Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:11, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности Пенсионного фонда Российской Федерации как одного из наиболее значимых социальных институтов страны.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и значение Пенсионного Фонда РФ;
- рассмотреть историю возникновения и развития Пенсионного Фонда РФ;
- изучить сущность пенсионной реформы;
провести анализ основных показателей бюджета Фонда и основных показателей пенсионного обеспечения;
показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации.
Основная особенность
Законодательство о пенсионном страховании в Российской Федерации опирается на положения Конституции РФ, гарантирующие всем гражданам страны материальное обеспечение при достижении установленного законодательством возраста, а также при утрате работоспособности.
Пенсионные законодательные
Реформа пенсионной системы, осуществление которой началось с 1 января 2002 года - долгосрочная экономическая программа, поскольку предусматривает переход (рассчитана на 15-20 лет) от солидарно-распределительной пенсионной системы, сформированной за 70-летний советский период, к комбинированной пенсионной системе, сочетающей в экономически и социально обоснованных пропорциях распределительные и накопительные элементы.
Центральное место в системе правовых актов пенсионной реформы занимают следующие Федеральные законы:
Ключевой нормативный документ системы законодательных актов пенсионной реформы – Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, поскольку в нем определены права граждан на государственное пенсионное обеспечение, условия установления и размеры всех видов трудовых пенсий.
В связи с его принятием одновременно утратил силу действующий более десятилетия Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. № 340-1, а также Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ, вступивший в силу с 1998 г.
Любые изменения являются относительными и всегда сопряжены с улучшением для одних категорий и ухудшением для других. Проведенная пенсионная реформа – также не исключение: для значительного контингента пенсионеров и застрахованных лиц ее положение повлекли за собой существенные ограничения пенсионных прав застрахованных лиц и пенсионеров. Однако данным Законом предусмотрено, что во всех случаях эти изменения не могут повлечь за собой каких-либо ухудшений материального положения нынешних пенсионеров, пенсия которым назначена по условиям «старого» Закона РФ № 340-1.
Достаточно радикальное изменение законодательной базы было обусловлено изменением условий назначения, самой формулой исчисления размера трудовой пенсии и порядка ее индексации.
Не менее серьезные
изменения претерпели механизмы
осовременивания назначенных
Закон РФ № 173-ФЗ изменил режим предоставления пенсий по условиям труда. Предусматривается постепенный перевод основной части в профессиональные пенсионные системы с финансированием по дополнительному тарифу, что позволит Пенсионному фонду РФ ликвидировать статьи расходов, не обеспеченные страховыми взносами.
Учитывая, что пенсионная реформа затронула интересы нескольких поколений граждан, то большое внимание в данном Законе уделено переходному периоду, в течение которого будут выходить на пенсию застрахованные в системе государственного пенсионного страхования лица, имеющие комбинированный стаж работы как в условиях старого (Закона РФ № 340-1), так и нового (Закона РФ № 173-ФЗ) законодательства. Для обеспечения сохранности и объективной оценки их пенсионных прав предусмотрена специальная схема их конвертации.
Статьей 2 Закона РФ № 173-ФЗ определены важнейшие понятия, являющиеся новыми для российского законодательства.
В новом Законе сохраняются старые нормы о праве выбора пенсии (при наличии права на одновременное получение трудовых пенсий нескольких видов) и а праве на получение двух пенсий в соответствии с Федеральным Законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ.
В период после начала пенсионной реформы развития системы негосударственного пенсионного обеспечения происходило в условиях отсутствия адекватной нормативной правовой базы. Это негативно отразилось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов и степени доверия к ним населения.
Стабилизации существующей
распределительной системы
В долгосрочной перспективе
в качестве альтернативы действующей
распределительной системе
государственное пенсионное страхование как ведущий элемент системы, в соответствии с которым выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования и финансируется за счет: текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ; средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление; инвестиционного дохода от их размещения;
государственное пенсионное
обеспечение для отдельных
дополнительное пенсионное страхование, осуществляется за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством РФ, - обязательных страховых взносов.
В процессе реформирования необходимо провести изменения нормативных правовых актов по вопросам индивидуального учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования. Система персонифицированного учета должна соответствовать требованиям, связанным с введением условно-накопительных и именно накопительных счетов граждан в механизм финансирования пенсий. Одновременно требуется конкретизировать подходы к реформированию льготных пенсий с использованием накопительных механизмов.
Программа реформирования предполагает формирование гибкой системы эффективных стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию, в том числе с использованием условно-накопительных счетов граждан, при которых более продолжительная работа и соответственно сокращение ожидаемого срока пребывания на пенсии позволяют существенно увеличивать для получателя ее ежемесячный размер. Такая система стимулов должна учитывать не только финансовые интересы пенсионной системы, но и изменение ситуации на рынке труда. Важно также, чтобы предлагаемые стимулы не превращались на деле в систему экономического принуждения пожилых людей к продолжению активной трудовой деятельности вопреки их возможного желанию.
Предлагаемая в Программе
модель государственного пенсионного
обеспечения с поэтапным
2.2 Роль персонифицированного учета в пенсионной системе РФ
Для учета сведений, составляющих страховую и накопительную часть пенсии, Пенсионным фондом РФ создана система индивидуального (персонифицированного) учета.
Она выглядит следующим образом. На каждого работающего гражданина в начале его трудовой деятельности открывается индивидуальный лицевой счет, в котором накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем трудовой пенсии. То есть, где бы человек не работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и страховых взносах в пенсионную систему будут попадать в один и тот же индивидуальный лицевой счет.
Итоговый размер пенсии зависит от средств, накопленных на индивидуальном лицевом счете. Чем выше заработок, тем больше средств окажется на нем. При наступлении страхового случая, определенного пенсионным законодательством, на основе сведений персонифицированного учета, человеку назначается пенсия.
Введение индивидуально-
Индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования строится на следующих принципах:
Отношения лиц, участвующих в процессе персонифицированного учета, определены Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.96 N 27-ФЗ (далее - Закон). Согласно Закону, страхователь представляет в ПФР один раз в год индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах в отношении каждого работающего у него застрахованного лица.
Одновременно с
Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные. Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает страховое свидетельство по месту работы. Страховые свидетельства государственного пенсионного страхования хранятся у застрахованных лиц. Изменение сведений о застрахованном лице влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в его индивидуальном лицевом счете.
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля с фонда оплаты труда — базы для начисления страховых взносов. Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам.
С 1 января 2010 года страховые взносы на обязательное пенсионное страхование устанавливаются на основании:
- Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";
-Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (в ред. От 24.07.2009).
Тарифы страховых взносов,
уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ
на период 2010 - 2011 гг. (за исключением
отдельных категорий
На период 2009 года тариф на страховые взносы в Пенсионный фонд РФ был установлен главой 24 Налогового кодекса РФ и входил в состав единого социального налога. С 1 января 2010 года данная глава Налогового кодекса РФ утрачивает силу на основании Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ.