ценностные ориентации.
Ритуалы, выражающие признание, например, юбилеи,
празднования успехов во внешней службе,
публичные поощрения, участие в поощрительных
поездках, - все эти события должны
продемонстрировать, в чём заключаются
интересы предприятие, что вознаграждается
и что торжественно отмечается.
Обычай - это воспринятая
из прошлого форма социальной
регуляции деятельности и отношения
людей, которая воспроизводится
в определённом обществе или социальной
группе и является привычной для его
членов. Обычай состоит в неуклонном
следовании воспринятым из прошлого
предписаниям. |
В роли обычая могут выступать
различные обряды, праздники,
производственные навыки и т.д. Обычай
- это неписаное правило поведения.
Традиции - элементы социального и культурного
наследия, передающиеся из поколения в
поколение и сохраняющиеся в определённом
сообществе в течение длительного
времени. |
Традиции функционируют во
всех социальных системах и
являются необходимым условием
их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции
приводит к нарушению преемственности
в развитии общества и культуры, к утрате
ценностных достижений человечества.
Слепое же поклонение перед традицией
порождает консерватизм и застой
в общественной жизни.
Для того, чтобы нам понять какое влияние
оказывает на поведение работника организационная
культура и в чем она проявляется в компании
рассмотрим подход Ф. Харисана и Р. Морана
к определению ее структуры.
Характеристики
организационной культуры
(Ф.Харрис и Р.Моран)
- Осознание себя и своего места в организации (в одних культурах ценится сдержанность и сокрытие работником своих внутренних настроений и проблем, в других — поощряется открытость, эмоциональная поддержка и внешнее проявление своих переживаний; в одних случаях творчество проявляется через
сотрудничество, а в других — через индивидуализм);
- Коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуникации варьируется от организации к организации; профессиональный
жаргон, аббревиатуры, язык жестов специфичен
для организаций различной отраслевой,
функциональной и территориальной принадлежности
организаций);
- Внешний вид, одежда и представление
себя на работе (разнообразие униформ, деловых стилей, нормы использования
косметики, духов, дезодорантов и т. п.), свидетельствующие
о существовании множества микро культур;
- Привычки и традиции, связанные с приемом и ассортиментом
пищи: как организовано питание работников в организации, включая наличие или отсутствие столовых
и буфетов; участие организации в оплате
расходов на питания; периодичность и
продолжительность питания; совместно
или раздельное питание работников с разным
организационным статусом и т. п.;
- Осознание времени, отношение к нему
и его использование: восприятие времени как важнейшего ресурса или пустая трата времени, соблюдение или постоянное нарушение временных параметров организационной деятельности;
- Взаимоотношения между людьми: влияние на межличностные отношения таких характеристик как возраст, пол, национальность,
статус, объем власти, образованность,
опыт, знания. Соблюдение формальных требований
этикета или протокола; степень формализации
отношений, получаемой поддержки, принятые
формы разрешения конфликтов;
- Ценности и нормы первые представляют собой
совокупность представлений о том, что
хорошо, а что — плохо; вторые — набор
предположений и ожиданий в отношении
определенного типа поведения;
- Мировоззрение: вера или отсутствие веры в справедливость, успех, свои силы, руководство; отношение к взаимопомощи, к этичному или недостойному поведению, убежденность в наказуемости зла и торжестве добра и т. п.;
- Развитие и самореализация работника: бездумное или осознанное выполнение
работы; опора на интеллект или силу; свободная
или ограниченная циркуляция информации
в организации; признание или отказ от
рациональности сознания и поведения
людей; творческая обстановка или жесткая
рутина; признание ограниченности человека или акцент
на его потенции к росту;
- Трудовая этика и мотивирование: отношение к работе как ценности или повинности; ответственность или безразличие к результатам своего труда; отношение к своему рабочему месту. достойные и вредные привычки на работе; справедливая связь между вкладом работника и его вознаграждением; планирование профессиональной карьеры работника в организации.
В.А. Спивак33 выделяет функции организационной культуры,
в определении их опираясь на аналогичные,
общие функции культуры:
- Продуцирование и накопление
духовных ценностей;
- Оценочно-нормативная - сравнение реального поведения человека с идеальным;
- Регламентирующая и регулирующая - применение культуры как индикатора и регулятора поведения;
- Опознавательная - способ включения в жизнь общества;
- Смыслообразующая - участие культуры в определении человеком и социумом смысла в жизни, смысла своего существования;
- Коммуникационная - через ценности, принятые обществом, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивается взаимопонимание членов общества и их взаимодействие;
- Функция общественной памяти,
сохранения и накопления человеческого
опыта;
- Рекреативная - восстановления духовных сил в процессе восприятия или включения в культурную деятельность.
Основные свойства организационной культуры
- Свойство динамичности. В своем движении культура проходит стадии зарождения, формирования, поддержания, развития и совершенствования, прекращения (замены). На каждом из этапов появляются свои «проблемы роста», что является закономерным для динамичных систем.
- Системность является вторым важнейшим свойством,
указывающим на то, что культура представляет
собой достаточно сложную систему, объединяющую
отдельные элементы в единое целое, руководствуясь
определенной миссией в обществе и своими
приоритетами.
- Элементы, составляющие организационной культуру, строго структурированы, иерархически
соподчинены и обладают своей собственной степенью насущности и приоритетности.
- Культура обладает свойством относительности, поскольку не является «вещью в себе», а постоянно соотносит свои элементы как со своими собственными целями, так и с окружающей действительностью, другими организационными культурами, отмечая при этом свои слабые и сильные стороны, пересматривая и совершенствуя те или иные параметры.
- Еще одно свойство - неоднородность. Внутри культуры может быть много локальных
культур, отражающих дифференциацию культуры
по уровням, отделам, подразделениям, возрастным
группам, национальным группам и т.п., называемыми
субкультурами. Присутствуют, как правило,
и контркультуры, которые отвергают общую организационную культуру, либо какой-либо из ее элементов.
- Разделяемость Любая организационная культура существует и эффективно
развивается лишь благодаря тому, что
ее постулаты, нормы и ценности разделяются
персоналом. Степенью разделяемости определяется
сила воздействия культуры на работников.
Причем такое влияние не является насильственным,
принуждающим, а строится на добровольном
и естественном принятии работниками
постулатов организационной культуры
в качестве своих собственных.
- Типы и уровни организационных культур.
Типологизация организационных культур весьма многообразна,
в данной теме мы рассмотрим три из
них.
Типы культур
по К. Камерону и Р. Куину
- Бюрократия (иерархическая
культура:
Организационная культура - формализованная и структурированная.
Долгосрочные планы компании
состоят в обеспечении стабильности, предсказуемости
и рентабельности.
Действиями людей руководят
формальные правила и официальная политика.
Ключевыми ценностями успеха
считаются четкое распределение полномочий
по принятию решений, стандартные процедуры,
механизмы контроля и учета.
Работа в компании с таким типом
культуры ориентирована на результаты
(достижение целей).
Успех определяется объемом
рыночной доли и проникновением на новые рынки.
Основные ценности: конкурентоспособность
и продуктивность.
Главная задача менеджеров
- повышать производительность деятельности
организации, вести ее к результатам и
прибылям.
Культура характерна для динамично развивающейся
компании, в которой акцентируется необходимость
производства продукции и предоставления
услуг с учетом новых технологий, проявления
предпринимательских способностей.
Важной считается готовность
к изменениям, экспериментированию и новаторству.
В долгосрочной перспективе
организация ориентируется на быстрый
рост и приобретение новых ресурсов.
Культура проникнута разделяемыми
всеми сотрудниками ценностями и целями,
сплоченностью, соучастием и ощущением
организации как "мы".
Основные представления:
- с внешними проблемами лучше
всего справиться, организуя бригадную
работу и заботясь о повышении квалификации
сотрудников;
- потребители являются партнерами;
- необходимо создавать для члена
коллектива гуманное внешнее окружение;
- главная задача менеджеров
- делегирование подчиненным полномочий,
облегчение условий их участия в бизнесе,
проявления преданности делу и организации.
Чарльз Хэнди построил свою
типологию на основе классификации Харрисона:
- Культура власти: существует центральный
источник власти, который производит контроль;
мало правил и процедур, атмосфера конкурентная,
ориентированная на власть и политику.
- Культура роли: работа контролируется
процедурами и правилами, а роль, или должностные
обязанности, представляет для людей более
важное значение, чем человек, который
ее исполняет. Власть ассоциируется с
должностью, а не с человеком.
- Культура задачи: целью является
объяснение необходимых для решения задачи
людей и создание им условий для совместной
работы. Влияние основывается больше на
экспертной власти, чем на должности или
личной власти. Здесь культура адаптивна,
а важность командной работы возрастает.
- Культура личности: центральное место
отводится человеку. Организации существуют
только для обслуживания и помощи людям
в их работе.
34Э. Шейн выделяет следующие
уровни культуры:
- артефакты (видимые организационные
структуры и процессы: провозглашенные ценности, мифы, ритуалы,
особенности взаимодействия);
- провозглашаемые ценности
(стратегии, цели, философии);
- базовые представления (представляющиеся
чем-то самоочевидным убеждения, особенности восприятия,
мысли и чувства, первичный источник ценностей и поступков).
В таблице 4 представлены характерные
черты каждого типа организационной культуры
и соответствующие им важнейшие элементы
менеджмента:
Таблица 4.
- Методы формирования поддержания
и развития организационной культуры.
Основные этапы формирования
организационной культуры:
- Выбор миссии организации, определение
стратегии, основных целей и ценностей
(приоритетов, принципов, подходов, норм
и желательных образцов поведения)
- Изучение сложившейся организационной
культуры. Определение степени сложившейся
культуры, выработанной руководством стратегии
развития ценностей. Выявление позитивных
и негативных ценностей
- Разработка организационных мероприятий,
направленных на формирование, развитие
или закрепление желательных ценностей
и образцов поведения
- Целенаправленные воздействия на корпоративную культуру
с целью изжить негативные ценности и
развить установки, способствующие реализации
разработанной стратегии.
- Оценка успешности воздействия на корпоративную
культуру и внесение необходимых корректив.
Методы формирования и поддержания организационной
культуры35
Поведение руководителя . Безусловно, руководителю следует начать
с себя. Давно доказано, что люди лучше
всего усваивают новые для себя образцы
поведения через подражание. Руководитель
должен стать примером, ролевой моделью,
показывая пример такого отношения к делу,
такого поведения, которые предполагается
закрепить и развить у подчиненных.
Заявления, призывы,
декларации руководства. Нельзя забывать, что для закрепления
желательных трудовых ценностей и образцов
поведения большое значение имеет обращение
не только к разуму, но и к эмоциям, к лучшим
чувствам работников: "Мы должны стать
первыми!", "Высочайшее качество -
это залог нашей победы над конкурентами",
"В нашей организации работают лучшие
специалисты!", "Этот год станет переломным
для нашей компании".